доктор педагогики, АМТИИ „Проф. Асен Диамандиев“, Пловдив, Болгария
E—mail:mariakaraivanova@abv.bg
Предлагаемая статья посвящена проблемам в развитии художественной одарëнности, которые возникают в дигитальном обществе. Их преодоление связано с ролью искусства как фактора, способствующего развитию личности и общества. С такой целью раскрывается философский заряд идеи о гармоничном единстве чувств и разума, определявшей на протяжении веков духовную миссию искусства.
Эта идея является предметом исследования в специализированных образовательных институциях для изучения музыки и изобразительного искусства. Применяется в процессе математического моделирования в органическом единстве разнородных дисциплинарных категорий.
В статье описывается эффект, который наблюдается в развитии одарëных к изучению искусства, при приобщении их к идее гармонии через трансдисциплинарный модельный подход.
Искусство в информационном обществе. Прогресс в современном обществе основывается на качественно новом отношении «человек – информация», в котором доминирует формализация: информация определяется как структура, а процессы обработки, сохранения и переноса технологизируются.
Искусство, реализованное с талантом, вдохновением и специфичной образованностью, не остаются в стороне от прогресса. Творческие процессы в различных искусствах постепенно аккумулируют возможности цифровых технологий, и появляется дигитальное искусство, которое обогащает авангардистские тенденции ХХ века сплавом человеческой и технологической составляющих.
В то же время искусство становится широко доступным благодаря цифровизации. Электронные устройства многократно увеличивают возможности человека быть слушателем/зрителем, превратиться в исполнителя… Они компенсируют отсутствие у него знаний, умений, а как будто и таланта. С помощью компьютера или синтезатора каждый имеет возможность произвести продукт, принять, что он имеет художественные достоинства и решить, что сам он является творцом в искусстве. Компьютерные изделия дëшевы, приобретают популярность и становятся предпочитаемыми. Уровень эстетических критериев снижается и человеческое творчество теряет территорию для общественного резонанса. Общественная среда становится неблагоприятной для развития художественной одарëнности.
Развитие художественной одарëнности в цифровой среде. Потребности, связанные с изучением искусства, трудно вписываются в доминирующие в обществе образовательные тенденции. Ускоренная цифровизация ориентирует мышление человека на объективность, рациональность, однозначность, а эти качества не свойственны искусству. Оно основывается на чувственности, переживаниях, художественности выражения, и в дигитальной среде развитие художественной одарëнности впадает в стагнацию.
Художественно одарëнные молодые люди всë чаще сталкиваются с отсутствием взаимности в общении со своими сверстниками, с недооценкой и неглижированием со стороны общества. Их врождëнное стремление к совершенству в гармонии слов, тонов, цветов, форм… начинает конфликтовать с углубляющейся у них демотивацией к развитию их специальной одарëнности. Наступает кризис идентичности.
Преодолению кризиса способствует осознание искусства и его изучения как духовной миссии в пользу дигитального общества. Но в процессах электронизации и коммерсиализации человек отчуждается от самой идеи о духовной миссии. Чтобы приобщиться к ней, одарëнные художественным талантом нуждаются, прежде всего, в ответе на два вопроса: зачем и кому нужно совершенство в искусстве; в чëм состоит и как достигается совершенство.
Ответы на эти вопросы лежат в основе идеи, определявшей на протяжении веков духовную миссию искусства: гармония достижима только в единстве чувственного и рацонального. Воспитательный потенциал этой идеи раскрывается при органическом единстве разнородных дисциплинарных категорий, овладеваемом в условиях трансдисциплинарности, математического моделирования и творческой познавательной активности. Для этого необходимо подходящее интегративное содержание, разработанное на основе утверждëнных образовательных стандартов [3, ч. 2, с.216].
Единство чувственного и рационального порождает гармонию. Эта идея заложена в древнегреческой мифологии, которая кодирует и ответы на поставленные вопросы [4, т.I, с. 93; т.II, с.178, 263].
Для чего и кому служит совершенство в искусстве? Математическая модель мифологической генеалогии показывает, что титанида Мнемосина (память) имеет девять дочерей-муз, и им она поведала послания богов. Музы переносят божественные истины своим искусством сквозь время, а совершенство искусства делает божественные истины понятными людям.
Аполлон одаривает своего сына Орфея эталоном совершенства – божественной лирой, с помощью которой он может подчинять живую и неживую природу и совершать подвиги. Но звуки лиры не являются данностью, их гармония достигается знаниями о настраивании струн – Линн учит Орфея, как это делать. Ощущения и разум объединяются, чтобы достичь совершенного звучания.
Какова суть совершенства? Этот вопрос исследует Пифагор в VI в до. н.э., занимаясь поиском закономерностей музыкальной гармонии в лире-эталоне. Он верит, что это законы всемирной гармонии и она достигается в единстве чувственного и рационального. Философ объединяет количество (разумность) и форму (чувственность) в одном понятии: фигурное число. Разрабатывает теорию фигурных чисел, устанавливает тождественность между музыкальным тоном и числом и с помощью числовых отношений стремится достичь и разгадать совершенную созвучность (отношение) двух тонов. Ему удаëтся воспроизвести звучание орфеевой лиры, осмыслить его и исследовать на основе своих мистико-философских взглядов и сконструировать музыкальные гаммы. Таким образом, Пифагор становится основоположником музыкальной теории, задаëт объективные критерии чувственных ощущений и в их единстве воплощает совершенство [1, с. 251-257].
Два века спустя неопифагорейцы развивают идеи Пифагора, доказывая состоятельность результатов, достигнутых им с помощью своей теории о пропорциях и средних величинах. Неопифагорейцы вносят улучшения в музыкальную гамму и подтверждают связь между числовыми и музыкальными отношениями как инструмента для достижения совершенства в музыке [7, с.24,72].
Скульптор Поликлет воспринимает и переносит эту идею в мир изображений. Применяет еë в каноне для определения размеров человеческой фигуры и сотворяет произведения непреходной художественной ценности. Гармония, воплощëнная в единстве числовых отношений и музыкальных интервалов, приобретает материальную интерпретацию.
Органическая связь между числовыми и музыкальными отношениями является элементом культуры в различные исторические периоды. Археологические находки показывают, что за столетия до Пифагора жрецы Месопотамии и Древнего Египта встраивают благозвучные числовые отношения в ритуальную образность, с помощью которой почитают богов [2, с.8].
Европейский Ренессанс возрождает античную идею о гармонии как благозвучии, достигаемом в единстве разума и чувств. Антропоцентрическое мышление гуманизма переосмысливает эту идею, отдавая перевес рациональной компоненте в ней. Гармония в числовых отношениях становится нормой в поиске красоты. Так рождаются архитектурные решения Л. Б. Альберти (1404 — 1472 г.) и А. Палладио (1508 — 1584 г.). Красота для органов чувств превращается в цель для искусств Ренессанса, осмысливает их общественное значение и определяет облик окружающей среды.
Но сформулированная древними греками идея о гармонии в тождественности числовых и музыкальных отношений наполнена значительно более глубоким смыслом. Его раскрывает доктрина исихазма, связывающая искусство с совершенствованием человеческой души.
Искусство и его роль в духовном совершенствовании. Исихастские вúдения относительно совершенствования души проясняются с помощью трансдисциплинарного модельного подхода: в процессе математического моделирования конструирется органическое единство разнородных дисциплинарных категорий (математики, теологии, истории, литературы, музыки, изобразительных искусств, биологии) и связывается с историческими ситуациями.
Математическая основа. Одним из основных инструментов для подобного моделирования является понятие гомотетия. Это геометрическое преобразование: h (т.О; к), определяется точкой: т.О – центр, числовое отношение: к – коэффициент и задаëтся с помощью векторного равенства:
Гомотетия не перемещает центр: (h (О) = О), а относительно него в заданном коэффициентом масштабе растягивает или сжимает отрезок, плоскость, объëм, сохраняя ориентацию или изменяя еë на диаметрально противоположную.
Разнородные объекты, изображаемые отрезком/плоскотью или объëмом, подлежат гомотетическому моделированию, а в процессе моделирования выстраиваются гибкие представления об объектах и динамике их изменений и становятся предпосылкой для обобщения.
Применëнное к музыке, хомотетическое моделирование с центром т. О (начальная длина струны) и различными коэффициентами раскрывает суть эстетической категории «благозвучие» и изменений человеческих представлений о созвучности, наступивших с течением времени (Рис.1, а).
Рисунок. 1. Гомотетические модели
Моделирование с помощью другой гомотетии: h (Р.Хр.; к = 10n), для n = 0, ± 1, ± 2, ±3… связывает представления о хронологической оси с движением по ней к будущему, к прошлому и с целесообразным «ускорением» или «замедлением» времени как носителя событийности. Подобное моделирование исторического времеми способствует раскрытию причинно-следственных связей между факторами, имеющими разнообразную природу и различную удалëнность во времени (Рис.1, б).
Гомотетическое преобразование исторического времени является объективной основой для интегративного моделирования исторических ситуаций, раскрывающих глубокий смысл исихастской идеи о гармонии.
Исихазм. Эта основная линия развития по существу разделила христианство на восточное и западное (XIII в.). И одни, и другие продолжают признавать установку о единстве и трансцендентности Святой троицы как проявления Божественности.
Западные христиане (Варлаам Калабрийский) принимают эту установку. Они проповедуют, что между Богом и человеком не существует ничего, кроме окружающего мира. По их мнению, стремление человека к Богу состоит в том, чтобы изучать устройство мира своим умом.
Исихасты (Григорий Палама) осмысливают Фаворский свет, с которым Христос является своим ученикам, как трансцендентную Божественную энергию, которая существует имманентно между Богом и человеком и проникает повсюду и во всë. Стремление к Богу для исихастов состоит в том, чтобы подчинить свой ум совершенствованию души, чтобы быть осенëнными Божественной энергией. Они проповедывают, что в возвышении своей души человек восходит на двадцать ступеней совершенствования (св. Иоанн Лествичек) и ступень за ступенью стремится к Богу.
Совершенство в исихазме. Подчинëнная духовному возвышению доктрина исихазма пронизана единением чувственного и рационального, что определяет сутъ исихастского искусства. Носители византийской культуры, исихасты чужды светской суеты. Они молитвенники и аскеты, верят, что Божья истина в красоте, ставят свои знания на службу духовности, стремясь к совершенству в слове, музыке, образе, архитектуре [6].
Об уровне развития, которое достигает исихазм, можно судить по делу болгарина-исихаста Йоанна Кукузеля Ангелогласния. Одарëнный ангельским голосом и музыкальным слухом, он улавливает нюансы высот, на которых звучат музыкальные тоны, и ищет в них совершенную созвучность. Принимая числовые отношения в неопифагорейской гамме за относительные, Кукузель обобщает свой чувственный опыт в теоретическом трактате, (рис. 2): создаëт письменность (невменную нотацию) о высотных нюансах, разрабатывает полигласную систему и правила для еë применения в песнопениях.
Теоретический трактат Кукузеля освобождает византийское церковное пение от схоластики, раскрывая ещë в начале ХIVв. зонную природу слуха, доказанную в ХХ в. музыкальным теоретиком Н. А Гарбузовым. В то же время Ангелогласния сам пишет песнопения и вкладывает в них своë стремление к совершенству. Его: «Болгарский роспев» и «Полиелей болгарки» и сегодня являются признанным эталоном совершенства в Византийском церковном пении.
Рисунок. 2. Ионна Кукузель Ангелогласния и его полигласная система
Рациональная основа исихастского искусства не явна в музыке, но ясно выражена в изобразительном искусстве. В своих манастырях, построенных в трудно проходимых местностях и в суровых условиях скал, монахам-исихастам удаëтся расписывать внутренние стены келий с изключительным мастерством и знаниями, присущими высочайшим достижениям в византийской культуре. С помощью благозвучных музыкальных отношений они проектируют композиции из образов и тщательно их исполняют на грубой и неравной скальной поверхности (Рис. 3).
Рисунок 3. Ивановский скальный монастырь
Просветительство исихазма. Исихасты не закрываются в самосовершенствовании, а служат Богу в распространении Его истины. Дело святых братьев Кирилла и Мефодия создаëт в Болгарии условия для такого распространения и в ХIVв. превращает государства в святилище исихазма. Возникает Тырновская исихастская школа, где переводятся богослужебные книги, создаются тексты и песнопения, изображаются евангельские послания. Высокообразованные исихасты просвещают народ на понятном ему языке. Раскрывают Божии послания, воплощая чувства и разум в красоту слов, текстов, образов, музыки. Осмысливают искусство как духовную миссию для совершенствования души и приобщают людей к исихастской нравственности и эстетике. Просветительское дело исихастов возвышает духовный рост болгарского народа и влияет на развитие православных народов. Дело исихастов дошло до нас как пример служения духовной миссии.
Духовная миссия искусства в информационном обществе. Искусство, при переходе общества от аграрного к индустриальному постепенно отступает перед наукой, его духовная миссия уходит на второй план и его роль движущею силы в развитии общества и личности ослабевает. В информационном обществе, где технологическому прогрессу сопутствует дегуманизация, эта роль приобретает актуальность.
Сочетание исихастской идеи о духовном совершенствовании с просветительством привлекательно для молодых людей, стимулирует развитие их особой и общей одарëнности и поощряет их к изучению искусства как носителя духовности.
Интегративное изложение раскрытия древней идеи о гармоничном единстве чувств и разума допускает разложение информационных элементов, совместимых с образовательными стандартами. Отдельные элементы выявляют точки соприкосновения идеи о гармонии с различными дисциплинами: математикой, историей, философией, искусствами…, вписываются в курс их изучения и внедряют идею о гармоничном единстве чувственного и рационального в развитии мировоззрения изучающих искусство.
В то же время будущие творцы овладевают новым, адекватным общественным условиям интегративным подходом к познанию. Достигают разносторонней грамотности, которая повышает объективность их отношения к конкретным ситуациям и влияет на различные аспекты в их социальной адаптации.
Одним из этих аспектов является развитие способности к критическому мышлению в отношении вопросов, возникших в происходящих общественных процессах. Примером этого являются два вопроса, касающиеся периода: XIVв. – XIX в., которые циркулируют в современном общественном пространстве: «Была ли Болгария в Османской империи в рабстве?» и «Россия ли освободила Болгарию от турок?»
Выяснение этих вопросов основывается на знаниях о сути исихазма, утверждающего православие как основу культурно-цивилизационной модели, различной от западной.
Гомотетическое моделирование рассматниваемого исторического периода с помощью подходящего коэффициента даëт возможность осмыслить роль Болгарии в распространении исихазма, раскрыть и сопоставить еë драматическую судьбу с судьбой России в тот же период (Рис. 4).
Когда турки наступают на Балканы, в Болгарии процветает Тырновская исихастская культурная школа (Рис. 2, а). Подготвливаются образованные богословы, распространяется литература, создаются высокие образцы исихастского искусства.
Османская империя захватывает болгарский народ и резко прерывает исключительный духовный подъëм, в котором его находит. Ось времени показывает, что следуют века «османского владычества» без какого бы то ни было болгарского духовного следа. Категорическое и продолжительное обезличивание народа достигается жестоким гнëтом, под которым поколения чувствуют себя порабощëнными и хранят память о рабстве. Живые и по сей день, эти воспоминания дают свой ответ на вопрос: было ли османского владычество рабством для болгар.
При том же коэффициенте гомотетии модель времени показывает, что около века болгары и русские имеют сходную судьбу – иноверское угнетение. Но в этот период государственность русских княжеств сохраняется, и там болгары-богословы (св. Киприян, Григорий Цамблак) находят благодатную почву для исихазма. Они на понятном для народа литературном письменном языке распространяют богослужебные книги, исихастские философские послания и эстетику, и постепенно выстраивается основа для развития русского языка и культуры [5, с. 368].
Исихазм превращается в объединительный код, сформировавший духовную сущность единого русского народа и породивший тягу его духовного родства с болгарами.
Когда начинается война против Османской империи (1878-79 г.), русский народ душой принимает еë как свою, освободительную для угнетëнных братьев-христиан. Более 90 000 русских вместе с 1700 болгар проливают свою кровь на болгарской земле. Возрождается держава Болгария!
Русская империя имеет свои имперские интересы и руководствуется ими, но освобождает Болгарию, и не завладявает, а братски предоставляет ей территориальное, политическое и духовное пространство!
Интегративно разработанная идея о гармоничном единстве чувств и разума является предметом исследовательской деятельности, которая проводится с учениками и студентами специализированных учебных заведений для изучения музыки и изобразительных искусств. Наблюдения показывают, что применяемый трансдисциплинарный модельный подход адекватен изменениям, которые вызывает дигитализация в познавательной деятельности. Ризоматическое образное мышление повышает свою эффективность и способствует превращению информации в знание. С выявлением органической связи между научным познанием и искусством общая одарëнность ориентируется на обогащение содержательной основы, мотивирующей развитие специальной одарëнности. Духовность художественно одарëнных ориентирована на благо общества.
Список литературы
- Быстрый И.М. Школа духовно развитого человека. – София: Зора, 2001, с. 251-257.
- Караиванова М.А. Трансдисциплинарный модeльный подход для формирования духовности у будущих художников // Психология одаренности и творчества: Сб. научных трудов II Международной научно-практической конференции; науч. ред. чл.-корреспондента РАО, проф. А. И. Савенкова, доц.В.М. Поставнева. – М.: 2020. – 8 с.
- Караиванова М. А. Трансдисциплинарный модельный подход к приобретению музыкальной грамотности // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: сб. материалы V Междунар. науч. конф. Красноярск, 21–24 сентября 2021 г.: в 2 ч. /под общ. ред. М. В. Носкова. – Красноярск – ч. 2, с. 516.
- Мифы народов мира. // Гл. ред. С. А. Токарев. – Москва, 1988. – т.1. – 93 с., т. 2,178. –263 с.
- Лихачов Д.С. Русская культура. – Санкт Петербург: «Искусство-СПБ», – с. 368.
- Нижников С.А. Исихазм в истории христианства на Руси. – Часть I, II // Пространство и Время. – – №№ 1-2-3-4, с. 2226-7271.
- Питагор и питагорейцете. //Гл. ред. И. Колев, Съст. Кашъмов А. И. Панчовски. – София, 1984. – 72 с.
Abstract: The proposed article is devoted to problems in the development of artistic talent that arise in the digital society. Overcoming them is connected with the role of art, as a factor contributing to the development of personality and society. With such a goal is revealed the philosophical charge of the idea of a harmonious unity of feelings and reason, which determined the spiritual mission of art over the centuries.
The idea is the subject of research in specialized educational institutions for the study of music and fine arts. It is applied in the process of mathematical modeling with organic unity of heterogeneous disciplinary categories.
The article shares the effect observed in the development of gifted art learners in engaging them with the idea of harmony through a transdisciplinary modeling approach.
Keywords: transdisciplinarity; mathematical modeling; hesychasm; spirituality.
http://izvestia-ippo.ru/karaivanova-m-a-matematika-isikhazm-i/