Голованова Ю. А., Матрюхина С.В., Пенькова Е.С. | ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ, ТЕХНОЛОГИИ VR

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

УДК 37.022

студенты МГПУ

Сейчас в современном мире многие люди все больше уделяют внимание информационным технологиям. Человек окружил себя различными гаджетами, которые облегчают жизнь, социальными сетями и другими мультимедийными и телекоммуникационными технологиями, и, конечно же, интернетом. Так что теперь без компьютеров, телефонов, разной современной техники мы не можем представить свою жизнь. Это неплохо, ведь у нас эпоха цифровизации, а это значит, что информационные технологии будут стремительно развиваться и расти еще больше и больше. Это затрагивает все сферы жизни человека: торговлю, медицину, экономику, транспорт и, конечно же, образование. Множество различных полезных гаджетов уже внедрено в образовательную сферу и VR технологии не исключение. Как раз о такой технологии, как VR мы и расскажем подробнее в нашей статье.

Now in the modern world, many people are increasingly paying attention to information technology. A person has surrounded himself with various gadgets that make life easier, social networks and other multimedia and telecommunication technologies, and of course the Internet. So now we cannot imagine our life without computers, phones, and various modern equipment. This is not a sad thing, because we have an era of digitalization, which means that information technologies will develop rapidly and grow increasingly. This affects all spheres of human life, trade, medicine, economy, transport and, of course, education. Many different useful gadgets have already been introduced into the educational sphere and VR technologies are no exception. Just the same, we will tell you more about such a technology as VR in our article.

Термином VR называют виртуальную реальность. Реализованный техническими средствами мир, транслируемый человеку через его различные чувства: зрение, слух, осязание и прочие. Виртуальная реальность таким образом имитирует как воздействие, так и взаимодействия, реакции, влияние на воздействие. С целью формирования убедительного комплекса ощущения реальности, так чтобы наш мозг подумал, что все происходит на самом деле, цифровая реальность выполняется в настоящий период времени, то есть прямо сейчас. Это не обязательно должна быть игра, возможны и другие технологии применения, например видео с обзором 360º.

Объекты виртуальной реальности обычно подобны аналогичным объектам материальной реальности. В целях обучения стоит использовать объекты приближенные к оригинальным предметам действительности, чтобы создать модель мира, но с возможностью его изменять, так чтобы все было наглядно и просто. «При реализации модели возможно сочетание аудиторных занятий с занятиями в виртуальном образовательном пространстве» [1, с. 6–7].

В нашей статье мы целенаправленно рассмотрим технологии VR в образовании. «Бурное развитие информационного общества ставит перед педагогическими вузами задачу подготовки медиаграмотного специалиста, который способен самостоятельно создавать креативный контент для своих уроков и оценивать критически имеющиеся ресурсы» [5, с. 138]. Благодаря такой технологии можно значительно облегчить процесс обучения. С помощью наглядного метода и погружения в другую реальность можно запомнить гораздо больше образовательного материала, чем сидя за учебником. Ведь таким образом обучение становится игрой и не выглядит таким скучным и муторным. Наоборот, обучающиеся, забывая про реальность и находясь в другом мире, даже не замечают, что при этом поглощают огромное количество новой информации, так как она объясняется им на доступном языке и становится понятна и интересна всем. В виртуальном мире обучающиеся могут передвигаться, ориентируясь на специальные «баннеры» — специфические активные объекты: «слово баннер приобрело новое, переносное значение, связанное с виртуальной реальностью. Оно стало обозначать содержащий текст или изображение, ограниченный фрагмент вебстраницы, кликнув по которому переходишь, к сайту» [3, с. 24].

Такая технология очень поможет на уроках в среднеобразовательной школе. Например, на уроках биологии с помощью VR можно показывать строение человека 3D-модель органов, как бьется сердце, различные артерии, вены. На уроках химии можно показать строение молекул, различные малые атомы, схемы формул. На физике же VR технологии позволяют ученикам и учителю проводить эксперименты в реальном времени, изучать модели реальных процессов и физические свойства объектов. Для урока географии отлично подойдет 3D модель глобуса, с возможность его рассмотреть как вблизи, так и вдалеке. На уроке изо можно прогуляться по Третьяковской галерее и посмотреть различные произведения искусства. А на уроках астрономии можно открыть карту звездного неба. С VR технологией на уроках английского языка можно практиковать общение на иностранном языке с виртуальным персонажем. Конечно, это еще не полный список, его еще можно дополнить. Ведь много возможностей открывают VR технологии в школе.

Только для этого стоит подобрать качественное оборудование в школы, должен быть выделен специальный кабинет под VR-приборы, а также пространство для каждого ученика, чтобы была соблюдена техника безопасности. Для таких занятий желательно иметь специалиста по VR-технологиям в школе или нужна специальная квалификация у учителей информатики для помощи в проведении таких уроков.

Так же в медицинских учреждениях можно найти применения в VR технологиях. Виртуальная реальность прекрасно подойдет для практических и теоретических занятий в медицинских вузах или колледжах, а также для квалификационных курсов в области медицины. (VR также прекрасно подходит для образовательных курсов повышения квалификации и в других областях)

Отдельная область использования VR – архитектура и инженерия в университетах и колледжах. VR станет очень передовым инструментом для обучения в будущем. Она сможет облегчить процесс изучения множества профессий. Хочется сказать о распространенных профессиях, в процессе обучения, которым VR будет использоваться часто.

Профессия архитектора постоянно использует наглядные материалы, чертежи для обучения проектирования и планировки зданий. VR облегчит изучение строений и зданий для их детального изучения, представления внутреннего содержимого и для работы с чертежами и проектировании зданий. Студенты смогут использовать технологии для своих работ и изучения материала в детальной проработке. Не только для обучения будущих учителей, но и для архитекторов, инженеров, конструкторов, проектировщиков тоже нужно изучать детально объекты и уметь их правильно представлять, и создавать. VR будет отличным помощником в данном обучении. Возможности VR важны в работе не только студентов, но и преподавателей, которые смогут более наглядно и с различными мелкими деталями показывать материал, который важно усвоить. Им поможет это в их научных работах, а также для детальной проработки программ обучения студентов в данных направлениях.

VR внедряется и в инклюзивное образование, которое распространено и важно в нашей жизни, но иногда этому уделяется не так много внимания. Важно чтобы люди с ограниченными возможностями могли с помощью VR прочувствовать и изучить те моменты, предметы, которые они не могут постичь в жизни в связи с их болезнью. С помощью VR технологий они могут прочувствовать те эмоции и предметы, которые по их здоровью недоступны.

Учитывая неизбежное расширение области использования VR, следует заранее оценить как достоинства, так и недостатки VR-технологии.

1) Достоинства VR-технологий:

  • Благодаря погружению в виртуальный мир можно получить много новых положительных эмоций и ощущений;
  • Дает разнообразие в жизни, невероятные эмоции, которые очень хорошо запоминаются и так появляются положительные воспоминания;
  • Снижает уровень стресса, позволяет расслабиться, почувствовать себя увереннее и повысить настроения, прогоняя грусть и тоску;
  • Образовательная польза в различных областях. Благодаря этой технологии можно обучать различным тонкостям в любой профессии;
  • Влияние на патриотическое воспитание, так как с помощью технологии VR можно воссоздать разные важные исторические объекты;
  • Визуальная демонстрация достаточно сложных физических и природных явлений, которые найти и показать в реальном мире почти невозможно «например, возвращение перелетных птиц лучше наблюдать виртуально, т.к. выйти в природу и увидеть их прилет крайне затруднительно» [4, с. 105].;
  • Помощь в дистанционном образовании, проведение конференций с применением VR-технологий для более детального погружения в другой мир.

2) Недостатки VR-технологий:

  • Высокая стоимость. Дополнительная реальность очень дорогая и стоит больших денег, поэтому много оборудования не закупишь;
  • Сложность использования оборудования. Для начала нужно научиться правильно использовать такое дорогое оборудование, чтобы не сломать в первые же секунды. Гаджеты непрочны и нужно знать, как ухаживать за ними;
  • Большой объем времени. Игры и просмотр материалов занимают долгое время и можно заметить, как долго находишься в виртуальной реальности;
  • Большая нагрузка на нервную систему. Если долго играть, то виртуальная реальность может негативно влиять на человека;
  • Индивидуальное использование. Если в классе много народа, то затруднительно использовать технологии, так как требуется персональный подход, невозможно использовать в групповом режиме.

Подводя итоги статьи, отметим, что экспансия VR в реальный мир неизбежна и началась раньше появления самих технических возможностей, и была отмечена более десяти лет назад: «Молодые люди привыкли жить в виртуальном мире … Возможно, что некоторые надписи виртуального мира будут перенесены в мир реальный. Первые примеры…можно привести: на двери внутри аудитории университета студенты повесили листок с распечаткой компьютерного запроса: [Вы хотите выйти? ОК]» [2, с. 91]. У VR технологий большое будущее в образовании, но они несут в себе достаточно трудностей и опасностей, так что необходима внимательная и детальная работа с ними.

 

Литература

  1. Виртуальный кластер / Воропаев М.В., Ганичева А.Н., Каитов А.П., Львова А.С., Любченко О.А., Никитина Э.К., Полежаева О.А., Серебренникова Ю.А., Степанов С.Ю. Москва: МГПУ. 2019. – 247 с.
  2. Лихачев С.В. Коммуникативное единство утилитарного дискурса. Москва, ИУИ, 2011. – 196 с.
  3. Лихачёв С.В. Язык надписей в современном обществе. Москва, 2010. – 196 с.
  4. Лихачева Т.С. Использование виртуальных экскурсий по курсу «окружающий мир» // Стратегия развития российского образования на период до 2025 года. материалы научно-практической конференции. 2019. С. 103-109.
  5. Серебренникова Ю.А. Формирование медиакомпетенции будущих педагогов средствами цифрового сторителлинга в начальной школе // Педагогическое образование: новые вызовы и цели. VII Международный форум по педагогическому образованию: сб. научных трудов. Казань, 2021. С. 136-141.

http://izvestia-ippo.ru/golovanova-yu-a-matryukhina-s-v-penkova/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *