Качотян А.М., Тованич М.М. | НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 9 Средний: 5]

студенты 4 курса бакалавриата МГПУ

Цель данной статьи – рассмотреть значимость использования игровых технологий на уроках русского языка и литературы, так как игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активации деятельности учащихся.  Практическая ценность заключается в том, что приведённая в ней разработка настольный игры «Сладкая сказка» с применением карт Проппа и ИКТ-технологий может быть использована, как образец педагогами для уроков русского языка и литературного чтения.

Каким должен быть современный учитель? На наш взгляд, учитель должен быть не только тонким психологом и разносторонне развитой личностью, но и креативным человеком с творческим подходом, поскольку нынешний образовательный процесс немыслим без поиска новых приёмов и средств, призванных развивать интерес обучающихся к учению, активизировать их учебную деятельность, способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Богатый опыт педагогов подчёркивает, что применение различных методов и приёмов игровых технологий в образовании развивает интеллектуальную и коммуникативную активности учащихся, активизирует творческую деятельность, самостоятельность, креативность, мобильность, а также повышает мотивацию и успеваемость в учёбе. К.Д. Ушинский отмечал: «В игре ребёнок живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов. В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [2: с. 360]. Игровые методы обучения, в частности настольные игры, являются важным элементом в процессе изучения дисциплин в школе.

Настольные игры как средство игровой технологии имеют не только развлекательный характер, но и являются эффективным инструментом, с помощью которого учитель активизирует мыслительную деятельность учеников, делает учебный процесс разнообразным, обогащает эмоциональную составляющую атмосферы урока и повышает мотивацию обучающихся к овладению языком. Применение на уроках русского языка и литературы настольных игр даёт возможность эффективно развивать умения и навыки использования языкового материала и улучшать неподготовленную речь учащихся. Кроме того, настольная игра предоставляет учащимся возможность отработать не только грамматические навыки, но и получить сенсорные впечатления, поскольку данный вид игры включает слуховой, зрительный и тактильный каналы восприятия информации.

Что из себя представляет настольная игра? Настольная игра – это игра, в которую играют не менее двух игроков, используя специальную доску, игровое поле или обычный стол. Доска и поле могут иметь различные маркировки и специально обозначенные места, а в самой настольной игре часто используются разного рода фишки, жетоны, дайсы, карточки и подобные им элементы, которые выполняют в ходе игры отведённую им конкретную функцию. Зачастую в таких играх не требуется дополнительного инвентаря или физической активности. Однако для большего погружения в сюжет настольной игры можно использовать костюмы, интерактивные презентации, интерьерные украшения.

Играя в настольные игры на уроках русского языка и литературного чтения, учащиеся отрабатывают те навыки, актуализация которых необходима в рамках пройденного материала. В каждой настольной игре, которая должна быть грамотно переработанной и адаптированной к изучаемому материалу и возрасту играющих, таятся ценные обучающие возможности:

  • ранее изученный материал закрепляется незаметно для самих учащихся;
  • создаётся мобильный словарный запас;
  • активизируется языковая инициатива;
  • игра посильна даже самым слабым ученикам;
  • все дети активизируются, так как отсутствует «ощущение урока», даже засидевшиеся на уроке «слушатели» включаются в игру;
  • учащиеся, помогая друг другу, инициируют высказывания «молчунов»;
  • у детей возникает чувство равенства;
  • развиваются творческие способности, находчивость, сообразительность, ловкость и координация;
  • дети увлечены работой благодаря дружелюбной и радостной атмосфере;
  • во время игры дети не боятся совершать ошибки, а если учащиеся и ошибаются, то они сами исправляют свои ошибки по ходу игры и/или ошибки друг друга.

Однако главным преимуществом введения настольных игр в учебный процесс всё-таки является повышение интереса к изучению предмета. Под интересом понимается такое эмоциональное отношение к предмету, стимулирующее у учащихся желание его узнавать и совершенствовать свои знания по нему. Настольные игры на уроках русского языка и литературы способны помочь детям изучить любые разделы школьной программы. Запоминание материала по разделам проходят более успешно, поскольку снимается коммуникативное напряжение, вызванное языковым барьером. Когда ученик становится субъектом игровой деятельности, он максимально вовлечён в процесс познания и принимает активное участие в исследовании определённой темы урока. Кроме того, в игре обучающийся отражает свои представления, глубже их усваивает. Игровая деятельность рождает потребность в новых знаниях, поскольку в её процессе у младших школьников часто возникают разные вопросы, которые они задают учителю. Важно отметить, что при ответах на вопросы у младших школьников повышается скорость реакции, так как дети стремятся стать победителями в настольной игре, а сам учитель в процессе игровой деятельности перенимает на себя роль наблюдателя. Таким образом, настольная игра на уроках русского языка может стать хорошим диагностическим инструментом для педагога.

Приведём пример использования настольной игры по русскому языку и литературному чтению «Сладкая сказка». Настольная игра является методической разработкой для закрепления всего раздела «Имя существительное» по русскому языку и для систематизации знаний по разделу «Русские народные сказки» по литературному чтению. При составлении интерактивных заданий нами были проанализированы ИКТ-ресурсы по созданию анимационных игр, а для оформления материалов настольный игры использовались графические редакторы. Настольную игру следует проводить во второй половине дня, поскольку это поможет разрядить учебную обстановку, снять напряжение и усталость под конец учебных занятий. На проведение настольной игры отводится два урока. При разработке игры учитывались интересы учащихся начальной школы, наполнение настольной игры соотносится со знаниями и темами, которые были освоены младшими школьниками. В ходе игровой деятельности выполняются следующие задачи: наблюдение за народными сказками и их структурой, закрепление знаний об имени существительном, развитие связной речи, обогащение и активизация словарного запаса, развитие мелкой моторики, тренировка в количественном счёте, привитие любви к художественному слову, воспитание культуры игры. Кроме того, настольная игра выполняет две функции: обучающую и коммуникативную. Игровой процесс способствует развитию общеучебных умений, повышает интерес к темам, которые могут казаться сложными в восприятии, а также активизирует речевые навыки.  Кроме этого, в игре происходит объединение учащихся, создаётся обстановка, в которой реализуются коммуникативные способности.

Настольная игра состоит из игрового поля, которое представляет собой страну сладостей, карточек Проппа, из которых участникам игры нужно составить сказку после того, как они дойдут до ячейки «финиш», игрального кубика, фишек. Помимо настольной игры, в кабинете учителя должны быть смарт-доска, компьютер, доступ в Интернет. Игровое поле состоит из 51 ячейки. Каждая ячейка имеет своё предназначение. Команды игроков выбирают себе фишки и ставят их на старт. Они ходят по очереди, бросая кубик. Каждая команда переставляет свою фишку вперёд ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Если участники попадают на соответствующую ячейку с заданием, то они его выполняют и получают за это баллы либо карты Проппа. Та команда, которая наберёт большое количество очков, дойдёт первее всех до финиша и создаст собственную сказку, опираясь на карты Проппа, награждается грамотой победителей, а вторая команда – грамотой участников игры.

На старте команды получают первую карту Проппа «Жили-были», а на финише – «Счастливый конец». Остальные карты команды получают в ходе игры.

Каждая ячейка имеет своё предназначение. Если команда останавливается:​

на зелёной ячейке, то она передвигает свою фишку вперёд на столько ходов, сколько от неё требует игровое поле;​

на фиолетовой ячейке, то она передвигает свою фишку назад на нужное количество ходов;​

на голубой ячейке, то она выполняет одно из заданий по разделу русского языка «Имя существительное» и получает за это соответствующие баллы;​

на красной ячейке, то она выполняет одно из заданий по народным сказкам и получает за это соответствующие карты Проппа;​

Оранжевые ячейки – это ячейки без заданий. 

Рисунок 1 – Игровое поле

Задачи команд: дойти до финиша; набрать большое количество очков за правильное выполнение заданий; составить сказку из полученных карт Проппа.

Виды заданий: слова из букв, мемори (найди пару), самолёт, викторина с выбором правильного ответа, таблица соответствий, скачки, классификация, заполнение пропусков, правда или ложь, открывание поля, множественный выбор, пазл «угадай-ка», «кокла», погоня в лабиринте.

В процессе создания настольной игры мы столкнулись с рядом сложностей. Наиболее сложная задача – это отбор языкового материала для наполнения заданий, поскольку не следует перегружать игровой процесс учебной информацией, так как ученики должны не только обогатить знания и активизировать процессы мышления, но и получить удовольствие от игрового процесса, снять языковой барьер. Однако несмотря на трудности при составлении настольной игры, мы довольны полученной разработкой и рекомендуем педагогам, а также студентам педагогических факультетов использовать в работе игровые технологии с применением ИКТ-технологий, в особенности настольные игры. Приведённые в таком нетрадиционном формате уроки помогут учащимся начальных классов углублять знания по изученным дисциплинам, более эффективно усвоить материал, развить мышление и аналитический ум, повысить вовлечённость и мотивацию к изучению новых знаний, а также формировать у них коммуникативную активность, повышать чувство ответственности и многое другое. По нашему мнению, игровая деятельность может стать прекрасным дополнением к школьным программам и мотивирующем звеном в обучении русскому языку и литературы, которое при правильном, грамотном и дозированном использовании может положить начало настоящему интересу к дисциплинам младших школьников.

 

Подробнее об игре:

http://izvestia-ippo.ru/kachotyan-a-m-tovanich-m-m-nastolnaya-igr/

 

     Список литературы:

  1. Волкова К.В. Дидактические возможности настольной игры в обучении русскому языку / К.В. Волкова — Вестник ТПГУ. — 2016. — №3 (168) — С. 89-92.
  2. Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин — М.: Владос, 1999. — С. 360.

 

http://izvestia-ippo.ru/kachotyan-a-m-tovanich-m-m-nastolnye-igr/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *