студентка бакалавриата ИППО ГАОУ ВО МГПУ
Рассматривается понятие «читательский интерес», характеристика его видов и критериев. Определена специфика развития мотивов к чтению в начальной школе. Представлены особенности театральной педагогики. Выделены условия формирования интереса к чтению в процессе театральной деятельности.
The concept of «reader’s interest», the characteristics of its types and criteria are considered. The specifics of the development of motives for reading in elementary school are determined. The features of theatrical pedagogy are presented. The conditions for the formation of interest in reading in the process of theatrical activity are highlighted.
В современном обществе формирование читательского интереса у младших школьников играет важную роль в их образовании и развитии. Чтение не только способствует расширению кругозора и обогащению словарного запаса, но и развивает критическое мышление, воображение и эмпатию. Вопросы, связанные с развитием читательского интереса, исследовались многими учеными, например А.П. Кашкаровой, И.Г. Жуковой, Н.Н. Светловской, И.П. Сметанкиной и другими. В современных условиях, в которых общество развивается и постоянно меняется, эффективность традиционных методов работы снижается и соответственно есть необходимость в актуализации существующих методов и форм работы и это обуславливает актуальность вопроса о формировании читательского интереса.
Читательский интерес, как считает Н.Н. Светловская, – это проявление инициативности и активности в процессе чтения, интерес к книге и желание читать самостоятельно.
С точки зрения автора, читательский интерес проявляется в таких аспектах:
– заинтересованность к чтению той или иной литературы;
– интерес, связанный с оформлением книги (эстетические качества, иллюстрационное оформление);
– личностный интерес, определенный жанровыми особенностями произведения [4].
И.Г. Жуковой, Н.Н. Светловской, Н.П. Шалатоновой выделяются в основном три критерия интереса к чтению:
– интеллектуальный (интерес к познавательной деятельности – чтению; направленность на чтение детской литературы);
– эмоциональный (эмоциональное отношение к чтению);
– деятельностно-волевой (действия, направленные на исследование, познание, степень сосредоточенности на чтении, законченность процесса).
Возрастные особенности формирования читательского интереса представлены О.Л. Лукьяновой:
– в 1 классе основным мотивом является желание ребенка соответствовать новым требованиям общества – стать хорошим учеником, восприятие произведения опирается на личный опыт, который расширяется и обогащается в процессе обучения;
– во 2 и 3 классе интерес к чтению опирается на способность воспринимать текст, основными мотивами выступают учебные и познавательные. В данный период учителю важно показать разнообразие литературных жанров, чтобы ученики смогли определять какая именно форма и содержание произведений вызывает у них больший интерес. Постепенно дети начинают ставить читательские цели, которые направлены на изучение мира в соответствии с их интересами, познанию себя в качестве читателя;
– в 4 классе читательский интерес продолжает развиваться и выступает не только способом получения знаний о мире, но фактором получения эмоционального отклика на произведения и влияния на их мировоззрение.
Таким образом, происходит смещение мотивов к чтению с общественно-значимых мотивов к саморазвитию, приобретению человеческого опыта [3].
Здесь также важно отметить внешние факторы, влияющие на формирование интереса к чтению. Семья является важным фундаментом для формирования и расширения читательского интереса, ребенок, видя отношение к книги старшего поколения, воспроизводят в своей деятельности. Вторым фактором является личный пример учителя и средств, используемых им в образовательном процессе.
В рамках нашего исследования остановимся более подробнее на используемых при формировании читательского интереса средствах и особенностях их применения, а именно, рассмотрим театральную педагогику.
Театральная педагогика – это составляющая педагогики искусства. Существует два основных определения театральной педагогики: в широком смысле понимается как педагогика, опирающаяся на целостно-образное мышление и практику проживания содержания образования; в узком смысле – реализуемая на уроках искусства педагогика.
В нашем исследовании будем рассматривать театральную педагогику как организованную по законам импровизационной игры систему образования. Обучение осуществляется в условиях совместного творчества учащихся и учителей и в увлекательной среде.
Рассматриваемый вид педагогики позволяет учащимся постигать явления окружающей реальности, роль человека в обществе, представления о его мыслях, нравственных идеалах, чувствах, деятельности за счет проживания ситуаций в соответствующих образах.
Принципы, лежащие в основе театральной педагогики:
– событийность (отражение действительности через телесное переживание);
– продуктивного действия (деятельность воплощает реальный продукт);
– разнообразия содержания (вариативность материала, разнообразие форм и методов обучения);
– игровой импровизационности (творческое самовыражение) [2].
Выделяют следующие виды театра в школе:
– живой куклы и актера: театр тантамаресок, люди-куклы, платочные куклы, театр масок;
– напольный: марионетки;
– верховой: штоковая кукла, тростевые куклы, бибабо, на ложках;
–на руке: теней, перчаточный, варежковый, пальчиковый;
– настольный: театр игрушки (самодельный, готовый, на стаканчиках, конусный и пр.), бумажный, магнитный, из природного материала, плоскостной;
– стендовый: на фланелеграфе, стенд-книжка, теневой, магнитный.
При подготовке театральной постановки у младших школьников формируется потребность в получении дополнительной информации о том или ином произведении, герое, месте, культуры и религии героев и др. В связи с чем, обучающиеся осуществляют поиск необходимо для них материала как самостоятельно, так и совместно с педагогом и родителями. Для этого дети читают дополнительную литературу, обращаются за помощью к педагогу, что создает условия для формирования читательского интереса и навыков самообразования.
Используются следующие техники в театральной педагогике:
– развитие зрительской культуры, включающее проведение занятия, мотивирующего учащихся посетить спектакль и подготавливающего воспринимать театральный язык);
– творческие проекты (актуализация личностных интересов через арттерапевтические тренинги, после которых наступает период творческих импровизаций учащихся, из которых формируется представляемый публике перформанс);
– социальные спектакли (вопросы, связанные с особенностями сообщества). Зрители вовлекаются в обсуждение проблемы для чего необходимо лучше понять проблему и проиграть свою версию основных событий.
Для формирования читательского интереса важно применение разнообразных видов детского театра, реализованных посредством форм драматизации, ролевых игр, инсценировок, этюдов, импровизаций на основании материалов, которые известны детям и которые необходимо им дополнить.
Важно учитывать мотивы учащихся при подготовке к инсценировкам. Выбор темы для театрализованной постановки, по данным С.М. Яковлюк должен складываться из трех основных мотивов:
– деловых (интерес к сотрудничеству в деятельности);
– познавательных (интерес к познанию, желание получить новый опыт и впечатления);
– личностных (характерные особенности и качества детей, личностные ценности) [5].
Именно театральная педагогика дает возможность младшим школьником познать глубокие внутренние и внешние переживания героев, а также понять личностное отношение автора произведения.
Одним из условий формирования читательского интереса посредством театральной педагогики выступает создание доверительной атмосферы, в которой ребенок может высказывать свои идеи, знания о известных фактах, историях, которые он прочитал и которые могут быть использованы в театральных инсценировках.
Современные летние лагеря организовывают не только досуг детей, но и способствуют расширению знаний, умений и навыков, повторению в занимательной форме изученного материала в школе. Детям нравятся творческие задания с театрализацией, с конкурсами на лучшего чтеца, лучшего читателя библиотеки, поэтому в методической «копилке» вожатого должны быть развивающие занятия, поддерживающие культуру чтения, способствующие сохранению техники чтения. Дети любят командные игры, конкурсы, квесты [1, с. 4].
Еще одним положительным моментом использования театрализации во внеурочной деятельности заключается в том, что она позволяет устанавливать взаимосвязь школы и семьи. Через детей, оказывая им помощь в изготовлении костюмов, выучивании реплик и пр. в процесс вовлекаются родители. В совместной деятельности устанавливается контакт с родителями младших школьников, а также формируется их понимание в значимости развития читательского интереса их детей [3].
Таким образом, благодаря игровой природе театра процесс обучения можно выстроить целостно, в единстве базовых процессов: воспитания, обучения, социализации и развития, что способствует психическому развитию учащихся (чувствую – мыслю – действую). Следовательно, использовать в школе вовлечение учащихся в театральное действие можно в качестве средства развития читательского интереса. На основании анализа литературы были выделены условия для формирования читательского интереса посредством театральной деятельности: учет личностных мотивов учащихся при подготовке к инсценировкам; создание доверительной атмосферы; применение разнообразных видов детского театра.
Список литературы
- Илюшина Н.Н., Борисова М.М., Павлова Н.П., Щербакова Т.Н. Вожатская методичка: учебное пособие — М.: ИНФРА-М, – 274 с.
- Квашнина Е.С. Приемы театральной педагогики как способ проживания текста художественного произведения // Филологический класс. – 2018. – № 4 (54). – С. 105-110.
- Лукьянова О.Л. Особенности формирования читательских интересов младших школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 5. – С. 51-55.
- Светловская Н.Н. Методика обучения творческому чтению. – М.: Юрайт, 2024. – 305 с.
- Яковлюк С.М. Методы и приемы театральной педагогики в формировании коммуникативной культуры школьника // Мир науки. Педагогика и психология. – 2016. – Ч. 4. – № 2. – С. 52.
http://izvestia-ippo.ru/khayrullina-v-m-teatralnaya-pedagogik/