К.Р. Багаутдинова | ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

 студент Московского городского педагогического

университета

E-mail: amirovakr@mgpu.ru

 

 

 

В статье рассматривается сущность понятий «театрализация» и «креативное мышление» как теоретической основы решения проблемы использования театрализации для формирования креативного мышления младших школьников на уроках литературного чтения. Данная статья будет полезна для педагогов школьных организаций, а также для студентов бакалавриата и магистратуры педагогических ВУЗов.

Образовательный процесс в школах ориентирован на использование разных видов деятельности обучающихся. В современной практике образования широкое распространение получили такие формы деятельности детей, как учебные занятия, разные виды игр, проектная и исследовательская деятельность и др. Прочно вошла в практику работы школы и театрализованная деятельность, которая способствует развитию у младших школьников креативного мышления.

Исследуя креативное мышление, психологи выделили четыре основных направления изучения креативного мышления. Одним из таких направлений является изучение креативного мышление «по продукту». В рамках данной теории выделяется пять уровней творческого продукта, которые личность достигает в течении жизни благодаря мотивации и работе над собой.

  • уровень – уровень изобразительной креативности. Достигается, когда личность выражает свои чувства, эмоции и своё мнение в речи, письме и в изобразительной сфере. Данный уровень в основном отстаивают все люди, у которых нет отклонений в развитии и ограниченных возможностей по здоровью.
  • уровень – уровень продуктивной креативности. Характерен тем, что личность становится способной комбинировать и сочетать теоретические и практические знания с творческой составляющей.
  • уровень – уровень изобретения с помощью гибкости мышления. Достигается, когда личность способна придумать новое и неординарное отношение между вещами, оригинально обосновать заявленный предмет.
  • уровень – уровень новаторства. Характерен тем, что личность способна дополнять предметы новыми свойствами, сделав их лучше, удобней и т.д.; человек может изобрести, спроектировать абсолютно новый объект.
  • уровень – уровень творчества. Его отличительная черта – личность формулирует новую для общества гипотезу, теорию или принцип. Этот уровень предусматривает то, что люди испытывают моменты озарения и вдохновения.

По мнению В. М. Тартышевой, креативное мышление – это комплекс способностей индивида, которые могут быть в разной степени развиты. Ученый считает, что креативными можно назвать продукты, которые оригинальны для всего общества, а также продукты, уникальные в контексте личного опыта [3].

В становлении креативного мышления у младших школьников весьма значимую роль имеет театрализованная деятельность, участвуя в которой, ребенок должен выстраивать свои взаимоотношения с партнерами. Во время взаимодействия внутри сюжетных линий обучающиеся овладевают техникой выражения эмоций, проигрывают различные ситуации, учатся аргументированно строить высказывания, отстаивать свое мнение.

Организация театрализации с детьми младшего школьного возраста обусловлена, в первую очередь, возрастными особенностями детей данного периода детства, а именно: наглядно-действенным мышлением, стремлением к самостоятельности, появляющимся интересом к общению со сверстниками, любознательностью.

В настоящее время в практике начальной школы используется широкий спектр разных видов театрализованной деятельности, при этом театрализация имеет место на уроках литературного чтения, во внеурочное время.  Успех в деле организации детской театрализованной деятельности требует грамотного педагогического руководства, основанного на данных методической науки.

В этой связи интерес представляют взгляды исследователя Л.М. Истоминой о применении при чтении литературных произведений различных приемов театрализации, к которым ученый относит: персонификацию, сценки, сценически-игровые упражнения, чтение текста по ролям, драматизацию [2].

Л.М. Истомина отмечает, что, благодаря приему персонификации, учащиеся смогут узнать о реально жившем персонаже литературного произведения или о писателе, который становится помощником учителя, участвует в проведении урока. В качестве такого персонажа могут привлекаться дополнительные лица (родители, детей из более старших классов).

Чтение произведения по ролям позволяет подготовить детей к инсценировке, содействует развитию воображения и творческих способностей.

Под сценкой Л.М. Истомина понимает небольшое представление, в котором передается информация с помощью ролевого исполнения. Учащимся заранее раздается сценарий с репликами, которые необходимо выучить и разыграть во время проведения сценки. В качестве дополнительной помощи целесообразно использовать различные театральные атрибуты [2].

Для проведения сценически-игровых упражнений подготавливаются диалоги для вымышленных героев, создаются их образы. Для подготовки такой краткой театральной постановки учащимся необходимо обращаться к дополнительной литературе, либо за помощью к взрослым – учителю, родителям. Игровые упражнения формируют культуру общения и речи, развивают креативное мышление, способствуют развитию памяти, внимания. Данная работа направлена на углубленное исследование литературных произведений, создаёт условия для формирования навыков самообразования.

Значительным развивающим потенциалом обладают игры-драматизации, в рамках которых происходит обыгрывание литературных сюжетов, когда сами обучающиеся выступают в роли актеров. Данный вид деятельности требует наличия атрибутов, помогающих ученикам вжиться в образ, передать эмоции героев и др. Для младших школьников игры-драматизации являются доступным, достаточно простым видом театрализованной деятельности.

Весьма интересны рекомендации Л.М. Истоминой по организации актерской и режиссерской деятельности. Учащиеся совместно с учителем могут спланировать сценарий, придумать персонажей, их образы, характер, а также конкретные реплики, а затем распределить роли и разыграть сценку. Режиссерская деятельность позволяет произвести детальный анализ произведения, развивает творческие способности и креативное мышление. Актерская деятельность позволяет учащимся представить себя в роли любого героя, понять, что именно персонаж мог чувствовать в определенные жизненные моменты. Эта деятельность позволяет развивать память при заучивании текста, умение владеть своим телом во время разыгрывания отрывка на сцене [2].

Важным аспектом театрализации является оформительская работа, в рамках которой изучаются образы героев, создаются эскизы костюмов, подбирается музыкальное сопровождение, подготавливаются декорации. Оформительская работа способствует развитию у детей креативного мышления, творческих способностей и умений принимать нестандартные решения [3].

Сказанное позволяет заключить, что использование театрализации во время проведения уроков литературного чтения позволяет реализовать межпредметные связи, способствующие формированию мировоззрения и эстетическому развитию детей младшего школьного возраста. Такие уроки способствуют развитию образного мышления, творческих способностей, внимания и памяти. Правильно спланированная и осуществленная театрализованная деятельность может быть средством развития у школьников навыков общения, формирования положительного отношения к окружающему их миру, способствует формированию креативного мышления.

Таким образом, театрализация на уроках литературного чтения, являясь одной из форм организации образовательного процесса в начальной школе, жизни детей младшего школьного возраста, несет в себе большой развивающий ресурс, способствует формированию и развитию креативного мышления.

 

Литература

  1. Дуракова, Т. Использование приемов театрализации в обучении младших школьников / Т. Дуракова // Наука XXI века: взгляд в будущее: материалы межрегиональной интернет-конференции, Шадринск, 10 апреля 2011 года / Шадринский государственный педагогический институт; Центр «Непрерывное педагогическое образование»; отв. за выпуск Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова, О.А. Такунцева. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2011. – С. 89–93.
  2. Истомина, Л.М. Театрализация как условие повышения эффективности активизации творческой деятельности младших школьников / Л.М. Истомина // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка: стратегии будущего: Доклады IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 02 марта 2018 года. Том 4. Выпуск 1. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство ВВМ», 2018. – С. 142-147.
  3. Тартышева, В.М. Понятие креативного мышления. Типы креативного мышления / В.М. Тартышева // Проблемы управления в государственном и корпоративном секторах экономики: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 05 декабря 2019 года / Под редакцией Ю.Н. Акимовой, М.Я. Креера, Н.В. Островской, Ю.Е. Путихина. – Санкт-Петербург: ООО «Скифия-принт», 2020.

http://izvestia-ippo.ru/k-r-bagautdinova-teatralizaciya-kak-s/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *