Хомченко Т.В. | ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ИГРОФИКАЦИИ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

Хомченко Татьяна Владимировна

учитель английского языка ГБОУ Школа №2045,  

г. Москва, г. Зеленоград

Email: klassxg@yandex.ru

 

В данной статье рассматривается важность игрофикации при изучении английского языка в начальной школе при формировании мотивационной компетентности обучающихся. Приводится классификация игр и примеры их применения на уроках английского языка. Для пропедевтического курса представлен ряд занятий, связанных одной сюжетной линией в форме волшебной сказки «Путешествие в Англию», а также игровые технологии.

This article discusses the importance of gamification in learning English in elementary school in the formation of motivational competence of students. The classification of games and examples of their use in English lessons are given. For the propaedeutic course, a number of classes are presented, connected by one storyline in the form of a fairy tale «Journey to England», as well as game technologies.В последние годы возросла популярность обучения английскому языку среди различных возрастных групп от дошкольников до людей зрелого возраста в условиях постоянно расширяющихся возможностей  коммуникационной среды и обновления технических средств. С другой стороны, современная действительность показывает снижение интереса обучающихся к традиционным методам обучения на основе упражнений различного вида.

В связи с этим вопросы формирования мотивационной компетентности обучающихся для достижения максимального результата в освоении материала в современных условиях приобретают особую актуальность для педагогической науки и практики [6].  Эффективным средством повышения мотивации является игрофикация.

В современной научной литературе представлены исследования  игровой образовательной среды как инструмента вовлечения и удержания внимания аудитории в процессе обучения [1, 2, 3, 4, 5]. Отмечается важность начального этапа изучения иностранного языка.

Младший школьник, как правило, неусидчив, излишне подвижен, не умеет долго удерживать внимание. В то же время он дружелюбен и любопытен, способен спонтанно имитировать, обладает высокой акустико-моторной восприимчивостью. В связи с этими особенностями детей, обучающихся английскому языку, игрофикация является наиболее эффективным методом повышения их мотивации к обучению. При обучении эффективны лингвистические игры (фонетические, лексические и грамматические), сюжетно-ролевые игры (моделирующие реальные ситуации общения; а также игры на основе художественного поэтического материала), подвижные игры (групповые, с чередованием одного ведущего, с чередованием нескольких ведущих, физминутки), настольные игры (лото,  кости, крестики-нолики, Bingo, пазлы), пальчиковые  и мультимедийные игры.

В настоящее время в условиях нарастающей гиподинамии особое значение имеют подвижные игры, что обусловлено физиологической потребностью младшего школьника в движении и предполагают активное движение всей группы. Многие из них созданы на базе английских детских стихов и песен, которые можно использовать и для проведения занятия на улице (Mr Crocodile, A Tisket…, Where is the wolf?) Они хорошо подходят для отработки лексики по различным темам: счёт, цвета, дом, животные, глаголы действия (Nick and Andy), а также для отработки грамматики. Особенно эффективны в первых и вторых классах, могут быть использованы на протяжении всей начальной школы. Игры с ограниченным количеством ведущих (2-5) предполагают активное движение ведущих, затем их смену. Такие игры (Hickory-dickory-dock, Did you touch me?) могут быть использованы для отработки грамматики на разных уровнях её освоения. Сюда входят и игры-пантомимы с изображением букв, животных, действий. Игры с одним ведущим используются для отработки лексики, развития координации, обучения ориентироваться в пространстве (левый-правый, команды). Физкультминутка позволяет не только снять напряжение, но и выучить песню или стихотворение на уроке, что активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, развивает музыкальный слух и память. Сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать реальные ситуации общения. Пальчиковые игры позволяют не только развивать мелкую моторику, но и отрабатывать лексику. В настольных играх (лото, кости, крестики-нолики, bingo) ученики с интересом отрабатывают лексику и грамматику, развивают умения и навыки чтения. Мультимедийные игры используются для закрепления, проверки и тестирования.

Применение игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе позволяет предотвратить переутомление,  поддержать интерес и активность на протяжении всего урока, активизировать пассивных учеников, увеличить в пять раз время говорения каждого ученика, и, как следствие повысить учебную мотивацию к изучению английского языка.

Для пропедевтического курса нами разработан ряд занятий, связанных одной сюжетной линией в форме сказки с волшебством «Путешествие в Англию», направленное на мотивацию формирования семантического поля учащегося. Игра «Путешествие в Англию» состоит из пути туда (1), нахождения в другой стране (2), возвращении в школу (3).

  • Путь в Англию представляет собой подвижную игру. На этом этапе при использовании различных образов отрабатывается произношение некоторых звуков, вводится лексика из мира окружения: глаголы-действия, названия животных.
  • В период нахождения в сказочной стране моделируются ситуации, в которых дети отрабатывают речевые образцы, знакомятся с поэтическим материалом, новой лексикой, которую отрабатывают в подвижных и пальчиковых играх, рисуют, инсценируют.
  • Путь обратно в школу проходит в форме подвижной игры, в завершении – рефлексия: школьники выражают свое отношение к путешествию, говорят, понравилась ли им игра и прощаются.

Таким образом, с первого занятия детям заново открывается мир, который возбуждает фантазию, развивает воображение. Дети получают представление о богатстве родного и иностранного языков. Игра «Путешествие в Англию» позволяет в 2-3 раза по сравнению с обычным уроком, уменьшить время сидения за партой и таким образом, реализовать физиологическая потребность детского организма в движении. Простая интересная, доступная игра вызывает желание участвовать, а, значит, активно пользоваться изучаемой лексикой; практически сразу снимается страх незнания/непонимания нового языка; упражняются органы речи; совершенствуется фонематический слух; формируется языковая догадка; развивается память, внимание, развиваются учебные навыки, умение следовать правилам.

 

Список литературы

  1. Бессмертных А.М., Гаенкова И.В. Игрофикация как образовательная парадигма обучения // Известия ВГПУ, 2016. №6(110). С. 15-22.
  2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: методическое пособие. СПб; СПб АППО, 2005. 122с.
  3. Мазелис А.Л. Геймификация в электронном обучении // Территория новых возможностей, №3 (21). С.139.
  4. Никитин С.И. Геймификация, игрофикация, играизация в образовательном процессе // Молодой ученый, 2016. №9. С.11-59.
  5. Пивнев Д.И. Роль игрофикации в образовании: опыт создания игрового модуля // Гуманитарная информатика, 2017. №12. С.43.
  6. Поставнев В. М. и др. Педагогам и родителям о предикторах учебной успешности ребенка: метод. рекомендации / В. М. Поставнев, П. В. Смирнова, О. И. Ключко, А. В. Богданова, Ж. В. Афанасьева. М.: МГПУ, 2018. 57 с.

http://izvestia-ippo.ru/khomchenko-t-v-formirovanie-motivacion/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *