Калабушкина С.В. | ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

ГБОУ школа №1529 им. А.С. Грибоедова, учитель начальных классов

В статье рассмотрены способы и условия формирования орфографических умений у младших школьников с использованием игровых технологий. Представлена классификация игр, составленная на основе проанализированной педагогической и психологической литературы. А также описано эмпирическое исследование, на основе результатов которого составлены рекомендации по формированию орфографических навыков младших школьников.

Использование игровых технологий в образовательном процессе делает его свободным, интересным и ненавязчивым. Игровая технология – это познание и объективное освоение учащимися социальной и предметной деятельности в процессе решения игровой проблемы путем игровой имитации, воссоздания в ролях основных видов поведения по определенным, заложенным в условиях игры правилам. Игровые технология делятся на группы в соответствии с такими признаками как вид деятельности, характер педагогического процесса, характер игровой методики, предметная область, игровая среда, количественный состав участников, целевые ориентиры.

Игровые технологии рассматриваются в методике обучения русскому языку как специальная система обучения, отличающаяся по своим характеристикам от традиционной классно-урочной системы. Использование на постоянной основе игровых технологий, позволяет им стать формой всего образовательного процесса, а также отдельных элементов наряду с традиционными методами обучения. Можно обозначить структуру обучающих игровых технологий на уроках русского языка, все элементы которой так или иначе выделяют учителя и используют на занятиях: мотив игры, цель, нацеленность на результат, правила.

В зависимости от предполагаемого результата отличаются и способы использования игровых технологий:

— игровые упражнения и приемы как стандартная форма занятия, направленная на развитие познавательной деятельности обучающихся;

— игровые технологии как способ закрепления и контроля основных учебных правил, применяемая в качестве психологического упражнения для снятия напряжения.

При прохождении курса русского языка у учащихся формируется обширная лексическая и грамматическая база, которая приносит большую пользу им в дальнейшем обучении. Можно выделить два способа использования игровых технологий в уроках русского языка: постоянный (непрерывный) и частичный. У каждого них есть свои плюсы и минусы.

Непрерывный способ используется, если ученики обладают повышенной способностью к самостоятельной деятельности, нацелены на использование полученных знаний, а также стремятся к поиску и осмыслению знаний. Однако данный способ не может быть использован при пассивных формах обучения – составления мнемонических формул, долгого использования механической и визуальной памяти. У учащихся может появиться неуверенность во время выполнения традиционных заданий контроля, которые требуют дисциплинированности и работы в поставленных рамках.

При частичном использовании игр создание нетрадиционной учебной обстановки требует больше усилий, так как ученики могут воспринять ее как внеучебную или развлекательную. Поэтому нужно грамотно определить место и функции игр в учебном процессе, подготовку учащихся, а также индивидуальные качества каждого участника. Стоит также учесть актуальность и доступность игр с точки зрения содержания.

Применение игровой технологии на уроках русского языка способствует успешности освоения учебного материала и совершенствованию таких как познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий: выявление, отбор и решение проблемных ситуаций; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы.

На уроке русского языка могут использоваться фонетические, грамматические, речевые обучающие игры. Например, фонетическая игра «Ударение».

У Ани и Вани возник спор. Аня считает, что от ударения не зависит значение слова, а Ваня считает наоборот. Помоги разобраться ребятам.

Значение какого слова меняется в зависимости от того, на какой слог падает ударение? 1) магазин 2) торты 3) стрелки 4) хлопок.

В практической деятельности на уроках используются грамматические (языковые) игры, т.е. методические приемы, обеспечивающие занимательность обучения. Они применяются как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Такие игры помогают восприятию учебного материала, привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения, способствуют развитию воли, памяти, мышления. Примером задания с использованием вспомогательного или наглядного материала служит игра «Найди животное» (рисунок 1): Помоги волшебнику рассадить животных в воздушные шары. На шарах названия животных. Чтобы понять, что это за слово, переставь в нем буквы таким образом, чтобы получилось название животного. Выбери тень этого животного из предложенных внизу.

Рисунок 1. Игра «Найди животное»

Для закрепления учебного материала можно использовать педагогические игры-упражнения, игры-забавы, игры-загадки, игры-движения. Например, следующие четверостишья:

  1. 1. С «Д» — меня ты в шашках встретишь,

С «Р» — вокруг картин заметишь. (Дамка – рамка)

  1. С буквой «Д» — вас в дом пускает,

С буквой «З» — рычит, кусает.

(Дверь – зверь)

  1. На смену мне приходит ночь.

С меня щеглы вспорхнули прочь. (День – пень)

С «Г» — он ходит по гвоздям,

  1. С «Д» — помажет ранку вам. (Йог – йод)

С буквой «К» — живу в лесу,

С буквой «Ч» — овец пасу. (Кабан – чабан)

  1. С «К» я в школе на стене,

 Горы, реки есть на мне.

С «П» от вас не утаю –

Тоже в школе я стою. (Карта – парта)

  1. С «Ч» — я двери открываю,

С «В» — я червяков хватаю. (Ключ – клюв)

Примером ситуативных игр, ориентированные на конечный результат, таких как драматизация, диспут, конкурс, является игра «Конкурс знатоки».

Ученики делятся на две команды. На столе обратной стороной вверх разложены карточки со словами, в которых пропущены безударные гласные в корне: п..мидор, ..гурец, к..лбаса, к..ртофель и т.п. Участники игры выбирают карточку, читают слова, говорят, какую гласную нужно вставить. Класс оценивает работу знатоков и выбирает победителей.

Перечисленные игры могут быть использованы на всех этапах урока. Таким образом, игровые технологии являются уникальной образовательной формой, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только деятельность самих обучающихся на творческом и поисковом уровне, но и будничную деятельность по изучению русского языка. Занимательность мира игры делает положительно эмоционально окрашенной деятельность по запоминанию, повторению, закреплению и усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

 

Литература

  1. Перзашкевич Е.А. Проектирование уроков русского в начальной школе с применением современных образовательных технологий // Вестник науки и образования. — 2019. — №12-2 (66). – с.41-44.
  2. Рудакова С.А. Использование игровых технологий в период обучения в начальной школе // Проблемы педагогики. — 2019.- №5 (44). -С.19-21.
  3. Серебренникова, Ю.А., Амусина, В.А. Формирование языковой и лингвистической компетенций на уроках русского языка//Начальная школа. 2016. №6. С. 29-32.
  4. Серебренникова, Ю. Повышать орфографическую грамотность младшеклассников / Ю. Серебренникова // Учитель. — 2006. — №5.- С.15-16.
  5. Чистякова, Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок / Л. Н. Чистякова // Начальная школа. — 2012. — №4. – С. 16-19.

http://izvestia-ippo.ru/kalabushkina-s-v-formirovanie-orfogra/

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *