Калинина Ю.О., студент Московского городского педагогического университета ya.jul-ok@yandex.ru
Матвеева В.А., студент Московского городского педагогического университета mkmvv5@mail.ru
Растимешина Н.М., студент Московского городского педагогического университета 0511star@mail.ru
Материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «НАЧАЛЬНОЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»
В статье описывается опыт применения синквейна как методического приема в практике формирования у младших школьников читательских компетенций. Авторы делают попытку исследования условий продуктивного применения данного приема.
Слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Изначально синквейн возник в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии. В школах России синквейн начали активно применять с конца 20 века.
Существуют правила составления синквейна, которые отражают построение каждой из его строк. Первая строка состоит из одного слова, которое отражает в той или иной мере тему читаемого текста, поэтому представляет собой имя существительное в форме именительного падежа. Вторая строка состоит из двух слов – имен прилагательных, которые дают краткую характеристику темы, указанной в первой строчке. Третья строка состоит из трёх слов-глаголов, раскрывающих действия в пределах указанной в первой строчке темы. Четвертая строка представлена в виде предложения, которое отражает личное отношение читателя к теме текста и состоит из четырех слов. Это может быть самостоятельно придуманная фраза, крылатое выражение, цитата, пословица или поговорка. Последняя, пятая строка, состоит из одного слова, являющимся своеобразным резюме темы. Составление такого краткого резюме, безусловно, требует определенного уровня развития мышления – логического, образного, ассоциативного, а также хорошего словарного запаса читателя [5].
Мы перечислили формальные правила составления синквейна, однако для эффективного применения этого приема следует дать также методическую оценку его использования.
На наш взгляд, синквейн можно эффективно применять для составления характеристики персонажей. Можно начать с составления синквейна героев сказок, которые часто имеют постоянные характеристики, поэтому легко запоминаются и воспроизводятся. Например, если дети уже читали сказки о животных, среди которых была лиса, то дать характеристику лисе в другой сказке или басне уже не составляет труда. Вот какую характеристику лисе из басни Эзопа «Лиса и козел» составили учащиеся начальных классов. В целях экономии представляем его в виде отдельных строчек, а не в виде пирамиды, которую и представляет собой синквейн: Лиса. / Хитрая, наглая. / Зазевалась, упала, обманула. / Лиса – плутовка, всегда выкрутится. / Обман.
Понятно, что синквейн как текстовое читательское упражнение, требующее определенного уровня развития мышления и читательской практики, целесообразнее применять на этапе анализа текста художественного произведения и на обобщающих этапах урока литературного чтения [3]. Чаще всего синквейн используется на этапе рефлексии, так как позволяет объединить прежние и новые, полученные на уроке знания, впечатления, эмоции.
Синквейн помогает анализировать, систематизировать информацию в тексте, отбирать нужные для своего пересказа факты, осмысливать информацию, перерабатывать ее, особенно если ее много в тексте [2].
Очень важно при планировании работы провести анализ текста, чтобы выяснить, какие учебно-методические возможности он имеет. Это поможет спланировать продуктивную работу по формированию читательских текстовых умений у младших школьников с помощью синквейна, приобрести навыки понимания и интерпретации текста [1]. Опишем опыт работы по обучению младших школьников составлению выборочного пересказа на уроке литературного чтения на примере рассказа В. Бианки «Лесной оркестр» с помощью синквейна.
Рассказ невелик по объему – всего 245 слов, предложения короткие, простые, большинство из них даже не обременены второстепенными членами: «Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин». Этот текст удобно использовать с учащимися-второклассниками, у которых еще не в полной мере сформирована техника чтения; простой синтаксис помогает освоить содержание рассказа.
Однако с точки зрения информационной насыщенности текст рассказа отнюдь не так прост. В нем более 20 названий лесных птиц и зверей, для описания их весенних песен автор употребляет 12 слов-наименований, 8 из которых отглагольные существительные, которые не так просто опознаются (идентифицируются) читателями-второклассниками. Да и в целом, обработать такое количество информации для городских учащихся не так-то просто. Оно явно превышает объем оперативной памяти юного читателя. Нельзя требовать от учащихся передать в своем пересказе описание весенних голосов всех лесных обитателей. Но можно предложить «собрать свой лесной оркестр», т.е. выбрать из текста голоса тех лесных обитателей, которые учащимся знакомы, дети запомнили голоса птиц, поэтому выбрали. Можно заранее обговорить условия: включить в свой рассказ не менее пяти персонажей.
Для составления синквейна можно использовать вспомогательный раздаточный материал – разрезанную (у нас была в виде треугольников) бумагу, куда дети выписывали слова, служащие им опорой при пересказе. Можно также последовательно, в соответствии с работой над той или иной строчкой синквейна, предложить детям уже заполненные треугольники с различными словами, чтобы дети сами выбрали подходящие по смыслу слова в соответствии с замыслом своего рассказа: названия каких птиц и зверей они включают в свой «лесной оркестр».
Заметим, что и в первом, и во втором вариантах учащиеся непременно должны сверяться с текстом: перечитывать его, выбирать нужную информацию, группировать и обобщать ее. Так происходит формирование у младших школьников текстовых читательских компетенций, обеспечивая более высокий уровень освоения письменной речи в ее рецептивной форме [4].
Первую строчку синквейна в виду его небольшого объема и в соответствии с нашей учебно-методической задачей (каждый учащийся собирает материал и рассказывает о своем оркестре) первая строчка синквейна была составлена в коллективной работе – «оркестр». Для второй строчки мы предлагали второклассникам на треугольниках такие прилагательные: «звучный», «разнообразный», «громкий», «свистящий», «мелодичный», «птичий», «лесной», «весенний». Для третьей строчки также были предложены глаголы из текста, которых в нем значительное количество. Собственно, именно при компоновке глаголов каждый ребенок и определяется с составом своего оркестра, учитывая, конечно, при этом его характеристику, составленную с помощью двух прилагательных.
При составлении четвертой строчки синквейна мы показали второклассниками образцы трансформации фрагментов текста. Из предложения «На утренних и вечерних зорях не только птицы — все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеет» в коллективной работе мы составили такие короткие четырехсловные предложения: «Все лесные жители поют»; «Лесные жители поют и играют»; «Птицы поют на зорях». Были и другие варианты, например, из строчки «Весной птицам спать долго некогда» убирается слово «долго». Для учащихся это наглядные примеры трансформации текста.
В качестве последней строки синквейна второклассникам были предложены слова: «зима», «весна», «песня», «голос».
Учащиеся составили синквейны, по которым представляли свои рассказа. Все они были разные, поэтому второклассники слушали своих одноклассников с неослабевающим интересом.
Считаем, синквейн является приемом, который имеет универсальное применение. При составлении синквейна на уроках повышается интерес к изучаемому материалу, развиваются творческие способности учащихся, уменьшается время, отводимое на запоминание информации, расширяется словарный запас.
Литература
- Сильченкова Л.С. Интерпретационная деятельность как форма приобщения к чтению // Читательская культура в информационном обществе: формирование и социально-педагогическая поддержка: сб. статей по материалам конференции (Москва, 23 марта 2013 г.): в 2 ч. Ч. 2 / под ред. Е.С. Романичевой, Г.В. Пранцовой. – М.: Совпадение, 2013. – С. 127-132.
- Сильченкова Л.С. Методика обучения младших школьников чтению крупнообъемных произведений. Автореферат диссертации … кандидата педагогических наук. – М.: Московский педагогический государственный университет. – 1988. – 16 с.
- Сильченкова Л.С. Научные основы анализа художественного текста в начальной школе // Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество. Сборник трудов по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. – М.: МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ, Кафедра филологического образования. – 2015. – С. 213–221.
- Сильченкова Л.С. Роль правил в освоении младшими школьниками письменных видов речевой деятельности // Начальная школа. – 2016. – №4. – С. 23–27.
- Сильченкова Л.С., Егорова Е.С. Комплексная работа над словом на уроках литературного чтения // Начальное образование. – 2017. – Т.5. – №5. – С. 13–19.
http://izvestia-ippo.ru/kalinina-yu-o-matveeva-v-a-rastimeshina/