Холина О.В. | РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

          Магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ Г. Москва

Kholina.07@mail.ru

Развитие мышления приобретает сегодня особое значение. Именно мышление помогает решать проблемы, которые встают перед нами. Решая проблему, мы ставим определенные задачи и ищем пути её решения. В данной статье показаны исторические аспекты развития мышления: первобытный, античный, средневековье, современный.

В настоящее время мышление является предметом исследования различных наук: генетики, кибернетики, биологии, логики, психологии и некоторых других направлений. В каждой из этих наук есть вопросы, которые помогают им решать проблемы мышления, системы понятий и, следовательно, теории мышления. Все эти направления углубляют наш накопленный опыт о мышлении человека, обоюдно взаимодополняют друг друга, позволяя основательно изучить и заглянуть в эту, одну из самых важных и загадочных проблем человеческой психологии.

В современном мире проблеме развития мышления в психолого-педагогической литературе уделялось и уделяется большое внимание, но она остается актуальной.

Много интересных исследований было проведено по развитию мышления. Но не менее интересна и историческое развитие человеческого мышления в процессе эволюции, то есть в филогенетическом аспекте. История мышления — это главная, стержневая линия человеческого развития. Изучение этой истории является важным условием для понимания современного мышления и его дальнейшего развития.

Человек — это единственное существо в мире, чье бытие и сущность являются результатом непрерывного саморазвития. Он заключает в себе бесконечное богатство материального мира в сокращенной и обобщенной форме. Человек способен к бесконечному познанию и преобразованию мира, к бесконечному созиданию своей материальной и духовной сущности. Человеческий труд и мышление изначально бесконечны.

В первобытные времена у людей в основном было мифологическое мышление, которое отличалось образностью, безразличием к логическим противоречиям, размытостью границ между сверхъестественным и естественным, персонализацией сил природы, поляризацией живописных явлений. Первые написанные классификации без помощи понятий, а основаны на комбинациях образов. Это умение выразить сложную и глубокую мысль без помощи абстракции, игры с образами и словами. Мифологическое мышление, как и логическое, выполняет функцию упорядочивания.

Человек первобытный обладал очень хорошей наблюдательностью и прекрасными знаниями о природных явлениях, их временной и сезонной последовательности. Надо полагать, что мышление этого периода развития общества имело простейшую логику, так или иначе воспроизводящую «логику вещей», логику естественных связей и закономерностей, от которых непосредственно зависело существование человека. В процессе формирования этой «логики вещей» в логике мышления должны были постепенно сформироваться четыре важных формально-логических закона — тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Но эти законы свойственны только хорошо развитому интеллекту. На особом уровне развития первобытного труда и интеллекта, перед людьми появляется задача объяснения системы природных явлений, что должно быть связано с возникновением нового уровня мышления – объяснения. Возникновение этого уровня было вызвано активной, практической природой человека, так как производительная деятельность человека, или труд, есть каузальная деятельность, которая неизбежно порождает каузальный интеллект, то есть объяснительное мышление [Леви-Стросс].

Леви-Брюль (1857-1939), известный исследователь первобытного мышления, изучал индивидуальное и коллективное мышление. Для него индивидуальное мышление было основано на общих законах формальной логики, так как человеку надо было выжить в борьбе за существование. Однако коллективное мышление носило пралогический характер. В его основе лежал закон соучастия, согласно которому первобытный человек считал, что воспринимаемый объект может находиться одновременно в разных местах, образ объекта идентичен самому объекту (следовательно, воздействие на образ животного влечет за собой в будущем удачу в охоте). Согласно Леви – Брюлю, пралогическое мышление воплощается в коллективных ритуалах и мифах [4]. Леви-Стросс, его единомышленник и последователь, труды которого составляют школу этнологического структурализма, характеризуются проведением теоретических исследований вплоть до открытия этого заветного уровня понимания иной культуры, а именно законов мышления, присущих ее носителям, закономерностей мышления.

В области непосредственного отображения типичных свойств и связей природных явлений первобытное мышление было более логичным, чем до-логическое. Однако не следует недооценивать природу примитивного мышления. Она не могла сформироваться сразу, так как должна была пройти ряд стадий: незрелого, неразвитого логического мышления [2].

В мышлении первобытного человека есть несколько типов мышления: реалистическое и фантастическое. Первое — это понимать вещи такими, какие они есть сами по себе, без каких-либо посторонних дополнений. Этот тип имел сильную биологическую основу, так как адаптивный образ жизни предполагает адекватное отражение внешней среды. Она получила еще более прочные основания с появлением общественного уклада жизни. Реалистический тип проходит через всю историю человечества и определяет все достижения человеческого интеллекта [3].

Люди начали изучать процесс мышления непосредственно в глубокой древности, т.е. в античные времена. Они уже были учеными и философами. Исследование шло не с позиций психологии, а с позиций других наук, а именно логики и философии. Парменид был одним из первых известных нам философов. «Путь истины» — это произведение, в котором он впервые в истории европейской философии изложил в сокращении основные положения дедуктивной метафизики [6]. В то же время он рассматривал процесс мышления с точки зрения логики. Позднее над этой темой работали древнегреческие ученые Протагор и Эпикур. Они были представителями сенсуализма, философского направления и сыграли огромную роль в научном подходе к мышлению, но значительно позже.

Аристотель — один из величайших теоретиков учения о мышлении в древности. Он изучал формы, обосновывал и выводил законы мышления. Однако мышление для него было деятельностью «разумной души». Аристотелевская система мышления может быть представлена как взаимосвязанный ряд онтологических и эпистемологических оснований.

Во-первых, он открыл новую эру в понимании души как предмета психологического значения. Согласно Аристотелю, душа — это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела.

Во-вторых, он считал, что мышление и умозаключение также ослабевают, когда что-то другое разрушается внутри, в то время как само мышление ничем не затронуто.

В-третьих, что ум един и непрерывен, как мышление; мышление есть мысли, а мысли едины в том смысле, что они следуют друг за другом, как число, но не как пространственная величина.

В-четвертых, ум в движении — это мышление, а движение круга — это вращение. Таким образом, если мышление — это круговое движение, а ум будет кругом, то вращение будет мышлением. О чем всегда будет думать ум?  Он должен думать вечно, если круговое вращение вечно. Доказательство начинается с определенного начала и заканчивается выводом или заключением [1].

В-пятых, он различал теоретический и практический разум. Принцип этого различия заключался в различии функций мышления.

Согласно Гераклиту, мир мерцает, имеет свой ритм. Этот ритм описан Пифагором и называется числом. В поисках Пифагор открывает связь между конечной формой (пределом) и бесконечным, потому что мышление предполагает извлечение смысла, и это происходит конечным образом. Пифагор – древнегреческий философ и математик, основатель мозговой теории мышления. Медицина играла важную роль в изучении мышления.

В начале Средневековья на фоне политических и массовых движений стал появляться логико — риторический и дедуктивный рационализм. Люди постепенно овладевают навыками логического мышления. Рассуждение дает иерархию понятий и иерархический взгляд на мир, на порядок вещей. В то же время дедуктивная логика поддерживает феодальную систему, классовую систему и христианское мировоззрение. Мифологическое и логическое мышление в Средние века соседствовали. Мистицизм практикует прямое проникновение за пределы чувственности с помощью духовного видения. Схоластика постигала общее в рассуждении посредством логики.

Умственное развитие человека в данной эпохе стало проявляться в направлении, где придумывают и используют смысловые образы. Символами являлись религиозные предметы, т.к.  люди были верующими, различные строения, эмоциональные и телесные движения, слова и т.д. Мысль означала раскрытие тайного смысла, т.е. их высшего, духовного смысла в земных вещах. Смысловое значение образа не имеет конкретной грамматической связи со значением, в отличии от знака. Логика не очищается от чувственности. Основная задача мышления в эпоху средневековья — найти смысл каждого явления и его место в иерархии бытия.

Интерес к исследованию мышления, наиболее сильно стал проявился в XVII веке. Понятийно – теоретическое мышление — это вид мышления, который изучался в то время. Способность мыслить считалась врожденной и поэтому изучалась вне развития человеческой психики. Исследования интеллектуальных способностей включали в себя созерцание, логическое рассуждение и рефлексию. В мышлении рассматривались как операции обобщение, синтез, сравнение и классификация.

Ж. Пиаже также примыкал к французской социологической школе, что и Леви- Стросс и Леви – Брюль. Экспериментальные исследования Ж. Пиаже очень значимы и до сих пор переосмысляются. Пиаже считал, что мышление взрослого отличается от мышления ребенка прежде всего более логичностью. В разное время Жан Пиаже называл различные стадии интеллектуального развития, но чаще всего их было четыре: сенсомоторная стадия, дооперационнальная стадия, стадия специфических операций и стадия формальных операций.

В настоящее время к дедукции добавляется индукция (обобщение эмпирических факторов), логические операции отделяются от живого языка (математической логики). Человек в современном мире мыслит логически. Этот навык приобретается в процессе обучения в школе [5]. Рассуждение освобождается от власти образа, чувственности. Логический вывод — результат формальных операций с абстракциями, также становится независимым от реальных вещей и ситуаций.

Выше мы говорили главным образом о том, что составляло и влияло на наше мышление в разные эпохи. Само по себе их происхождение является довольно странным фактом истории, учитывая, что после них многие люди продолжали жить почти так же, как и их далекие предшественники. Недавно, например, заговорили о его компьютерной версии, что было бы дико услышать полвека назад. Этот термин не имеет четкого и точного определения, а потому выступает как плавающее понятие.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что, несмотря на столь длительный период изучения и развития мышления, ученые ведут и будут продолжать вести исследования в этой области и находить все новые и новые направления ее развития.

      Литература

  1. Аристотель. Книга 1, глава 3. М.: «Мысль», 1976.
  2. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Атеист, 1930.
  3. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. С. 23-30
  4. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: “Республика”, 1994. С. 40-44.
  5. Педагогам и родителям о предикторах академической успешности ребенка / П.В. Смирнова, О.И. Ключко, В.М. Поставнев, А.В. Богданова, Ж.В. Афанасьева. М.: МГПУ, 2018. 57 с.
  6. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. М.: Академия, 1996.

The development of thinking is of particular importance today. It is thinking that helps us solve the problems that we face. When solving a problem, we set certain tasks and look for ways to solve it. This article shows the historical aspects of the development of thinking: primitive, ancient, medieval, modern.

Key words: thinking, development, history.

http:/izvestia-ippo.ru/kholina-o-v-razvitie-myshleniya-cheloveka/

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *