Аспирант ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия (129226, Москва, Сельскохозяйственный проезд, 4), e—mail: ikaitukova@mail.ru
Статья посвящена одному из важнейших теоретико-методических вопросов, связанному с выявлением, оценкой творческого потенциала личности студентов педагогического вуза, вопросу о процедурах и методах его психодиагностики. В статье конкретизируются показатели различных компонентов творческого потенциала личности студентов, характеризуются особенности методик, предназначенных для их диагностики.
В свете современных вызовов государству (мировой кризис, конкуренция и т.п.), системе образования (задача развития качеств личности, позволяющей ей быть адекватной в быстро меняющейся социальной реальности) и, наконец, личности как таковой, представляется весьма актуальной необходимость исследования ее возможностей, ресурсов, включая ресурсы профессиональные, в структуре которых особую роль играет творческий потенциал.
В психологической и педагогической научной литературе понятие «потенциал» употребляется как то, что включает и реальное, и потенциальное, и реализованное, и нереализованное, и высокоразвитое, и слаборазвитое в личности и деятельности, являясь категориальным эквивалентом широкого, недифференцированного понятия «психическое» [4]. Иному, «узкому», пониманию творческого потенциала студента вуза будет соответствовать следующая формулировка: совокупность психических свойств и способностей, обеспечивающих возможность выхода за рамки достигнутого, которые у него сформированы, но не реализуются в деятельности; те из них, которые полностью реализуются, но еще слабо развиты и требуют дальнейшего развития; свойства личности и способности, необходимые для успешной творческой профессиональной активности студента, но в данный момент времени отсутствующие [7].
Одним из важнейших вопросов научного исследования творческого потенциала студента педагогического вуза заключается в выборе адекватных данному его определению средств диагностики [7]. Речь идет о том, чтобы выявлять и оценивать у них либо недостаточно сформированные качества, либо развитые, но не реализующиеся в деятельности, либо отсутствующие в их психике качества, необходимые для успешного творчества.
В состав потенциального и сравниваемого с ним реального входят одни и тех же качества. Можно пользоваться методиками психодиагностики реального, либо изменяя инструкцию к методике, либо изменяя само содержание психодиагностической методики, ориентируя ее на выявление потенциального. Создание новых методик, изначально рассчитанных на психодиагностику потенциального, осложняется отсутствием точных представлений о способах адекватной оценки того, что еще не развито или открыто не проявляется в деятельности человека.
Психологические свойства, которых у студентов в данный момент времени еще нет, можно, определить, сравнивая их наличные свойства с идеалом, состоянием этих характеристик у лучших представителей профессии и достижениями студентов в других сферах, которые у него должны быть в идеале. В качестве такого идеала может выступить хорошо составленная профессиограмма педагога, например, или образ Я – Идеальное испытуемого, либо его представления об идеальном педагоге.
Мы предпочли путь изменения инструкций к уже известным методикам, сравнивая наличные свойства респондентов с теми, которые у него должны быть в идеале.
Методики исследования творческого потенциала студентов выбирались на основе его критериев, показателей и компонентов, выявленных посредством теоретического анализа (таблица 1). Данная структура следует из следующего определения изучаемого феномена: творческий потенциал личности студента педагогического вуза – совокупность личностных, операциональных, профессиональных предпосылок, обеспечивающих будущим педагогам возможность саморазвития и профессионального творчества.
Таблица 1
Критерии оценки творческого потенциала студента педагогического вуза и методы их диагностики
Компоненты творческого потенциала | Методики | Показатели |
Личностный | Методика «Нереализованный нравственный потенциал» | Наличие представлений о ценностях культуры, профессиональном творчестве, творческом саморазвитии; развитие аксиологической компетентности |
Методика ценностей Рокича | Ориентация на социальные ценности творчества и саморазвития и ценностные основы жизни (истину, добро, красоту и т.д.) | |
«Тест креативности Н.В. Вишняковой» | Развитие качеств творческой личности (воображения, эмоциональность, любознательности, интуиции, чувства юмора) | |
Методика «Мотивация творческой личности»
|
Стремление к использованию новых способов осуществления деятельности | |
Профессиональный
|
Методика «Ситуативное / надситуативное педагогическое мышление» (Кашапов М.М.) | Надситуативное педагогическое мышление |
Опросник «Мотивационно-когнитивного компонента абнотивности» (Кашапова М.М., Зверева А.А.) | Абнотивность | |
Методика мотивации профессиональной деятельности | Мотивация профессиональной деятельности | |
«Тест креативности Н.В. Вишняковой» | Творческое отношение к профессии | |
Операциональный
|
Методика невербальной креативности | -оригинальность мышления (способность к решению проблем новым способом); |
-гибкость мышления (способность к быстрой переориентации от одного класса явлений на другой) | ||
-беглость мышления (способность к выработке большого числа идей за непродолжительный отрезок времени) | ||
-способность к преодолению стереотипов (способность взглянуть на известное с иной точки зрения) | ||
Методика КОТ (Краткий ориентировочный тест) | Уровень интеллекта |
Сформированность надситуативного мышления (профессиональный компонент) определялась с помощью методики «Ситуативное / надситуативное педагогическое мышление». Ее использование подразумевает выбор испытуемым наиболее адекватной реакции в предлагаемой педагогической ситуации. Надситуативность мышления – необходимое качество творческого профессионального мышления будущего педагога, так как включает умение придавать новый смысл профессиональной деятельности, подниматься над уровнем сиюминутных требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи, что является основой конструктивных преобразований в ходе профессиональной деятельности.
Методика «Мотивация профессиональной деятельности» (профессиональный компонент) может применяться для диагностики мотивации профессионально-педагогической деятельности. Педагогическая составляющая творческого потенциала – это система, которая складывается в процессе превращения общих задатков в педагогические способности [6]. Значимость мотивов при работе с ней респондентов оценивается по пятибалльной шкале дважды: с позиций самого респондента и «идеального педагога».
Опросник «Мотивационно-когнитивного компонента абнотивности» (Кашапова М.М., Зверева А.А.) предназначен для диагностики качества абнотивности, необходимого для осуществления творческой педагогической деятельности профессионально важного качества педагога (или будущего педагога), связанного с направленностью на развитие творческого начала в учащихся и самом себе [3].
Абнотивность – комплексная способность преподавателя к адекватному восприятию, осмыслению и пониманию креативного обучаемого, стимулированию творческой активности, поддержке различных видов его творческой деятельности. В структуре абнотивности были выделены следующие компоненты: рефлексивность, эмпатия, социальный интеллект, актуальная креативность и мотивационно-когнитивный компонент.
Для определения творческой мотивации (личностный компонент) может использоваться методика «Мотивация творческой личности», основанная на выражении согласия либо несогласия с предлагаемыми вариантами суждений, связанными с творческой активностью. Высокий процент согласий с формулировками методики является отражением того, что мотивация респондента близка мотивации творческой личности.
Методика определения нереализованного нравственного потенциала (личностный компонент творческого потенциала) была использована для выявления отношения к таким базовым ценностям как ценности мудрости, добра, счастья, бесстрашия и справедливости, а также для определения аксиологической компетентности испытуемых, состоящей в умении идентифицировать ценностное содержание различных человеческих проявлений. Методика включает в себя описание 29 таких проявлений, связанных с вышеперечисленными базовыми ценностными ориентациями. Согласно инструкции, респондент должен предварительно ознакомиться с содержанием преамбулы методики на оценку нереализованного нравственного потенциала, в которой раскрывается смысл базовых ценностей культуры: мудрости, справедливости, бесстрашия, добра, счастья, после чего установить соответствие между описываемыми вариантами человеческих проявлений и выражаемой им ценностью.
Методика ценностных ориентаций Рокича (личностный компонент) предназначена для исследования ценностно-ориентационного ядра личности, терминальных ценностей, представляющих собой средства достижения целей жизнедеятельности. Рефлексия личностью жизненных перспектив, ценностей и перспектив является фактором, от которого зависит актуализация ее потенциала [2, 5].
Методика «Диагностика творческих склонностей» Н.В. Вишняковой предназначена для выявления 8 качеств, присущих креативной личности: оригинальности, любознательности, воображения, интуиции, творческого мышления, эмоциональности, чувства юмора, творческого отношения к профессии. Испытуемому предлагается самостоятельно оценить свои личностные качества по предлагаемым вопросам, отвечая либо «да», либо «нет». Индексы показателей креативности определяются суммированием полученных баллов. Испытуемый дважды отвечает на вопросы с точки зрения Я-реального и Я-идеального.
Таким образом, актуальные психологические свойства испытуемых можно сравнить с теми, которые должны быть у них в идеале. Идеал, определяемый как наилучшее завершенное состояние, является предельной формой реализации потенциального [4]. Стандартные психодиагностические методики за счет модификации инструкций переориентируются на определение потенциального в соответствии с узким его определением, потенциального, а не реального в психике и деятельности испытуемых.
Литература:
- Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Современные концепции одаренности и творчества / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. С. 328-348.
- Жизненные перспективы учащейся молодежи: ценности и смыслы бытия: коллективная монография / Под ред. О.И. Ключко. – М.: МГПУ, 2015. 224 с.
- Кашапов М.М Психология педагогического мышления. Монография. – СПб., 2000. 688 с.
- Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект. 2006. 320 с.
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. 43 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание». 1996. 319 с.
- Романова М.А. Психолого-педагогический потенциал личности учителя: теоретические основы и модель // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). – № 10 (13). 2011. С. 103–111.
DIAGNOSTICS OF CREATIVE POTENTIAL OF STUDENT OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY.
Kaytukova Z.H.
Moscow City University, Moscow, Russia, 129226, (Moscow, Selskoxozyajstvennyj proezd, 4), e-mail: ikaitukova@mail.ru
The following article is dedicated to one of crucial theoretical and methodical problems, related to detection and evaluation of creative potential of a pedagogical universities students personalities and the problem of procedures and methods of its psychodiagnostics. The article clarifies indexes of different constituent elements of creative potential of student’s personalities and describes features of methodic, used for it’s diagnostics.
Keywords: Diagnostics of creative potential of students of pedagogical university, diagnostic methods, indicators of creative potential, professional component, operational component, personal component of the creative potential of students of a pedagogical university.
http://ippo.selfip.com:85/izvestia/kaytukova-z-kh-diagnostika-tvorcheskog/