К.Д. Терешкина | ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО СТОРИТЕЛЛИНГА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

учитель начальных классов ГБОУ г. Москвы «Школа №1095»,

студент Московского городского педагогического

университета,
E-mail: OstrovskajaKD@mgpu.ru

 

 

 

В данной статье рассматривается технология мультимедийного сторителлинга, её особенности и отличительные черты, описаны возможности её использования в различных видах деятельности учащихся. Особое внимание уделено форматам использования технологии на уроках в начальной школе, раскрыт дидактический потенциал технологии.

Для высококачественного усвоения информации ученики обязаны быть беспрерывно вовлеченными в дело. Однако сделать это по отношению к нынешнему поколению младших школьников становится все труднее. Ученики мало читают, предпочитая печатным источникам электронные игры и Интернет, которые соединяют в себе визуальные, образные, музыкальные и словесные элементы. Все это делает их более привлекательными по сравнению с книгой. Думается, одним из продуктивных путей использования данной технологии на уроке литературного чтения является органичное соединение широких возможностей цифрового сторителлинга и содержания читаемого на уроке текста художественного произведения. Сторителлинг способен учитывать цифровые тенденции современного образования, объединяя в себе рассказ истории и с поэтапным введением мультимедийных элементов. Данная технология становится наиболее актуальной в педагогической деятельности.

Под мультимедийным (цифровым) сторителлингом в контексте изучения следует понимать способ представления сообщения в виде рассказа с применением мультимедийных технологий (фото-, аудио- и видеоматериалов, графики, инфографики, анимации и проч.), что, безусловно, способствует формированию коммуникативных компетенций учащихся. Более плодотворно коммуникативные умения младших школьников развиваются на синтетическом этапе работы над текстом художественного произведения (на этапе создания пересказа читаемого текста), хотя, безусловно, для сторителлинга необходимы и восприятие текста, и его анализ в ходе фронтальной аналитической работы над содержанием читаемого текста [2]. Заметим, что крупнообъемные произведения представляют в этом смысле больше возможностей для организации такой работы: в них больше фактуального материала, больше сюжетных линий и действующих лиц по сравнению с произведениями обычного объема [3].

В процесс активного взаимодействия происходит формирование таких коммуникативных УУД, как умение работать в группах, высказывать собственную точку зрения и выслушивать чужую и т.д. Происходит это в ходе работы над содержанием своего нарратива (истории): его нужно отобрать из текста, обсудить со своей группой, составить словный материал для своего сообщения, который и будет составлять его тезаурус [4]. Наконец, группе предстоит обсудить также соответствующий формат цифрового сторителлинга.

В сфере учебного проектирования основная загадка цифрового повествования сориентирована на принятие навыка проектирования и изучение широким диапазоном передовых средств коммуникации. По мнению Н.В. Маняйкиной и Е.С. Надточевой формированию таких УУД, как анализ и синтез информации с помощью цифровых технологий, развитие устного и письменного языка, сотрудничество в команде и критического мышление в нестандартных ситуациях в образовательных учреждениях способствует преимущественно работа мультимедийных продуктов [1].

Возможные форматы цифрового сторителлинга: 1) демонстрации со встроенными анимационными и интерактивными составляющими; 2) рисованный видеоматериал (или дудл-видео), когда наблюдатель следит, как рука символического живописца изображает стилизованные картинки; 3) анимационные ролики, где все зрительные основы расположены в перемещении; 4) комиксы и раскадровки; 5) видеомонтаж из собственноручно выбранных изображений и съемки; 6) веб-страницы с мультимедийным контентом [1: с. 43].

Cторителлинг в цифровом виде – это системный просветительский продукт, который активно используется взрослыми в цифровой среде: люди с разным уровнем образования рассказывают свои, часто довольно незатейливого характера, истории: как приготовить вкусные блюда, как вести домашнее хозяйство, как ухаживать за животными и другие. Понятно, что такого житейского опыта у младших школьников пока еще нет. Учитель начальных классов организует обучение учащихся, превращая учебные материалы в диалоговый контент. Мышление младших школьников отличает повышенный интерес к ярким и незабываемым образам, из-за чего их внимание больше привлекают красочные иллюстрации, выразительное, захватывающее изложение материала, наглядный материал [4].

Именно поэтому в процессе чтения и обсуждения более важна активная работа ребёнка с художественным произведением: используя лексический материал текста, выразить свое отношение к героям, рассказать свою версию событий, привлекая для этого цифровые возможности современного образовательного пространства. Для целенаправленного формирования перечисленных умственных качеств младшего школьника важно применение упражнений на размышление и активизацию мыслительных процессов, например, восстановление последовательности происходящих событий, «активизация образов», дублирование героев.

Применение информационно-коммуникационных технологий открывает перед учителем ранее не знакомые возможности по решению задач формирования коммуникативных возможностей школьников. Особенно необходимый в этом отношении сетевой инструментарий – интересный конструктор цифровых историй.

Возможный вариант применения цифрового конструктора – визуализация повествования. В процессе данной работы учащиеся будут разделены на подгруппы: художники, писатели, редакторы. С помощью интерактивной доски и интернет-сети ученики подбирают иллюстрации, музыкальные композиции, создавать оригинальные аудиозаписи на страничках общего произведения, таким образом, полностью прорабатывая содержание произведения [5].

Объяснив основополагающие методы работы с сервисом и «бросив зерно» в базу цифрового повествования, педагог направляет школьников на работу полноценной цифровой истории. Как пойдёт развитие ее содержания, зависит от последующей работы учащихся. Как уже отмечалось ранее, мультимедийная история является способом интернет-коммуникации, которая основывается на организации мультимедийного контента одного рассказа. Настоящий способ взаимодействия может быть реализован на основе разнообразных технологических решений. Существует довольно много возможностей представления цифровых историй, но отдельное внимание необходимо отдать такому формату, как видеомонтаж. Эта методика хороша для таких учеников, готовых выполнять работу своими руками с отобранными и приготовленными изображениями, личными либо семейными фото- и видеоматериалами.

С целью создания проекта в формате видеомонтажа могут быть использованы всевозможные видеоредакторы, которые считаются бесплатными и легкодоступным буквально во всех отношениях. Сюда входят такие программные продукты, как ShadowPuppet Edu, Photostory, Windows Movie Maker, iMovie, Ulead videostudio, Audacity, Free CD ripper, Pinnacle Studio, Tellagami, Videolicious, ScreenChomp, Animoto, Puppet Pals, Comic Strip It, Clay Frames Lite и др.

Так, методика мультимедийного сторителлинга обладает высочайшим дидактическим потенциалом, содействует развитию коммуникативной компетенции учениках, инициирует внутреннюю мотивацию к учению, увеличивает цифровую подготовленность, а еще делает учебный процесс интересным по причине применения цифровых инструментов и ресурсов, которые считаются животрепещущими для учащихся каждого возраста.

 

Литература

  1. 1. Маняйкина, Н. В. Цифровое повествование: от теории к практике / Н. В. Маняйкина, Е. С. Надточева // Педагогическое образование в России. – – №10. – С. 60–64.
  2. Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т. И. Зиновьевой. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – Сер. 76 Высшее образование (1-е изд.). – 468 с.
  3. Сильченкова Л. С. Методика обучения младших школьников чтению крупнообъемных произведений: специальность 13.00.02: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Москва, 1988. – 16 с.
  4. Сильченкова Л.С., Егорова Е.С. Комплексная работа над словом на уроках литературного чтения//Начальное образование. – 2017. – № 5. – С. 13–19.
  5. Электронный ресурс: https://www.storyjumper.com/

http://izvestia-ippo.ru/k-d-tereshkina-primenenie-multimediy/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *