Карпова С.И., Рудницкая Н.М. | МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

КАРПОВА Светлана Ивановна, д.п.н., профессор департамента  педагогики Института педагогики и психологии Московского городского педагогического университета, г. Москва. Е-mail:karpova_svetlana@inbox.ru

РУДНИЦКАЯ Наталья Михайловна, магистрант департамента  педагогики Института педагогики и психологии Московского городского педагогического университета, г. Москва. Е-mail: natasharud01@yandex.ru

Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса»

Театрально-игровая деятельность в дошкольном возрасте, включающая художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство, музыку, пластику, танцевальное и игровое творчество, является синтетическим по своей природе видом детской художественной деятельности, в котором художественный образ формируется посредством интеграции нескольких  видов искусств, каждый из которых активно влияет на процессы восприятия и воображения, составляющих основу художественно-творческих способностей. Художественно-творческие способности старших дошкольников рассматриваются как динамическое  интегративное личностное образование, представляющее собой единство  компонентов: когнитивного, мотивационного, деятельностно-творческого и оценочно-рефлексивного. Авторы предлагают модель формирования художественно-творческих способностей старших дошкольников  в процессе занятий театрально-игровой деятельностью.   

Проблема формирования художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста является частью более широкой и значимой проблемы художественно-эстетического развития личности ребенка в период дошкольного детства. Современный взгляд на эту проблему представлен в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,  согласно которому художественно-эстетическое развитие предполагает формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам  сказок и художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [3].

Широкий спектр задач в области художественно-эстетического развития, представленный в стандарте, подчеркивает комплексный характер воздействия различных видов художественной деятельности на развитие ребенка в дошкольном возрасте и формирование его личности.

Театрально-игровая деятельность  в дошкольном возрасте синкретична по своей природе, в ней органично сочетаются несколько видов искусств: художественное слово, драматизация, изобразительное искусство, музыка, пластика, танцевальное и игровое творчество. Основой театрально-игровой деятельности является игра-драматизация, которая часто служит канвой, в нее дети могут включать различные сюжетные линии, ввести дополнительные роли, изменить концовку и т.д., поэтому театрально-игровая деятельность в дошкольном возрасте содержит богатейший потенциал для проявления творчества дошкольников и формирования художественно-творческих способностей.

Н.С.Карпинская, раскрывая и обосновывая потенциал театрально-игровой деятельности для развития детского художественного творчества и творческих способностей, подчеркивает сходство и различия игровой драматизации и сюжетно-ролевые игры. И в той и другой дети берут на себя определенные роли и действуют в соответствии с сюжетом игры. Но в сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные непосредственно от окружающей действительности, а в играх-драматизациях – впечатления от восприятия литературного произведения [1].

В игре-драматизации инициатива и творчество детей направлено на лучшее исполнение взятой на себя роли. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой-либо из встречающихся в жизни персонажей, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного текста.  Художественный текст подсказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет указаний о способах их воплощения (движениях, мимике, интонациях). Именно в подборе выразительных средств создаваемых образов персонажей и проявляется детское творчество. Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения, дети привносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт.  Важно не только что изображается, но и как изображается, т.е. в драматизации очень важен качественный результат деятельности.

Педагогической основой организации процесса театрально-игровой деятельности является особенность восприятия дошкольниками искусства театра. Для того чтобы такое восприятие было наиболее полным, у детей следует формировать представления о том, что такое театр,  что такое спектакль и как он рождается, кто такие режиссер, актеры, художники оформители и т.д. Исследуя структуру и содержательные характеристики художественно-творческих способностей дошкольников, следует исходить из специфики художественной деятельности, посредством которой эти способности  формируются.

Исследователи (О.С. Акулова, Е.А. Антипина, Л.В. Артемова, В.Д. Ботнарь, Т.Н. Доронова, Т.И. Ерофеева, О.Л. Зверева, Е.В. Мигунова и др.) отмечают, что творчество дошкольников в театрально-игровой деятельности проявляется в следующих направлениях:  как продуктивное  (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета); как исполнительское (эмоционально-выразительное исполнение роли); как оформительское (создание декораций, костюмов, атрибутов и пр.) [2].  Исходя из специфики и особенностей реализации театрально-игровой деятельности в дошкольном возрасте, мы считаем, что художественно-творческие способности старших дошкольников, как динамическое  интегративное личностное образование, представляет собой единство  компонентов: когнитивного, мотивационного, деятельностно-творческого и оценочно-рефлексивного.

Когнитивный компонент содержит знания и представления детей о театральном искусстве, истории развития театра, о видах театра (драматический, оперы и балета, детский, театр кукол, театр зверей и др.), о людях, работающих в театре (режиссер, актер, художник-оформитель, осветитель, гример, суфлер и др.), специфике их профессиональной деятельности, знание правил поведения в театре.

Мотивационный компонент проявляется в устойчивом интересе к театрализованной деятельности, желании участвовать в инсценировках, оказывать помощь взрослым в организации спектакля (изготавливать декорации, костюмы и т.д.), проявление инициативы и активности на всех этапах работы над спектаклем.

Деятельностно-творческий компонент предполагает владение детьми навыками художественного восприятия литературного произведения, навыками театрально-игрового исполнительства, включающие способность творчески интерпретировать единицы сюжета на основе литературного произведения, умение пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи, пантомиму, песню, танец; умение согласовывать свои действия с партнерами; владение элементарными навыками  кукловождения; проявление фантазии в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.

Оценочно-рефлексивный компонент проявляется в способности ребенка объективно оценивать свое участие в спектакле, собственное исполнение роли и исполнение роли сверстниками, на основе представлений об оценочных критериях,  включая в собственное оценочное суждение терминологию из области театрального искусства;  умение отметить успех и недостатки в исполнении, объяснить и исправить их при повторном исполнении.

Нами была разработана модель формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности. Модель включает трир этапа, каждый из которых акцентирует внимание на формировании определенных компонентов художественно-творческих способностей.

На первом этапе формируется когнитивный компонент, включающий первоначальные знания и представления  детей о театральной культуре, истории развития театра, его видах, театральных профессиях, правилах поведения в театре и т.д.  Одновременно с беседами о театре, следует формировать у дошкольников навыки художественного восприятия  литературного произведения: понимание главной идеи произведения, характера и роли главных и второстепенных персонажей, взаимосвязи событий, средств языковой выразительности разных литературных жанров (сказки, рассказы и т.д.).  Требования к отбору произведений детской художественной литературы: текст должен иметь воспитательную ценность, с чёткой последовательностью событий и действий, с художественной выразительностью языка, простотой построения фразы, эмоциональной насыщенностью.

На втором, (основном) этапе, активно формируются мотивационный и деятельностно-творческий компоненты, проявляющиеся в развитии интереса у детей к театральному искусству, к инсценированию сюжета литературного произведения, стремлении и желании рассказать текст от лица разных персонажей с использованием соответствующей мимики и пантомимики, интонационно-выразительных средств речи и т.д.  Хорошо зарекомендовала себя в работе с дошкольниками на занятиях театральной деятельностью  методика Н.С. Карпинской, включающая следующую последовательность: сначала дети коллективно воспроизводят текст литературного произведения; потом каждый ребенок пересказывает содержание произведения от лица разных персонажей; затем  дети выполняют ряд творческих заданий (этюды на воспроизведение различных эмоциональных состояний: радость, страх, гнев и т.п., пантомимические этюды на воспроизведение различных действий «рубить дрова», «нести чемодан», «нюхать цветы» и т.д.); потом читают произведение по ролям и постепенно начинают инсценировать отдельные эпизоды произведения, стихи, небольшие рассказы и сказки [1].

На данном этапе велика роль других видов художественной деятельности, таких как музыкальная и изобразительная. Музыка помогает «вжиться в роль», почувствовать эмоциональное состояние персонажа, посредством музыкального движения и песенного творчества передать характер героев, способствует восприятию динамики развития сюжета. Навыки изобразительной деятельности востребованы в оформлении спектакля, в изготовлении декораций, различных атрибутов и т.д.

На третьем, заключительном этапе, активно формируется оценочно-рефлексивный компонент способностей, проявляющийся в объективной самооценке ребенком своих действий и возможностей,  а так же действий своих сверстников. Этому способствует рефлексия, проведенная в форме вербальной самооценки по итогам выступления дошкольников в спектакле. Особая роль в данном процессе принадлежит педагогу, который высказывает свою оценку в форме аргументированного суждения, например, разъясняет   допущенные ошибки и их причины, показывает приемы исправления ошибок, представляет образцы деятельности, которые для ребенка являются критериями правильности выполнения. На основе этих критериев ребенок оценивает свои действия и действия сверстников. Основным принципом педагогической работы на данном этапе  является категорический отказ от осуждения детей, допустивших ошибку, и ориентация на создание ситуации успеха. Важно при активной поддержке педагога сформировать у каждого ребенка положительный опыт сравнения  своих достижений с результатами и достижениями сверстников,  умение применять нравственные критерии при оценке и самооценке успешности в выполнении ролевых действий и игрового общения.

Модель формирования художественно-творческих способностей в процессе театрально-игровой деятельности представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Модель формирования художественно-творческих способностей старших дошкольников посредством театрально-игровой деятельности

Реализации модели формирования художественно-творческих способностей у старших дошкольников в образовательной практике будут способствовать следующие педагогические условия:

— создание в дошкольной образовательной организации и в групповых комнатах развивающей предметно-пространственной среды, активизирующей творческие проявления детей к созданию  замысла, составлению сюжета, придумыванию ролевых диалогов и т.д, организация мастерских для изготовления атрибутов, костюмов, масок, декораций;

— сотрудничество и сотворчество с родителями (членами семьи), участие родителей в подготовке спектаклей, театральных инсценировок на праздничных утренниках, исполнение ролей по желанию родителей и т.д.;

— систематическое общение детей с театром, посещение детских спектаклей, формирование сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций с учреждениями искусства и культуры, расположенными в городе, с целью объединения образовательных ресурсов каждого из партнеров для реализации задач художественно-эстетического воспитания детей.

Список литературы

  1. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская – М. : Педагогика, 2008. – 152с.
  2. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014 . — 32 с.

KARPOVA Svetlana Ivanovna, Ph.D., professor of pedagogy department of the Institute of Pedagogy and Psychology of Moscow City Pedagogical University, Moscow. E-mail: karpova_svetlana@inbox.ru

RUDNITSKAYA Natalia Mikhailovna, Master of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology of Moscow City Pedagogical University, Moscow. E-mail: natasharud01@yandex.ru>

MODEL FOR FORMING ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES FOR CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE BY MEANS OF THEATER-GAME ACTIVITY

Annotation. Theatrical and gaming activity in the preschool age, including the artistic word, dramatization, visual arts, music, plastic, dance and play creativity, is a synthetic type of children’s artistic activity, in which the artistic image is formed through the integration of several arts, each of which actively influences the processes of perception and imagination, which form the basis of artistic and creative abilities. Artistic and creative abilities of older preschoolers are considered as a dynamic integrative personal education, which is a unity of components: cognitive, motivational, activity-creative and evaluative-reflective. The authors propose a model for the formation of artistic and creative abilities of older preschoolers in the process of teaching theater and gaming activities.

Keywords: Children of senior preschool age, artistic and creative abilities, model, stages of formation, theatrical and gaming activities

http://izvesnia-ippo.ru/karpova-s-i-rudnickaya-n-m-model-formi/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *