Каткова О.А. | Настольные игры как средство развития мышления детей младшего школьного возраста

Рейтинг
[Всего голосов: 2 Средний: 3]

магистрантка института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, email: katkovaoa@mgpu.ru

 

В статье обосновывается возможность использования настольных игр в процессе развития конвергентного и дивергентного мышления детей младшего школьного возраста.

В соответствии с Федеральными образовательными стандартами второго поколения главной целью образовательного процесса является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Перед школой в ХХI веке помимо функции передачи знаний встает задача формирования средств и способов развития мыслительной деятельности, познавательных интересов и творческого потенциала обучающихся.

Наиболее значимым и продуктивным для этого является младший школьный возраст – переломный этап развития ребенка, когда его мышление постепенно совершает переход от наглядно-образного к словесно-логическому. Одновременно происходит включение школьника в учебную деятельность и систему межличностных отношений, активно формируются представления и понятия об окружающем мире. Поэтому важной задачей в это время является развитие как конвергентного, так и дивергентного мышления ребенка.

Автором терминов «конвергентное» и «дивергентное» мышление является Дж. Гилфорд. По данному им определению под конвергентным мышлением понимается поиск единственного решения. «В процессе конвергентного мышления информация приводит нас к одному правильному ответу или к узнаванию лучшего или обычного ответа» [2, с. 435].

Конвергентное мышление позволяет анализировать, классифицировать и систематизировать информацию, делать правильные логические выводы, решать различные практические и научные задачи, формулировать и проверять гипотезы, поэтому имеет исключительно важное значение в процессе познания окружающей действительности.

Понятие «дивергентное мышление» Дж. Гилфордом было определено, как мышление, идущее в различных направлениях, допускающее модификацию путей решения задач и приводящее к нестандартным результатам и выводам там, где это возможно.

Исследования Дж. Гилфорда показали, что способность к дивергентному мышлению определяется развитием следующих свойств:

  • Оригинальность – выработка уникальных, непохожих друг на друга идей и решений;
  • Беглость – способность к быстрому продуцированию идей;
  • Гибкость – использование при решении задач различных стратегий и подходов;
  • Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.

Впоследствии Э.П. Торренс определил дивергентное мышление как креативность, которая способствует поиску неординарных идей, направлена на развитие исследовательского интереса и нестандартных форм деятельности.

Оба типа мышления, конвергентное и дивергентное, существуют в неразрывной связи, дополняя друг друга.  Интуиция (основанная на дивергентном, ассоциативном мышлении) позволяет открывать новые идеи, а логика (конвергентное мышление) — их оформлять [8].

Для сбалансированного формированиядвух типов мышления в процессе обучения необходимо использование современных подходов, принципов и технологий, причём не только на уроках, но и в дополнительном образовании, а также во внеурочной деятельности. Одним из эффективных средств активизации мыслительной деятельности учащихся являются игровые технологии. Использование игровых методов обучения вызывает у детей повышенный интерес, позитивный настрой, увеличивает их активность.  Даже достаточно сложные умственные задачи в игре решаются легче и быстрее.

Проанализированные нами программы по развитию мышления младших школьников авторов С.А. Гин [3, 4], О.А. Холодовой, Н.В. Бабкиной [1] используют разнообразные игровые методы и приемы, такие как динамическая игра-разминка, игра на внимание, игра-театрализация, игра-дискуссия, игра-загадка, а также множество заданий творческо-поискового характера. Программы построены с учётом психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Смена деятельности, разнообразная подача материала активизирует познавательную активность обучающихся — они слушают, думают, отвечают на вопросы, записывают и зарисовывают ответы, постоянно узнают что-то новое, расширяя свой кругозор.

Дополнительным средством комплексного развития мышления младших школьников могут стать настольные игры. Применение настольных игр и головоломок значительно активизирует сенсорный канал восприятия, познавательные, творческие способности и может служить эффективным средством развития мыслительной деятельности. Игры помогают также развивать внимательность, стремление двигаться к поставленной цели, навыки общения, умение договариваться.

Именно поэтому актуальна разработка программы, в которой будут активно использоваться тщательно отобранные настольные игры и головоломки, способствующие сбалансированному развитию обоих типов мышления.

Изучив огромный ассортимент игр, представленных на российском рынке [5, 7, 9], мы выделили те настольные игры, которые, по нашему мнению, можно эффективно применять для решения указанных задач при работе с младшими школьниками:

  • Словесно-буквенные игры на составление и угадывание слов, такие как «Тик-Так Бум», «Скраббл», «Эрудит», «Пробуквы». В этих играх требуется подбирать и комбинировать буквы или сочетания букв для поиска лучшего варианта. В процессе игры используются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, конкретизация.
  • Стратегические игры. Успех игрока зависит от его способности правильно оценить игровую ситуацию и сделать верный ход. В настольных играх «Пентаго», «Гембло», «Эльфийский замок» необходимость постоянно анализировать поступающую в процессе игры информацию, просчитывать ходы на несколько шагов вперед, вырабатывать собственную тактику и стратегию игры как нельзя лучше способствует формированию логического мышления.
  • Игры-головоломки — «Катамино», «Танграм», «Час Пик», «Деловые Жуки», с помощью которых дети решают оригинальные задачи на логику, сообразительность, пространственное мышление.
  • Игры на комбинаторику — «Чупер», «Ётта», «Сет», «Руммикуб», «Барабашка», «Котосовы». В этих играх ставится задача выбора элементов из исходного множества и расположение их в некоторой комбинации в соответствии с заранее заданными правилами. В процессе игры её участники применяют такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, обобщение и классификацию.
  • Игры на развитие фантазии и воображения – «Мягкий знак», «Друдлы», «Пакля-Рвакля» «Story cubes», «Теремок Сказок» [6]. Самый ценный результат таких игр состоит в том, что каждый участник игры может убедиться, что творчество – не удел избранных, оно доступно любому человеку. Единственно-правильных ответов нет, смысл игры не в победе, важен сам процесс: чем смелее и раскованнее фантазируют участники, чем неожиданнее предложенные варианты, тем интереснее игра, тем больше она даёт поводов для дальнейшего размышления.
  • Игры на объяснение понятий. Объяснение может происходить при помощи слов, рисунков, пантомимы, фигурок, слепленных из пластилина, графических изображений. Такого рода игры развивают беглость, гибкость, оригинальность, разработанность мышления, а также увеличивают словарный запас, оттачивают выразительность и точность формулировок, способствуют развитию произвольного внимания, умения договариваться. На занятиях с младшими школьниками можно с успехом применять «Визуал», «Табу», «Сообщники», «Экивоки», «Активити», «Алиас», «Опасные слова».
  • Ассоциативные игры – «Диксит», «Имаджинариум». Похожи на предыдущую категорию, но здесь решения ещё более неявны, правильных ответов вообще не существует, возможны только совпадения, когда участники в предлагаемых абстрактных рисунках видят один и тот же образ. Такого рода игры с одной стороны противоположны аналитическим, с другой стороны – дополняют их, развивая интуицию, ассоциативное мышление, умение видеть неочевидные связи между предметами.

Приведенные выше настольные игры используются автором в программе дополнительного образования «Интеллектуальные игры» для работы с детьми 8-10 лет в ГБОУ г. Москвы «Школа самоопределения № 734 имени А.Н. Тубельского».

Таким образом, использование настольных игр в дополнительном образовании пробуждает у детей интерес к интеллектуальным играм, прививает навык организации содержательного досуга, создает условия активизации умственной деятельности и способствует развитию конвергентного и дивергентного мышления младших школьников.

Список литературы

  1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2000. — 78 с.
  2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления; под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Прогресс, 1965. – С. 433-456
  3. Гин С.И. Как развивать креативность у детей. Методическое пособие для учителя начальных классов. – M.: Вита-Пресс, 2017. – 192 с.
  4. Гин С.И. Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. – M.: Вита-Пресс, 2018. – 154 с.
  5. Дизайн-студия настольных игр «Простые правила» [Электронный ресурс]. URL: https://prostyepravila.ru/
  6. Козырева Н.А. Педагогика творчества // Новые ценности образования. 2003. №1. – С. 96-102
  7. Обучающие настольные игры издательства «Банда Умников». Игровой подход к обучению. [Электронный ресурс]. URL: https://bandaumnikov.ru/igrovoy-podkhod-k-obucheniyu/
  8. Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. – 624 с.
  9. Сеть магазинов настольных игр «Игровед». [Электронный ресурс]. URL: https://www.igroved.ru/

Board games as a means of developing thinking primary school children

 The article substantiates the possibility of using board games in the development of convergent and divergent thinking of primary school children.

Keywords: convergent thinking, divergent thinking, game technologies, board games, primary school students.

http://izvestia-ippo.ru/katkova-o-a-nastolnye-igry-kak-sreds/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *