Караиванова М. А. | ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ, МОДЕЛЬНЫЙ ПОДХОД ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ У БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

доктор педагогики

АМТИИ „Проф. Асен Диамандиев“, Болгария

Email: mariakaraivanova@abv.bg

материалы II Международной научно-практической онлайн-конференции «Психология одаренности и творчества»

Создание культурно-познавательной основы для развития духовности в информационном обществе является необходимостью, которая требует новых образовательных подходов. В таком плане рассматривается интеграция разнородного учебного содержания посредством элементарного математического моделирования. Представлены результаты исследования такого типа интеграции, проведëнного в специализированной школе изобразительных искусств с учениками 1418 лет.

 Два мощных процесса: информатизация и технологизация, превращают наше общество в общество нового типа: информационное. Трансформация наступает с развитием компьютерных технологий, и как естественное следствие наблюдаем повсеместную интеллектуализацию человеческой деятельности. Широко распространëнная и непрестанно совершенствующаяся, компьютерная техника изменяет облик профессий, формы общения, общественное мнение, человеческое мышление… Технологии дают индивиду ощущение могущества, которым природа его не наделила, притупляют его тонкую чувствительность к окружающему миру, изменяют его нравственный облик. Постепенно человек впадает в дигитальную зависимость, он склонен заменять реальное общение контактами в чате, предпочитает их даже в отношениях со своими самыми близкими людьми. Наступает отчуждение, которое продолжает углубляться.

Дегуманизация охватывает общество как естественное следствие бурного научно-технического прогресса. В „общении“ с электронными устройствами мышление человека подвергается влиянию заложенных в них технологий для обработки информации. Усиливается присутствие рациональных элементов не только в человеческой деятельности, а и в межличностных отношениях. Формальная логика алгоритмов нравится молодым людям и они стремятся в ускоренном темпе, в котором живут, схематизировать и алгоритмизировать все возможные ситуации. Постепенно дигитализация и алгоритмизация проникают и в самые интимные формы коммуникации, трансформируют их выразительные средства, придают им механический характер.

Обречено ли информационное общество на дегуманизацию? Дигитальная среда усиливает „обездушивание“ отношений между людьми, но в то же время провоцирует человеческую одарëнность, а в ней кроются возможности для преодоления отчуждения.

Одарëнность во всех еë проявлениях имеет существенное значение для отношений человек – технологии. В своëм естественном темпе развития человек сильно отстаëт от совершенствования технологий и, чтобы быть адекватным их растущим возможностям, он нуждается в гармоничном развитии своей природной одарëнности. Но современное образование, в котором доминирует узкая специализация, не может отозваться на такую потребность. Даже в общем образовании предметная система ориентирована на специализированное изучение соответствующих областей, и общей подготовки, которую ученики получают, им не достаточно для того, чтобы связать, структурировать и осмыслить большие объëмы разнородной информация, которой располагают.

Приобретение качественной разносторонней грамотности нуждается в развитии одарëнности как личностного потенциала. Развитие в таком плане, как с основанием отмечает А. Савенков [7], должно перестать быть частной педагогической задачей специализированных учебных заведений, расширить свои границы и охватить всех учеников. Тогда образование сможет реализовывать обе линии:

  • академическая подготовка, адекватная новым технологиям;
  • гармонизация человеческой личности.

При соподчинëнности этих линий можно достичь баланса между интеллектуализацией и социализацией в развитии человеческой личности и гуманизацией мышления в информационном обществе.

Формулировка подобного тезиса имеет в основе психологическую структурную модель одарëнности: интеллектуальность, креативность, духовность, представленную Л. Ларионовой. Во взаимной связанности всех трëх элементов именно духовность проявляет надстроечный характер – охватывает и трансформирует остальные подструктуры одарëнности и может направлять творческий процесс на благо общества [4]. Из этого следует, что информационное общество нуждается в развитии духовности, адекватной ускоренной интеллектуализации, т.е. духовности, в которой узкоспециализированные академические знания совмещаются с различными аспектами их социальных проекций: историческими, нравственными, культурными… и настраиваются в пользу общества.

Трансдисциплинарность в образовании. Для полноценного взаимного обогащения интеллектуального и духовного развития личности в образовательном пространстве существенное значение имеет учебное содержание. Процесс информатизации требует, чтобы содержание сочетало специализированные научные достижения с общими картинами окружающего мира, а эффективность таких сочетаний зависит от их созвучности с развитием идеи об интеграции в научное пространство.

С середины прошлого века идея интеграции разрабатывается как противодействие фрагментарности в научном познании. Развитие этой идеи связывается в образовании с разграничением внутридисциплинарных от междисциплинарных и мультидисциплинарных связей и их реализацией в учебной деятельности.

Но в конце 90 годов международное научное сообщество устанавливает, что фрагментация знаний не преодолена [6]. Принимается установка, что идея интеграции должна перейти от междисциплинарности к трансдисциплинарности и вместо простого сопоставления или присоединения дисциплинарных подходов осуществлять проникновение сквозь границы дисциплин. Реализация нового типа интеграции в образовании требует целенаправленного поиска и дефиниции подходящих носителей трансдисциплинарности и разработки проницаемости границ между учебными дисциплинами.

Математическое моделирование как носитель трансдисциплинарности. Абстрактные математические отношения и структуры проявляют универсальность, которая позволяет им превратиться в носителей трансдисциплинарности. В своей эволюции человеческая духовность подпитывает возникновение математических средств, методов, идей, а они, в свою очередь, устанавливают в ней объективные структуры. Симбиоз, в котором развиваются качественные и количественные представления об окружающем мире, оказался пренебрегнут и элиминирован при обособлении наук и соответствующих им учебных дисциплин, таких как гуманитарные и естественные. Но связи между ними продолжают скрытно существовать. С опорой на математические средства эти связи могут восстановиться и раскрывать проходимость границ между дисциплинами.

В таком плане в Болгарии исследуется интеграция разнородного учебного содержания, основанная на математическом моделировании, которая применяется в образовании по модульному принципу[1].

Интегрированные тематические модули. Элементарными, изучаемыми в общем образовании математическими средствами реализируется доступное математическое моделирование, которое по-новому систематизирует традиционное учебное содержание и содействует его обогащению. С помощью логических конструкций, количественных и пространственных отношений, заложенных в определëнной теме, создаются объективные структуры, на которые наслаивается разнородная информация. Получается интегративное изложение темы, которое синтезирует знания, включëнные в школьные общеобразовательные стандарты для изучения различных познавательных областей: математики, физики, истории, литературы, философии, музыки, изобразительных искусств…

Под формой тематических модулей интегрированное содержание устанавливает органичные связи с элементами (понятиями, темами, методами, теориями) традиционных содержательных объединений школьных знаний и умений. Тематика интегрированных модулей не представлена в школьных программах, но является значимой для развития современной личности.

Реализация тематического модуля в познавательном процессе. Математическое моделирование, заложенное в основу интегрированного содержания, позволяет ему раскладываться на обособленные компоненты (узлы, ядра), которые неразрывно связаны с разнородными школьными знаниями. На этой основе интегративные компоненты вплетаются в единые методические единицы и с помощью подходящих дидактических проекций встраиваются в изучение различных учебных предметов. Посредством оптимизированных традиционных методик и информационных технологий модульная тематика овладевается без перерасхода учебного времени и без нарушения систематизации содержания в предметной системе. Целостное изложение модульной темы раскрывает определëнные духовные аспекты, органично вписывая использованное узкоспециализированное разнородное познание в более общую картину.

О духовном развитии будущих художников. В Болгарии интеграция разнородного содержания посредством математического моделирования исследуется на предмет образовательного потенциала в специализированной школе для изучения изобразительных искусств „Цанко Лавренов“, г. Пловдив. Исследование проводится с помощью интегрированных модулей по различным темам, которые закладывают культурно-познавательную основу для духовного развития учеников в возрасте 14-18 лет.

„Линейные орнаменты в Древнем мире“ – это один из исследованных модулей, посвящëнный орнаментам Месопотамии, Древнего Египта и Древней Греции.

Носителями трансдисциплинарности в модуле являются изучаемые в школе: числовые отношения, множества, функции, уравнения, а также математические модели музыкальных интервалов, линейная гомотетия исторического времени, родственные связи. (Фиг. 1.)

 

Фиг. 1 Математические модели, носители трансдисциплинарности.

Модульное содержание рассматривает линейны орнаменты как знаковую систему. В результате научных исследований, проведëнных с трансдисциплинарной направленностью, разработана теория орнамента, которая имеет математическую основу, связанная с системой практической и исследовательской деятельности и с социокультурными проекциями приобретëнных знаний и умений.

Посредством моделирования различного типа: математического, художественного, исторического, теория орнамента проектируется в изучение комплекса дисциплин: математика, мифология, история, литература, изобразительное искусство, музыка. Раскрываются духовные характеристики древности, Раскрываются духовные характеристики древности, которые оказывают влияние на наше видение современного мира. Образовательный потенциал модуля „Линейные орнаменты в Древнем мире“ разворачивается в трëх направлениях:

  • Воссоздание и исследование исторического орнамента (репродукция);
  • Создание авторского орнамента;
  • Социальная реализация достижений в подготовке.

Реализация исследованного модуля в учебной деятельности закладывает культурно-познавательную основу для развития духовности, повышая уровень разносторонней грамотности и ориентирует еë на гармонично развитие личности.

Доказательством этого служит изучение орнаментов Шумеро-аккадского периода Месопотамии (фиг. 2), которое включает их воспроизведение и исследование.

             

Фиг. 2. Археологические находки. (Шумеро-аккадский период, 3000г. до н. э.)

Математическое моделирование, с помощью которого орнамент из Штандарта Ура (фиг. 2,а) воспроизводится, надстраивает стандартную подготовку по математике, и орнамент воссоздаëтся посредством уравнения (фиг. 3), графики (фиг. 4,а), цветного образа (фиг. 4, б).

 

Фиг. 3. Графики орнамента смоделированы с помощью множественного уравнения.

Исследование орнамента начинается с математических характеристик воспроизведëнного образа, где устанавливается, что в образной композиции использованы числовые соотношения, соответстующие наиболее созвучным музыкальным интервалам: прима (а/b = 1/1); октава (а/b = 1/2); квинта (а/b = 2/3). Случаен ли этот факт?

Исследование разнообразных орнаментов на резонаторе знаменитой Арфы из Ура (фиг. 2,б) показывает, что и там в композициях образов соблюдается соотношения музыкальных интервалов (фиг. 4,а).

Фиг. 4. Моделирование музыкальных интервалов с числовыми соотношениями.

Известно, что созвучность этих музыкальных интервалов побуждает Пифагора (VIв. до.н.э) и неопифагорейцев (IVв. до н.э) сконструировать с ними музыкальную гамму (фиг. 4,б). Но какой смысл их присутствия в древней образности?

Толкование предлагает шумеро-аккадская мифология.[5,662] Там, поставленная на резонатор золотая голова молодого быка с лазуритовыми глазами и рогами в форме полумесяца – это бог луны Нана. Фиг.5. По всякой вероятности, арфа является ритуальным атрибутом, и ритуально, в служение богу, в размерность орнаментальных композиций вкладывается музыкальная созвучность.

В шумеро-аккадском пантеонe богов (фиг.5) закодирована духовность шумеров, которая декодируется в Эпосе о Гильгамеше (фиг.6), одном из самых древних литературных произведений, воспевающем легендарного владетеля Урука (фиг.7). В рассказах о жизни Гильгамеша сформулированы послания, значимые для современного человека.

Так, например, Гильгамеш осознаëт, что смысл человеческой жизни – это то, что человек сделал и оставил после себя людям. А предание о всемирном потопе, связанное в эпосе с богами Энлилем (стихийные силы) и Энки (разум) (фиг.5), подтверждает, что разум в состоянии воспрепятствовать стремление стихийности уничтожить человечество.[5,198]

Применяемый трансдисциплинарный подход к древним линейным орнаментам вписывает их в культурно-познавательный контекст, который зависит от их датировки. Сопоставление орнаментов различных исторических периодов (фиг. 8) даëт возможность проследить во времени смену духовных приоритетов.

Фиг. 8. Государства Древней Месопотамии

Ассирийская империя всецело ассимилирует шумерскую культуру, но эта преемственность не бесконфликтна. Ассирия является мощным военным государством, в котором сожительствуют безмерная жестокость и культ к знанию. Во время своего царствования Синахериб (фиг.9) полностью разрушает Вавилон, город высокоразвитой культуры и, чтобы стереть память о нëм, заливает его водами Евфрата. Но сын Синахериба, Асархадон, восстановляет Вавилон, а его внук Ашурбанипал создаëт известную библиотеку, сохранившую достижения  шумерской культуры, в том числе и Эпос о Гильгамеше.

Фиг. 9. Наследники Саргона II.

Ассирийцы не развивают орнаменты как образ, но оставляют богатое наследство из знаний в различных областях: история, религия, митология, литература, законы, общественная и хозяйственная жизнь… Во времени Ассирия доказывает, что культурные достижения превосходят достигнутое силой и подтверждают, что именно знание является высшей ценностью.

После того, как Ассирия перестаëт существовать, господствующее положение занимает Нововавилонское царство. Вавилонцы поддерживают шумеро-аккадские культурные традиции и вместе с тем чувствительно обогащают орнаменты (фиг.10).

Фиг. 10. Линейные орнаменты из Нововавилонского царства.

Согласно шумерской традиции, конструктивная основа этих орнаментов выстраивает  соотношения музыкальных интервалов и обогащается дополнительными элементами. Увеличением числа используемых интервалов достигается разнообразие орнаментов.

Закат Нововавилонского царства наступает с духовным упадком общественной жизни. Библейский царь Навуходоносор возводит оборонительные сооружения, которые превращают столицу Вавилон в практически неприступную крепость. Но жизнь в городе подчинена стремлению к роскоши и удовольствиям, и когда персидский царь Пирр нападает на Вавилон, его жители, не склонные к сопротивлению, сами открывают ворота и отдают город завоевателю. Наступает конец Нововавилонского царства.

Дидактические проекции. В исследовательской работе с модулем „Линейные орнаменты в Древнем мире“ моделирование выведено как дидактический принцип. Ученики активно включаются в предусмотренную самостоятельную деятельность, мотивированные желанием содействовать развитию учебного содержания так, чтобы стало возможным совмещение обоих подготовок: общеобразовательной и специализированной художественной. Постепенно перед будущими художниками раскрывается познание общего характера, имеющее мировоззренческое значение.

Математическое моделирование орнамента, в определëнной степени аналогичное компьютерному моделированию, создаëт условия для оценки развития древних мастеров. Реализуя самостоятельно все этапы воспроизведения исторического орнамента, ученики могут оценить это мастерство. Более шести тысячелетий назад человек способен создать в своëм сознании образ, математические уравнения которых не знает, а его умения развиты так, что компенсируют отсутствие чертëжных инструментров или компьютера. Постепенно будущие художники осознают, что компьютерные технологии, облегчая им выполнение всë большего количества действий, тормозят их развитие.

В процессее исследовательской деятельности участники эксперимента входят в роль исследователей. Самостоятельно применяют трансдисциплинарный подход, чтобы исследовать орнаменты древнего мира по личному выбору. Круг их интересов расширяется, они проявляют познавательную активность в различных областях и готовность приобретать разнородные знания и навыки. Таким образом они наполняются осознанием личного вклада в раскрытие смысла, заложенного в исследованных орнаментах.

Провоцируемые познанием, которое им открывается, будущие художники ориентируются на творческую интерпретацию орнаментальных конструкций, смоделированных через отношения музыкальных интервалов. Идея объединяет их, еë обсуждение подпитывает их креативность, а компетенции, приобретëнные при изучении исторического орнамента, способствуют реализации их творческих решений. Фиг. 11.

Фиг. 11. Линейные орнаменты, смоделированные с помощью числовых функций и музыкальных отношений.

Социокультурной проекцией исследовательской работы является художественная выставка на тему „Линейные орнаменты в Древнем мире“, которая включает исследованные орнаменты из Месопотамии, Древнего Египта, Древней Греции и авторские орнаменты участников.

Будущие художники самостоятельно подготовили и выставили свои работы в городском выставочном зале. Выставку открыта вступительной композицией рассказов об общей культурно-исторической картине, в которую вписываются представленные исторические орнаменты, и о технологических возможностях математического моделирования, через которое они воплотили свой творческий замысел.

Результаты проведëнного исследования подтверждают трансдисциплинарный модельный подход как эффективный в развитии личности. Его применение в подготовке будущих художников обогащает предусмотренные в подготовке профессиональные компетенции. В то же время он очерчивает общую картину человеческого познания, повышающую мотивацию будущих художников и углубляющую их  интерес к приобретению разносторонней грамотности.

Трансдисциплинарный модельный подход в учебной деятельности питает познавательную активность учеников и их духовное общение. Способствуя их социальной мотивации, он раскрывает молодым людям общественную значимость искусства.

 

Список литературы

  1. Быстрый И.М. Школа духовно развитого человека. – София: Зора, 2001. – С. 256 -260.
  2. Караиванова М. А. Об информационной культуре, музыкальной грамотности и их совмещении в изобразительном искусстве // Взаимодействие на преподавателя и студента в условията на университетското образование: традиции и иновации: Сб. с научни доклади. Втора книга / ред. кол. Е. Рангелова и др. – Габрово: ЕКС-ПРЕС, 2018. – 341 с.
  3. Караиванова М. А. Моделиране на историческото време за интердисциплинарна грамотност // Взаимодействие на преподавателя и студента в условията на университетското образование: Актуални проблеми, съвременни изследвания, опит: Сб. с научни доклади.Четвърта книга / ред. кол. Е. Рангелова и др. – Габрово: ЕКС-ПРЕС, 2020. – 305 с.
  4. Ларионова Л. И. Культурно-исторический подход к разработке модели интеллектуальной одаренности // Психология одаренности и творчества: Сб. научных трудов I Международной научно-практической конференции; науч. ред. чл.-корреспондента РАО, проф. А. И. Савенкова, проф. Л. И. Ларионовой. [Электронный ресурс] – М., 2019. 42с.
  5. Мифы народов мира. Гл. ред. С. А. Токарев, Москва, 1988, Т. 2. – С.198-662.
  6. Мокий М. С., Мокий В. С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения //Современные проблемы науки и образовани. – 2014. – № 5 [Электронный ресурс]
  7. Савенков А. И. Детская одаренность как проблема современного образования // Психология одаренности и творчества: Сб. научных трудов I Международной научно-практической конференции; науч. ред. чл.-корреспондента РАО, проф. А. И. Савенкова, проф.Л. И. Ларионовой. [Электронный ресурс] – М.: 2019,57 с.

Annotation. The building of a cultural-cognitive basis for the development of spirituality in the information society is a necessity that requires new educational approaches. In such a plan, the integration of heterogeneous learning content through elementary mathematical modeling is considered. Here are presented the results of a study of this type of integration, conducted in a specialized school of fine arts, with students aged 14-18 years.

Key words:development, spirituality, transdisciplinarity, modeling.

http://izvestia-ippo.ru/karaivanova-m-a-transdisciplinarnyy/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *