Кималова А.А. | ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

УДК 373.3

Магистрант ГАОУ ВО МГПУ ИППО

В данной статье проанализирован современный подход к формированию у учащихся начальной школы орфографической грамотности, а также, раскрыты основные игровые приёмы, позволяющие разнообразить учебный процесс и замотивировать школьников к изучению русского языка.

Повышение уровня грамотности в настоящее время для многих людей является достаточно актуальной задачей, поскольку грамотность письменной речи в современном мире считается своеобразной визитной карточкой человека.

На протяжении последних 17 лет в России каждый год проводится «Тотальный диктант» — акция, направленная не только на проверку собственной грамотности, но и позволяющая выявить степень грамотности людей, изучающих русский язык, а также показать, что быть грамотным важно для каждого человека. Результаты этого диктанта из года в год говорят о тотальной неграмотности людей.

В 2021 году, в восемнадцатом общенациональном диктанте приняли участие 675 198 человек. «Общее количество отличников еще подсчитывается, но уже можно сказать, что текст первой и третьей зоны написали на пятерки 4–5% участников, а более сложный пунктуационно текст второй зоны — 1%». Эта цитата взята с официального сайта фонда «Тотальный диктант» по итогам проверки работ 2021 года. А это значит, что свободным владением русским языком на данный момент у нас может похвастаться всего 2-3 человека из ста писавших диктант.

Рассмотрим понятие «орфографической грамотности». Оно очень близко к понятию «грамотное письмо». Важным в этом процесс является формирование орфографического навыка.

Львов М. Р. в своих работах выявляет структуру орфографического навыка [3]:

  1. Необходимо найти орфограмму;
  2. Определить тип данной орфограммы;
  3. Найти способ решения задачи правильного написания орфограммы, в зависимости от ее типа;
  4. Наметить план действий для решения данной задачи;
  5. Выполнить все этапы плана;
  6. Написать слово правильно, опираясь на результат решения задачи.

Власенков А. И. в своих трудах дал определение орфограмме. «Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть представлено двумя или тремя различными возможными графическими знаками, но только один вариант написания принят за правильный»

Граник Г.Г. в своем труде об орфографии и грамотности озвучила, что письмо учеников должно быть корректным с орфографической стороны. Письменная речь, неразрывно связана с мыслями и осознанием правил орфографии [2].

Ушинский К. Д. большое внимание уделял грамотному письму. В своих трудах он писал, что знания орфографии базируются на основах грамотности и орфограммах, но это не происходит без осознания важных правил и законов мыслительной деятельности.

Таким образом, орфографическая грамотность – это правильная орфографическая запись слов и выражений, то есть умение писать слова по изученным правилам.

Важность задачи формирования орфографической грамотности подчёркивается требованиями ФГОС начального общего образования, где указывается, что ученик должен обладать грамотной устной и письменной речью.

Решение этой нелёгкой задачи побуждает учителя искать такие методы и приёмы повышения орфографической грамотности учащихся, которые максимально будут способствовать повышению уровня грамотного письма.

Для младшего школьного возраста свойственны выразительность и непринужденность восприятия, легкость вникания в образы.  И так как начало обучения в школе означает переход от игры к обучению как главному виду деятельности младшего школьного возраста, при котором формируются основные психические новообразования, учащиеся свободно вовлекаются в любую деятельность на уроке, особенно в игровую.

Одной из основных задач образовательного процесса в современном мире является поиск эффективных современных технологий.  К таким педагогическим технологиям можно отнести игровые технологии.

Селевко Г.К. в своей статье сообщает, что термин «игровые педагогические технологии» включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации учебного процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр в целом, педагогическая игра – это деятельность, которой характерна четко определенная цель обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, образовательной и познавательной направленностью [4].

Проанализировав научную литературу, можно заметить, что «игровая технология» — это современная актуальная интерактивная педагогическая технология обучения школьников, базирующаяся на анализе игровых ситуаций, сосредотачивающая в себе всевозможные формы деятельности и устремленная не только на приобретение знаний учащимися, но и на усовершенствование у них абсолютно новых качеств и умений.

Положение и значимость игровой технологии в процессе обучения во многом обуславливаются осознанием учителем функций и классификации педагогических игр.

Педагогические игры в первую очередь делятся по виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.

Кроме того, по своему характеру педагогические игры можно разделить на следующие группы:

а) развивающие, воспитательные, познавательные;

б) творческие, продуктивные, репродуктивные;

в) диагностические, профориентационные, коммуникативные, психотехнические и др;

г) тренировочные, контролирующие, обучающие и обобщающие.

Проанализируем внутреннюю структуру игровой технологии:

  • Первым пунктом будет выступать игровая ситуация – это первый этап, при котором происходит расположение учащихся к педагогической игре, учителем задается настрой на понимание задач и принципов игры. Происходит активизация и стимулирование мыслительных процессов и воображения учащегося.
  • Вторым пунктом будет постановка задач игры, выделение ее принципов, а самое главное происходит определение порядка игры.
  • Третий пункт – правила игры, игровое действие. Учителем устанавливаются правила игры. Он помогает определить конкретное поведение каждого ученика, согласно установленным правилам. Также идет пояснение, что правила обеспечивают одинаковые условия для всех игроков, служат балансиром при решении спорных вопросов. Учащиеся на данном этапе должны понять, что действия в игре должны протекать по заданным правилам и со временем усложняться. Также важным условием является то, что все ученики должны участвовать в игре.
  • Четвертый пункт – игровое состояние. Это эмоциональная оценка игровой реальности, отношение учащихся к обстоятельствам в данный интервал времени. Без эмоций педагогическая игра будет не настолько действенным методом.
  • Пятый пункт и самый важный – подведение результатов. Исход для учителя: игра показала способности учащихся, уровень усваивания знаний, позволила закрепить пройденный материал, и выработать определенные навыки. Исход для учащихся: игра пробудила интерес к задаче, дала эмоциональное удовлетворение.

В настоящее время особенно популярны игры, способствующие воспроизведению определенных качеств, а также виды игровых методов, такие как постановка и генерация идей.

Важно помнить про следующие принципы:

  1. Педагогическая игра не должна быть обычным упражнением с визуальными инструментами в виде карточек и мультимедиа.
  2. При составлении правил игры, должны учитываться особенности детей, находящихся на уроке.
  3. Игра не должна отказываться от общих целей урока, а наоборот – содействовать их реализации.
  4. В конце игры результаты должны быть подведены, иначе будет потеряна одна из самых привлекательных особенностей этого метода – определение победителя.
  5. В игре будут проводиться умственные операции, которые должны быть дозированы.

Приведем пример игры «почтальон».

Целью данной игры будет закрепление знаний учащихся по подбору проверочного слова, нахождение в слове орфограммы и определение ее типа, развития фонематического слуха и расширение словарного запаса.

Ход игры: учитель в качестве почтальона раздает приглашение в определенное место ученикам, сгруппированным по 4-5 человек. Дети должны понять, куда их пригласили. В приглашении написаны 4-5 слов, объединенные общей тематикой и связанные с местом приглашения. Например, «Осёл, жираф, загородка, медведь». Задача учащихся увидеть все орфограммы в словах и объяснить написание каждой, а также назвать место, в которое они приглашены. Побеждает та группа, которая увидит все изученные орфограммы в словах и не допустит ошибок при подборе проверочных слов.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что формирование орфографической грамотности и орфографических навыков – важная и неотъемлемая часть работы по обучению правописанию младших школьников. Гибкая система педагогических игр, которая является одной из форм игровых технологий, позволяет помочь в решении этой задачи.

 

Литература:

  1. Бадулина О. И. «Проблема реализации воспитательных и развивающих возможностей предмета «Русский язык» в начальной школе: взгляды профессора М.Р. Львова Школа Будущего». 2017. № 1. С. 18−23.
  2. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. «Секреты орфографии». – М.: Просвещение, – 224с.
  3. Львов М. Р. «Правописание в начальных классах». – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
  4. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии: Учебное пособие». М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  5. Соловейчик М.С. Жедек П.С. «Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения»/М.С.Соловейчик.-М.: Просвещение, 1999.- 331с.Abstract: this article analyzes the modern approach to the formation of spelling literacy in elementary school students, and also reveals the main game techniques that allow to diversify the educational process and motivate schoolchildren to learn Russian. Keywords: spelling literacy, game technologies.

    http://izvestia-ippo.ru/kimalova-a-a-process-formirovaniya-orf/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *