Груздева И.В. | ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Студент бакалавриата ИППО ГАОУ ВО МГПУ

GruzdevaIV@mgpu.ru

 

Статья посвящена проблеме кризиса детского чтения. Описываются методы, способствующие развитию у младших школьников интереса к чтению. Особое внимание уделяется методу литературной игры.

The article is devoted to the problem of the crisis of children’s reading. It describes methods aimed at fostering an interest in reading among younger schoolchildren. Particular attention is given to the method of literary games.

В современном обществе, где информация и технологический прогресс играют решающую роль, значимость чтения поднимается на новый уровень. Способность не только читать, но и понимать, анализировать и применять полученные знания становится ключевым инструментом успешной адаптации в современном информационном мире.

Сегодня выпускается огромное количество книг, при этом интерес к чтению у большей части населения отсутствует. Особенно остро стоит вопрос о недостаточном внимании к чтению среди подрастающего поколения, поскольку современные дети предпочитают чтению такие виды развлечения как игры на компьютере, использование телефона и просмотр телевизора. В связи с этим чтение вытесняется на второй план, иногда даже полностью исключается из ежедневной жизни ребёнка. В результате появляется проблема кризиса детского чтения[3].

Этот феномен подтвержден данными результатов Всероссийского опроса «Отношение российских детей и подростков к чтению», который ВЦИОМ провел по заказу Российской государственной детской библиотеки 29 сентября — 8 октября 2021 года. Специалисты РГДБ провели сравнительный анализ результатов опроса 2021 года с данными аналогичного исследования, проведенного в 2006 году. Был сделан вывод о том, что за прошедшие 15 лет ситуация с детским чтением значительно ухудшилась по целому ряду характеристик. За летние каникулы дети младшего школьного возраста прочитывают три-четыре книги, а подростки — всего одну-две. 20% опрошенных вовсе сообщили, что читать не любят и дома нет домашней библиотеки. Происходит смещение в сторону поверхностного чтения текстов. Для многих из них чтение книг становится все более сложным занятием.

Если этой проблеме не уделять достаточно внимания, то в будущем мы можем столкнуться с целым поколением некомпетентных и малообразованных читателей. Важно создавать условия для того, чтобы чтение стало неотъемлемой частью жизни детей, способствуя их личностному росту, развитию языковых навыков и укреплению культурной компетенции.

Именно в возрасте 6–10 лет закладываются основные читательские умения и навыки, поэтому этот период является сензитивным для развития интереса к чтению как устойчивой потребности[3].

Для того чтобы чтение вызывало у детей интерес и приносило интеллектуальное удовольствие, важно, чтобы учителя использовали различные методики. Это предполагает стремление к новаторским подходам, базирующимся на принципах новизны, контраста и удовольствия.

В частности, специалист по развитию навыков чтения у детей Тихомирова И. И. предлагает следующие методы развития интереса к чтению: литературные игры, «рисунок по следам прочитанных произведений», театрализация. Эти методы позволяют детям проявлять активность, вживаться в образы и развивать свои навыки чтения.

Обратим особое внимание на метод литературных игр. Это обусловлено психофизиологическими особенностями детей 6–10 лет. В этом возрасте происходит смена ведущего вида деятельности. Если в дошкольном возрасте дети осваивали окружающий мир в основном через игру, то в начальной школе учебная деятельность становится все более приоритетной. Однако, несмотря на это, интерес ребенка к игре по-прежнему остается высоким. Поэтому использование игрового метода способствует привлечению детей к учебному процессу. Это не только сохраняет радость и вовлеченность детей в обучение, но также способствуют более эффективному усвоению материала, развитию креативности и формированию положительного отношения к учебе. Занятия, включающие игры, захватывают внимание учеников, стимулируют их к активному поиску, поставив перед ними задачу разрешить сложную ситуацию и найти собственное решение[1].

Литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном материале. Этот вид игр несет в себе элементы творчества, призванные стимулировать литературный интерес и развивать технику чтения у учащихся.

Литературные игры условно можно разделить на две группы:

1) игры, основанные на эрудиции (знании существующих текстов);

2) творческие (требующие фантазию и воображение).

К числу литературных игр можно отнести путешествия по сказкам и станциям, литературные балы, брейн-ринги, литературные загадки и головоломки, КВНы, аукционы, лото, пресс-конференции, игры по сценариям известных телеигр и множество других [5].

Литературные игры могут быть эффективными в следующих контекстах:

1) интеллектуальная зарядка в начале урока.

2) средство привлечения внимания учащихся к литературным произведениям.

3) средство проверки знаний о литературе.

4) элемент литературного праздника (конкурс).

Организация и проведение литературных игр в начальной школе требуют тщательной подготовки и учета особенностей возрастной группы детей. Важно продумать тему, цель, форму игры, которые зависят от предполагаемой аудитории. Заранее продумываются правила и условия, пишется сценарий проведения игры. Перед началом игры учитель четко объявляет правила, очередность ответов, время на их обдумывание. При проведении многих игр необходимо присутствие компетентного руководителя – жюри, так как среди игроков нередко возникают жаркие споры и чрезвычайно важно вовремя дать авторитетное разъяснение. Желательно, чтобы дети знали не только содержание игры, но и ту практическую пользу, которая она приносит. Это не сделает игру менее интересной, но придаст ей более осмысленный характер. Не стоит бояться обсуждения и углубления возникающих вопросов. Выводы, сделанные из материала игры, в сопровождении с живыми и интересными комментариями принимаются игроками весьма охотно. Некоторые игры можно и даже нужно повторять. Во второй и в третий игра вызывает больший интерес, чем в первый, так как с каждой игрой нужно освоиться и привыкнуть. Хорошо, если есть возможность поощрить победителей[2].

В данной статье  рассмотрим литературную игру, созданную на основе книги «Фабрика слов» от Аньес де Лестрад и Валерии Докампо. В этой книге описана вымышленная страна, где жители должны приобретать слова, чтобы ими воспользоваться.

Цель нашей игры: за 40 минут накопить определенное количество слов и составить из них текст.

Перед началом игры рекомендуется познакомить участников с книгой. Это не только улучшит понимание концепции игры, но и придаст процессу более глубокий смысл. Можно сделать обзор книги, показать фотографии авторов, переводчика, а затем перейти к самому чтению. Учитель, в свою очередь заранее, готовит место проведения, состоящее из различных станций, на каждой из которых ученики будут выполнять задания.

В начале игры каждый участник ограничен всего двумя словами — «Да» и «Нет». На «Фабрике» можно произносить только те слова, которыми владеет игрок. Поэтому первой игровой локацией становится «Кабинет директора фабрики». Здесь участникам задают вопросы, на которые можно ответить только «Да» или «Нет». В зависимости от ответов участники получают прилагательные, которые они смогут использовать в дальнейшем.

В процессе исследования остальных точек, таких как «Кафе», «Банк», «Мусорка» и «Библиотека», участники пополняют запас слов. Так, в «Кафе» можно получить глаголы и существительные. Игроки заказывают набор из трёх слов или так называемый «бизнес-ланч», из которого можно забрать одно любое слово на выбор клиента. «Банк» предоставляет услуги по обмену частей речи. В «Библиотеке» находятся пять книг дореволюционного издания, из которых наугад можно 3 раза получить новые слова. А «Мусорка» — это настоящий клад сленговых и редких слов, записанных на разных предметах, таких как пуговица, банка, ведро и т. д.

Собрав достаточное количество слов, участники переходят к следующему этапу. Теперь они не только могут разговаривать, но и создать связный текст из своих собранных слов. Им раздаются листы бумаги, клей и фломастеры. Остаётся только изменить окончания слов, дописать союзы и предлоги, формируя свой уникальный рассказ.

Таким образом, литературная игра — это не просто дополнение к традиционному обучению, а возможность внести элементы креативности и разнообразия в учебный процесс. Она не подражает стандартным методам, а скорее раскрывает новые грани обучения, где каждый шаг становится увлекательным приключением. Этот метод способствует более эффективному усвоению материала,  формированию интереса к чтению у школьников, а также  благоприятно сказывается на их эмоциональном благополучии[4].

Литература

1.Бадулина,  О.И. Внеурочные занятия по филологии как средство социализации личности младшего школьника Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте проблемы социализации личности: Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов (1 марта 2018 года) / Сост. и отв. ред.: Т.И. Зиновьева. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018. – 412 с. – С.39-44.

  1. Бадулина, О.И. Речевое поведение педагога как фактор эмоционального благполучия детей в образовательном процессе Начальная школа. 2021. №8. С. 44–48.
  2. Бадулина, О.И. Читательское развитие младших школьников Начальное филологическое образование и подготовка учителя: вызовы ХХI века и методические решения. Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов (3 марта 2022 г.) / Сост. и отв. ред.: Т.И. Зиновьева. М.: Известия ИППО, 2022. 441 с.
  3. Бадулина, О.И. Эмоциональное благополучие детей в образовательном  процессе Ребёнок в образовательном пространстве мегаполиса:сборник материалов  II  межрегиональной научно – практической конференции, 14-15 апреля 2015г., Москва, МГПУ.– СПб.: НИЦ АРТ. – 504с.- С.445-449.
  4. Ларина, И. Б. Воспитание у младших школьников интереса к чтению / И. Б. Ларина // Гносеологические основы образования : Материалы IV Международной конференции, посвященной памяти профессора С.П. Баранова, Липецк, 25–26 октября 2020 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. – С. 356-359.

http://izvestia-ippo.ru/gruzdeva-i-v-literaturnaya-igra-kak-sr/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *