Каченовская Л.А. | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 5 Средний: 4.4]

соискатель ученой степени кандидата наук (шифр специальности 13.00.01) кафедры дошкольного образования ГАОУ ВО МГПУ

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Авторы обосновывают необходимость начала духовно-нравственного воспитания с дошкольного возраста и обеспечения преемственности в данном направлении на последующих уровнях образования. В статье рассматриваются подходы к отбору содержания духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста и обоснованию определения духовно-нравственное воспитание дошкольников. Авторами уделяется внимание категориям «нравственность» и «духовность», определяется общее и различное в данных категориях. На основе анализа  направлений исследований в области духовного и нравственного развития авторы отбирают его содержание, применимое к детям дошкольного возраста и выделяют целенаправленное участие взрослого как одно из необходимых условий духовно-нравственного развития дошкольника.

В современном мире отчетливо прослеживаются тенденции падения культурных ценностей. Это накладывает отпечаток на внутренний духовный мир человека и приводит к неумению людей общаться и понимать друг друга. В таких условиях возникла острая необходимость построения системы духовно-нравственного воспитания, направленного на духовное оздоровление общества, формирование у нового поколения общечеловеческих культурных ценностей.

Истоки зарождения нравственного поведения, осознания и принятия морально-этических норм лежат в дошкольном детстве и тесно связаны с эмоциональным развитием дошкольника. Именно от того, как протекает эмоциональное развитие дошкольника, зависит то, каким этот ребенок  станет в будущем, каким он будет видеть мир вокруг себя и как будет к нему относиться. Поэтому духовно-нравственному развитию личности необходимо уделять внимание, начиная с дошкольного детства.

Для этого необходимо выстроить такую систему воспитания, благодаря которой ребенок, гармонично развиваясь в разных направлениях, будет постепенно осваивать важнейшие нравственные категории, приобретать социальные и коммуникативные навыки, учиться понимать окружающих его людей, сопереживать им. Система духовно-нравственного воспитания дошкольников должна разрабатываться с учетом возможности обеспечения преемственности на последующих уровнях современного отечественного образования.

Целью нашего исследования является выявление теоретических основ и обоснование содержания духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста. В связи с тем, что исследование носит теоретический характер, мы использовали следующие методы: анализ научной философской, психолого-педагогической и учебно-методической литературы.

В современном понимании духовно-нравственное воспитание носит противоречивый характер. Основу разногласий в определении духовно-нравственного воспитания составляют понятия «духовность», «духовное воспитание», т. к. они рассматривались с разных точек зрения и до сих пор не имеют однозначного определения.

Издавна в понятие «духовность» вкладывался религиозный подтекст. Согласно Концепции православного воспитания, духовное воспитание дошкольника определяется его рели­гиозным развитием, которое ведет к устремленности детей к Богу.

В современных исследованиях авторы Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. [6] помимо вышеупомянутого религиозного, выделяют еще три направления исследований в области духовного воспитания. Одно из них рассматривает духовность как личное достояние человека, которое он приобретает в ходе приобщения к культурным и человеческим ценностям. Такое отношение к духовности характерно для многих педагогических концепций и широко применяется в дошкольном образовании. Еще в советской педагогике выделялся такой раздел как эстетическое воспитание, важнейшей задачей которого было формирование у детей умения видеть красоту и откликаться на нее.  Условием и средством реализации процесса эстетического воспитания было приобщение детей к миру искусства. И по сей день, эта задача не утратила своей актуальности и реализуется многими вариативными и парциальными программами в разных образовательных  областях  («Детство», «От рождения до школы», «Истоки», «Детский сад – дом радости» и др.)

Второе понимание духовности предполагает абстрагирование от внешней жизни и глубокое рассмотрение смысла познавательных, этических и эстетических вопросов жизни. Такой подход распространен в философских концепциях. Однако его можно применять и по отношению к детям дошкольного возраста. Так, С.А. Козлова указывает на то, что духовность подразумевает «…Удовлетворение и развитие, по меньшей мере, двух важных потребностей: идеальной потребности в познании смысла жизни и социальной потребности жить для других» [3].

И, наконец, третье направление определяет духовность как принцип саморазвития и самореализации человека. Где человек должен определить, как он понимает добро, истину, красоту, осознавать возможность выбора и иметь внутреннюю готовность к совершению этого выбора. То есть, это овладение человеком морально-этическими ценностями, перевод этих ценностей во внутренний план, в собственные установки. Это направление рассматривалось Амонашвили Ш.А., Степановой О.Ф., Шадриковым В.Д., Зинченко В.П., Ларионовой Л.И., Вороновой О.А. и др.

Перейдем к рассмотрению категорий «нравственность» и «нравственное воспитание». Современные исследователи относят к основным аспектам нравственности две категории: нравственные ценности и нравственные регулятивы. Первые являются этическим идеалом и выступают внутренним компонентом, к ним относятся такие качества, как честность, верность, трудолюбие и т.д. Вторые рассматриваются как правила поведения, ориентированного на нравственные ценности.

Вслед за С.А. Козловой считаем необходимым развести понятия «нравственность» и «мораль». Автор отмечает, что моральное воспитание это процесс, направленный на усвоение детьми норм, правил и взаимоотношений в обществе. Нравственность же рассматривается автором как личностное приобретение, ее «осознаваемая свобода и ответственность», внешние моральные правила, переведенные во внутренний план человека [3]. Таким образом, нравственные регулятивы могут рассматриваться в качестве морального компонента нравственного воспитания.

О.А. Воронова [1], рассмотрев в своем исследовании различные подходы к определению понятия нравственность, трактует его как совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу на основе моральных ценностей, которым ребенок должен следовать при достижении своих целей. Мы согласны с таким подходом и считаем целесообразным его применение с дошкольных лет в связи с восприимчивостью ребенка-дошкольника к социальным явлениям.

Н.В. Мельникова [5] среди подходов к изучению нравственности выделяет элементаристский подход, распространенный в 60-80 годы, определяющий три составляющих компонента нравственности: когнитивный (нравственное сознание); эмоциональный (эмоциональное принятие личностью нравственных знаний и норм, отношение к ним) и поведенческий (поведение, основанное на нравственном самосознании личности). Отметим, что эмоциональный компонент нравственности перекликается с ранее описанным нами направлением духовного развития, где последнее определяется переводом человеком морально-этических ценностей во внутренний план. Что доказывает близость понимания духовности и нравственности, и существование в советской педагогике наряду с задачами нравственного воспитания, задач духовного развития.

Мы разделяем точку зрения Сергеевой В.П, которая определяет нравственность в качестве механизма реализации духовности в отношениях с внешним миром и другими людьми[7]. Таким образом, мы подходим к неделимости и недопустимости взаимозаменения процессов духовного и нравственного воспитания в дошкольном детстве. Что дает нам право рассматривать нравственное и духовное воспитание как единый процесс, необходимый в дошкольном возрасте для того, чтобы в дальнейшем обеспечить обществу поколение, способное к принятию общечеловеческих ценностей и соблюдению моральных норм.

Общая характеристика понятия «духовно-нравственное развитие» личности представлена в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Так, авторы рассматривают духовно-нравственное развитие личности как «процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов». Целью современного образования, согласно концепции, является воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Концепция ориентирована на школьный возраст. В свою очередь, с целью обеспечения преемственности в задачах и содержании духовно-нравственного развития, дошкольная организация должна способствовать воспитанию у ребенка таких способностей и качеств личности, которые помогут в дальнейшем беспрепятственно реализовать цели и задачи духовно-нравственного воспитания в школе.

Согласно теории эмоционального развития Л.С. Выготского, процесс социализации личности ребенка раннего и дошкольного возраста основан на эмоциональном отношении к окружающему. Вокруг эмоциональной сферы дошкольника выстраивается формирование личности в целом и   происходит развитие психических процессов, в том числе, интеллектуальное развитие.

Исследования Алексея Николаевича Леонтьева, Василия Васильевича Давыдова показывают, что у детей на основе эмоционального отношения к окружающему происходит развитие познавательного интереса. Это является немаловажным для духовно-нравственного развития, т.к. духовность предполагает не только позитивное отношение к происходящему вокруг, но и стремление это понять, обогатиться новыми знаниями.

Познавательный интерес предполагает наличие трех компонентов: эмоционального, интеллектуального и волевого. Отсюда вытекает положение о том, что волевая сфера дошкольника также является важной для его духовно-нравственного развития. Исходя из того, что в основе духовно-нравственного развития лежит стремление человека к самосовершенствоанию, мы понимаем, что на развитии волевой сферы основано формирование самостоятельной и саморазвивающейся личности, способной прилагать усилия и регулировать собственную деятельность. Согласно исследованиям Веры Константиновны Котырло, произвольность является доступной для дошкольников, ее можно и нужно формировать в этом возрасте.

Однако социальные эмоции, познавательный интерес и волевые качества ребенок не способен приобрести без помощи и участия взрослого. С.А. Козловой доказано, что взрослый выступает для ребенка в качестве образца для подражания, носителя ценностей и в качестве организатора воспитательного процесса. Поэтому участие взрослого, его целенаправленное взаимодействие с ребенком является неотъемлемым компонентом в содержании духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Таким образом, выделенное содержание позволяет нам определять духовно-нравственное воспитание как процесс приобщения дошкольников к моральным ценностям общества и признание их личностно значимыми через общение с близкими взрослыми, включающий в себя эмоциональный, волевой, познавательный и эстетический компоненты. Рассмотрев подходы к определению духовности и нравственности, определив содержание духовно-нравственного воспитания дошкольников, мы смогли выделить следующие цели духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

— формирование способности к приятию моральных и культурных ценностей, умения следовать нормам и правилам;

— формирование эмоционально-положительного отношения к другому человеку, способности понять его переживания и желания оказать действенную помощь;

— развитие познавательного интереса, стремления к саморазвитию и самоактулизации;

— развитие волевой сферы.

Как было сказано выше, центральной и определяющей фигурой при достижении поставленных целей является педагог. Реализуя процесс духовно-нравственного воспитания дошкольников, воспитатель должен быть искренне заинтересован в результатах, проявлять гибкость и вариативность в выборе методов и приемов, необходимо исключить применение формальных подходов. Нельзя забывать, что педагог является для детей примером для подражания, поэтому важно обладать таким качествами, как справедливость, честность, доброта и отзывчивость, ведь именно от того, кто находится рядом с малышом в дошкольном детстве, во многом зависит, каким вырастет то поколение, которое придет нам на смену.

Литература:

  1. Воронова О.А.Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — Иркутск: 2006. — 155 с.ил.
  2. Козлова С.А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста // Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников. Сб. научн. тр. / С.А. Козлова. – М.: МГПУ, 2001. – С. 7-13.
  3. Козлова С.А. Нравственное воспитание: теоретический аспект//. – Дошкольник. – 2015 г. — №1
  4. Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников. — Киев: Сов. школа, 1971. – 196 с.
  5. Мельникова Н.В. Теоретические основы духовной нравственности//. – Дошкольник. – 2016г. — №2
  6. Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008, – 240 С.
  7. Сергеева В.П. Духовно-нравственное воспитание как основа формирования личности//. – Классный руководитель. – 2008г. – №8

THEORETICAL ASPECTS OF SPIRITUALLY-MORAL PARENTING OF PRESCHOOL CHILDREN

Annotation. The article is devoted to spiritual and moral parenting of preschool age children. Authors prove the need of the beginning of spiritual and moral education from preschool age and the providing of continuity in this direction on the subsequent education levels. The article considers approaches to the selection of the content of spiritual and moral development of preschoolers and justification of definition of spiritual and moral education of preschool children. Authors pay attention to categories of «morality» and «spirituality», and they define common and different in these categories. Based on analysis of research directions in the field of spiritual and moral development  authors select its contents applicable to children of preschool age and allocate meaningful participation of the adult as one of the necessary conditions of spiritual and moral development of the preschooler.

Key words: spirituality, morality, children of preschool age, spiritual and moral development, spiritual and moral parenting, the content of spiritually-moral development.

http://ippo.selfip.com:85/izvestia/kachenovskaya-l-a-teoreticheskie-aspekt/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *