Студентка бакалавриата ИППО ГАОУ ВО МГПУ
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Начальное образование, иностранный язык
Научный руководитель: к.п.н., доцент ГАОУ ВО МГПУ Апарина Ю.И.
В статье описывается роль влияния дидактических игр на формирование учебной мотивации младших школьников. Игровые технологии рассматриваются как эффективное средство развития познавательного интереса в изучении иностранного языка. Автором предложена коммуникативная игра, способствующая повышению познавательного интереса к предмету и направленная на закрепление изученного материала по теме «Colours» и «My home!» во 2 классе на основе УМК Spotlight (авторы: В. Эванс, Дж. Дули, Надежда Быкова).
The article describes the impact of didactic games on the formation of educational motivation of younger students. Game technologies are considered as an effective means of developing cognitive interest in learning a foreign language. The author proposes a communicative game that increases cognitive interest in the subject and is aimed at consolidating the studied material on the topic “Colors” and “My home!” in the 2nd grade based on the book ‘Spotlight’ (authors: V. Evans, J. Dooley, Nadezhda Bykova)
В настоящее время одной из главных проблем обучения иностранному языку в начальной школе является формирование учебной мотивации, поскольку только благодаря интересу к предмету возможно преодоление сложностей в освоении программы. Младший школьный возраст является периодом, когда закладываются основы учебно-познавательной деятельности, необходимые в дальнейшем обучении. По этой причине ученые и методисты говорят о важности использования технологий, способствующих повышению уровня познавательного интереса учащихся.
В отечественной литературе рассматривали познавательный интерес как «особое избирательное отношение личности к окружающему миру». Г.И. Щукина считает, что подобное отношение всегда определено активным замыслом и наполнено сильными эмоциями [2, с.88]. Анализ трудов показал, что особенностью формирования познавательных мотивов является то, что центром его является познавательная задача, требующая активной, поисковой или творческой работы от ученика. Игровые технологии способствуют умственному развитию детей и помогают вовлечь в учебный процесс каждого ученика. При этом учителю следует организовать активную деятельность учащихся с учетом их возрастных особенностей и языкового опыта, который на начальном этапе невелик. Как считает Ю.И. Апарина, осуществление данной задачи возможно при помощи адаптивной дидактической речи, которая является универсальным средством управления познавательной деятельностью учащихся [1, c. 11].
Влияние дидактических игр на становление личностных качеств детей описано в трудах многих отечественных исследователей. С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский и К.Д. Ушинский не раз указывали на важность игровой деятельности в учебном процессе. Игровые технологии могут стать эффективным средством при обучении иностранному языку, поскольку они соответствуют возрастным психологическим особенностям младших школьников и позволяют организовать работу в увлекательном формате, как над лексическим, так и над грамматическим материалом. К преимуществам применения игр на уроках английского языка можно отнести: активизацию познавательного интереса учащихся, развитие коммуникативных навыков и формирование универсальных учебных действий. Применение игровых технологий на различных этапах урока предполагает также создание условий не только для групповой или парной, но также и самостоятельной работы учащихся. По мнению Т.С. Макаровой, самостоятельная работа является целенаправленной, организованной деятельностью, направленной на достижение учебных целей урока [3, с.14].
В отечественной методике М.Ф. Стронин выделяет несколько видов игровых технологий в аспекте изучения иностранного языка:
- подготовительные игры, предназначенные для формирования языковых навыков учащихся (грамматические или лексические);
- творческие игры, которые способствуют развитию речевых навыков учащихся посредством коммуникации друг с другом [4, с.56].
Подготовительные игры предполагают работу над определенными аспектами языка (фонетика, лексика, орфография и т.п.). Творческие же игры являются коммуникативными, поскольку учащиеся в процессе взаимодействуют друг с другом и общаются на английском языке.
При изучении тем «Colors» и «My home» учащимся предлагаются задания творческого характера (рис.1). Однако анализ модуля УМК Spotlight показал, что в нем очень мало игровых технологий, соответствующих возрасту учеников 2-го класса. Учитывая потребность учащихся, а также специфику изучения английского языка в начальных классах, автором предлагается организовать активную коммуникативную игру «My house». Как известно, лексика неотделима от грамматики, поэтому предложенная игра способствует закреплению не только новых слов, но также и грамматических конструкций в речи младших школьников. Итак, для проведения данной игры учителю необходимо подготовить карточки с изображениями домиков и различных предметов. При этом важно, чтобы карточки с объектами были определенных цветов, изучаемых в модуле (red, yellow, green, blue, white). Учитель заранее приклеивает разноцветные домики на высоте, доступной детям (стены, стулья, дверь), а карточки с изображениями разноцветных предметов кладет на стол обратной стороной вниз. Суть игры заключается в том, что ученикам нужно на счёт три перевернуть карточку, побежать до домика нужного цвета (например, красное яблоко – красный домик) и произнести предложение, назвав цвет и сам предмет (It’s a red apple, It’s a yellow flower, it‘s a blue balloon и т.п.). Побеждает тот, кто правильно составит предложение. Игра может продолжаться несколько раундов, пока не будут использованы все карточки.
Рисунок 1. Творческое задание в УМК Spotlight, 2 класс
(Изображение цитируется с научной целью (ст. 1274 ГК РФ))
В зависимости от уровня речевых навыков учащихся можно корректировать задание игры или менять грамматические конструкции. Тогда вместо ‘It’s a + noun’ ученики могут составлять более сложные предложения, например, при изучении темы «There is/ There are» целесообразно отрабатывать данные конструкции в сочетании с новым лексическим материалов (‘there is a red apple in my red house’).
При условии грамотного выбора самой игры в соответствии с целями занятия, возрастом учащихся, а также с учетом специфики изучаемой темы, применение игровых технологий повышает эффективность уроков. Игровые технологии способствуют созданию благоприятной атмосферы в классе, благодаря чему в учебный процесс вовлекаются все ученики. В процессе командной и творческой игры формируются предметные и метапредметные УУД. Поскольку в ходе коммуникативных игр учащиеся общаются на английском языке, то они начинают осознавать важность изучаемого материала. Таким образом, благодаря игровым технологиям формируется ценностное отношение к английскому языку и повышается уровень познавательного интереса младших школьников.
Список литературы
- Апарина Ю.И. Педагогические условия формирования адаптивной речи студентов – будущих учителей начальных классов и иностранного языка//Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/ Московский Городской Педагогический Университет. Москва, 2006. – Москва. 2009. – 21 с. – Текст непосредственный
- Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, – 351 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007039508
- Макарова, Т. С. Электронное учебно–методическое обеспечение самостоятельной работы будущих учителей иностранного языка: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» автореферат дис. …канд.пед.наук/ Макарова Татьяна Сергеевна. – Москва. 2009. – 23 с. – Текст непосредственный.
- Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка/ ˗ Москва: Просвещение, 2001.–370с. Текст: непосредственный
http://izvestia-ippo.ru/katerovich-a-a-primenenie-igrovykh-tekhn/