Кардашова Л.В. | КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА В РОССИИ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

студентка факультета социологии, психологии, менеджмента Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московского социально-педагогического института»

Е-mail: kalarisa@bk.r

Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса»

Основополагающие факторы культурных ценностей семейного воспитания, оказывающие влияние на развитие личности человека, легли в основу данной работы.  Разнообразие методик и различных способов передачи культурных ценностей от родителей к детям, предложены как основа для развития и становления личности человека. Работа объединяет в себе различные взгляды и подходы к определению данной концепции.

Семейные культурные ценности предполагают совокупность определенных культурных норм, ценностей, традиций, которые присущи конкретной семье и которые представляют собой продукт взаимодействия традиций макро- и мезоуровня с собственно семейными традициями, формирующимися в рамках культурной и социальной повседневности семьи, зависят от образа ее жизни, состава и типа. [2,с.45]

Семья является малой социальной группой, у членов которой связь в виде брачных или родственных отношений, общности быта и взаимной моральной ответственности, социальной необходимости, в которой выражаются потребности общества – физически и духовно воспроизводить население, а затем воспитывать следующее поколение. [5,с.115]

Какая бы сторона развития ребенка ни рассматривалась исследователями, всеми ими указывается, что решающая роль семьи, в том или ином возрасте, осуществляет следующие важнейшие функции:

— регулирует физическое и эмоциональное развитие;

— оказывает влияние на психологическое и социальное развитие;

— оказывает влияние на интеллектуальное развитие;

— знакомит ребенка с социальными нормами, через воспитательный процесс;

— формирует у ребенка ценностные ориентации;

— дает социальную и психологическую поддержку.

Выступая, как ведущий институт социализации и воспитания личности, семья закладывает фундаментальную основу, в процессе становления и выработки мировоззрения и культуры ребенка, играющих основополагающую роль в его социальном развитии. [1,с.48]

Направленность мировоззрения и воспитание на основе культурных ценностей во многом определяется характером межличностного взаимодействия родителей и ребенка, стилем семейного воспитания, требованиями, которые предъявляются ребенку в процессе воспитания, на основе культурного подхода. [4,с.37]

Семья закладывает основу формирования человека, как личности, именно она реализует воспитание человека и гражданина, транслируя культурные, этнические и нравственные ценности от общества к индивиду. [2,с.87]

Что же можно вложить в понятие «культура»? Родители могут прививать ребенку свои интересы. Например, эмоциональный мир человека подвластен такому жанру искусства, как музыка. Но воспитательный эффект будет достигнут тогда, когда музыка преподносится как искусство. Это может быть посещение концертов, театров, хоровое пение. Но если музыка исходит как шум от магнитофона, радио или телевизора, то от такой музыки пользы не будет. [1,с.79]

Именно общаясь с самыми близкими людьми необходимо строить концепции, ценности и отношения, осваивать нормы и правила поведения. Кроме того, в семье, как в первой социальной группе, где подростки находятся под впечатлением индивидуальной формы о себе и других нужно развивать чувство собственного достоинства и реализовать свои возможности. [4,с.84]

Родительское поведение может быть представлено двумя размерами:

  1. эмоциональное отношение выражает оппозиционное тепло, ответственность, заботу сосредоточенной на ребенке против отторжения безответственности;
  2. контроль, осуществляемый за детьми против предельного поведения в отношении расширения и нетребовательного поведения. [1,с.93]

Родители имеют право осуществлять контроль за действиями ребенка. Оценки родителей помогают развить чувство собственного достоинства и чувство самоконтроля над своим поведением у ребенка. [1,с.108]

Таким образом, ребенок, выросший в благополучной семье, фокусируется на определенных ценностях и проходит социальные навыки, которые помогают ему стать полноценным человеком в зрелом возрасте.

Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мы обратили внимание, что роль семи высока в формировании у детей толерантного поведения. Для этого родителям необходимо знакомить подрастающее поколение с  культурой разных народов и национальностей. Для этого необходимо

  • Проведение бесед с целью ознакомления учащихся с культурой и бытом других национальностей;
  • Проведение экскурсий в этнографический музей, в Центральный музей Великой Отечественной войны с целью расширению кругозора по этнографии и воспитанию патриотизма;
  • Посещение театров с целью ознакомления с художественным творчеством разных народов (Еврейский театр «Шалом», Музыкальный театр национального искусства В.Назарова, Государственный национальный театр республики Карелия и др.);
  • Посещение выставок народного творчества с целью популяризации творчества национальных мастеров и приобщения детей к истокам народной культуры.
  • Чтение художественной литературы с целью ознакомлением с творчеством разных народов;

Для реализации поставленных задач мы предлагали родителям воспитанников старшей группы дошкольного учреждения тематику и сценарии  мероприятий. Например, посещение Государственного музея искусства народов Востока, посещение Музыкального театра национального искусства В.Назарова и др.

Дети и родители становились активными участниками в реализации важнейших задач, направленных на возрождение и укрепление социального института семьи, воспитание ребенка на основе семейных культурных ценностей и традиций, как основы основ российского общества и государства. [3,с.79]

Важно обеспечить удачное начало жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового. Для этого необходимо правильно отобрать содержание информации, предлагаемой детям. Можно познакомить детей с русскими народными промыслами. Приведем  примеры.

Украшением современного русского народного искусства является «золотая хохлома» — старинный крестьянский промысел, где сегодня развивается своеобразная орнаментальная культура свободной кистевой росписи. Стихия хохломских художников – орнамент Золотая хохлома – праздник декоративного искусства. Она пользуется любовью самых широких слоев народа, людей самых разных вкусов. При всей своей традиционности искусство хохломы постоянно в развитии, в движении. Появляются все новые и новые формы предметов, стиль из назначения которых отражает запросы и эстетику своего времени

Городецкая роспись не менее знаменита, чем роспись хохломская. Детская мебель, настенные панно и тарелки украшены многоцветной яркой росписью по светлому фону не закрашенного дерева. В орнамент городецких изделий включены силуэтные, чаще всего черные фигуры коней, всадников, синих и черных птиц. В цветах, имеющих характерный для городецкого орнамента облик, часто применяется красный и голубой цвет. Городецкая роспись – это холодная техника без огневой обработки, без закалки в печах.

Жостово – один из самых привлекательных и национальных русских промыслов. Секрет столь долгой жизни и неувядаемой прелести этого искусства в его глубоко народной основе и самобытности художественного стиля, постоянно питающегося коллективным творчеством. Жостовцы расписывали в основном только подносы, сохраняя основное – реалистическую, условно – декоративную трактовку цветов, мажорную яркость колорита и поэтическое раскрытие мотива. Здесь красиво сочетаются крупные, средние и мелкие формы. Самые крупные в середине, ближе к краям помельче, а промежутки заполнены листьями и самыми мелкими цветочками. Своеобразное искусство жостовцев по-своему идет за временем, и большим достижением можно считать сохранение его ярко самобытных основ.

Особое место среди народных керамических изделий всегда занимала лепная, глиняная и забавная дымковская игрушка. В образах дымковской игрушки нашли отражение городские типы – костюмы и манеры жителей русских городов, поражавшие воображение русского ремесленника.

Дымковские игрушки отличаются пышностью форм, богатством отделки, обилием декоративных деталей – что делает их особенно нарядными и веселыми. Дымковские игрушки бывают иногда довольно больших размеров. В фигурах барынь выделяются голова в кокошнике, шляпе или просто с высокой прической, пышная грудь и юбка – колокол с передником. У игрушки – коня обычно крутая грива, откинутая назад голова, короткое туловище и четыре конических ножки – фигурка очень условна и компактна. Да и другие животные – корова, баран, козел – различаются только формой рогов; силуэт у них один и тот же. Колорит росписи такой яркий, тона чистые, роспись весьма прозрачные. С большой выдумкой расписывают нарядных барынь, смешных птиц, коньков с седоками. В орнаменте росписи применяются яркие малиновые и синие кружки – розетки, ромбы, разделка и обводка золотом.

Интересны и оригинальны игрушки из села Абашево Пензенской области. Эту художественную школу не спутаешь ни с какой другой. Игрушки покрыты глухими (неблестящими) эмалями. На их фоне драгоценными украшениями сверкают детали, окрашенные бронзой и алюминием. Для игрушек — животных характерны длинные шеи с маленькими головками и пышными рогами. Они как будто подчеркивают огромную, неземную силу.

Все древние глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом. Древние знаки орнамента, которыми покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства.

Важно, чтобы родители рассказывали о народном искусстве, это расширяет возможности формирования общекультурного интеллекта личности, одухотворять человека, воспитывать в нем милосердие, терпимость, уважение к человеку.

Все виды народного творчества приобщают учащихся к народному миропониманию, к богатейшим художественным ценностям, созданным многовековым опытом предшествующих поколений. Необходимо включать детей в художественно-творческую деятельность. Это помогает понять связь национальной культуры прошлого с современной культурой, способствовать отношению к произведению народного мастера как к живому и развивающемуся явлению искусства и бытия.

 Литературы

  1. Зверева О.Л., Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание /О.Л.Зверева, А.Н.Ганичева. — М.: Академия, 2016. — 189 с.
  2. Ковалёв С.В. Психология современной семьи: информационно-методические материалы к курсу этика и психология семейной жизни / С.В. Ковалёв. — М.: ИнфраМ, 2016. — 258 с.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – М.6 Детство-пресс»,2016.-304 с.
  4. Свердлов О.Г. Диалоги о воспитании /О.Г.Свердлов. — М.: АльтПресс, 2015. — 375с.
  5. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной. М.: ТЦ Сфера, 2015.-145 с.

http://izvestia-ippo.ru/kardashova-l-v-kulturnye-cennosti-sem/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *