Глушкова Г.В., Мусиенко С.И. | ПРОГРАММА «НАУСТИМ – ЦИФРОВАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ СРЕДА»

Рейтинг
[Всего голосов: 4 Средний: 5]

 Глушкова Галина Владимировна, канд. пед. н.,  ГБОУ Школа № 1598, методист, г. Москва, Е-mail: glushkova2301@mail.ru

Мусиенко Светлана Игоревна, частное учреждение общеобразовательная школа «Морозко», консультант, г. Москва, Е-mail: musienko.si@yandex.ru

Авторы статьи знакомят читателей с основными особенностями новой парциальной образовательной программы для детей от 5 до 11 лет «НАУСТИМ – цифровая интерактивная среда».  В статье представлены основные подходы к  STEAM-образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста, воплощенные в  образовательных решениях программы «нового типа»; а также раскрыты возможности реализации программы за счет готовых  комплектов методического обеспечения.  

 Сейчас – как раз то самое время,

когда настоящее прямо на наших глазах превращается в будущее.

Айзек Азимов

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с первых лет его жизни. Источниками формирования научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нем становятся не только родители, социальное окружение, но и медиаресурсы.

Современных детей несомненно привлекает цифровой мир и его удивительные возможности: нарисовать динозавра и оживить его при помощи программ дополненной реальности, вырастить на окне лук и снять анимационный фильм о том, как его стрелки тянутся вверх и зеленеют, а уж что говорить о возможности САМОМУ собрать движущийся робот-автомобиль и устроить гонки со сверстниками.

Поэтому в настоящее время уже на этапе дошкольного детства особую актуальность приобретает задача совершенствования умений детей ориентироваться во все усложняющейся действительности. Это обусловливает необходимость формирования у них не только представлений о естественно-научных свойствах и закономерностях, но и умений самостоятельно «открывать» необходимые им новые сведения о предметах и явлениях и творчески применять их для преобразования окружающей действительности.

Научно-практическая работа, проводимая нами с 2018 года совместно с коллективом  ООО «Научные развлечения», возглавляемым О.А. Поваляевым, в детских  садах №30 города Подольска и «Замок детства» Совхоза им. Ленина, в частных московских школах «Морозко» и «Татьянинская школа», в дошкольном отделении ГБОУ «Школа № 1598» и «Школа № 1502» города Москвы, позволила внедрить в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста передовые цифровые технологии обучения естествознанию, математике, конструированию, робототехнике. Это позволило создать и модернизировать необходимое цифровое оборудование, разработать интерактивные компьютерные программы и конкретные рекомендации для инновационных  технологий в образовании. В повседневную  практику взаимодействия воспитателей с детьми прочно вошли  «Цифровая лаборатория Наураши», «Хрустальная мультлаборатория», программно-методический комплекс «Школа профессора Дроздова», робот «Наум».

Педагоги – участники инновационного проекта, реализуемого совместно с сотрудниками ООО «Научные развлечения», так отзываются об уникальных возможностях цифровой интерактивной среды:

— Цифровизация образования – это глобальный тренд, и игнорировать его на этапе дошкольного образования мы уже не можем. Мы, взрослые, во многом влияем на формирование у детей целостной картины мира, а она уже  сейчас включает происходящую цифровую трансформацию общества. Надо менять образовательную деятельность, делая акцент на развитии цифровых навыков, при этом не умаляя и максимально используя достоинства классической «доцифровой» педагогики. Педагог-психолог О.В. Латухина.

— Мы наглядно убедились, что современная образовательная среда должна представлять собой симбиоз классических и цифровых технологий. Именно они позволяют создать востребованную детьми среду в дошкольной организации, которая реагирует на инициативу самого дошкольника, поддерживает любознательность и желание ребенка сделать собственные открытия.  Воспитатель Е.Б. Щепилова.

Использование мультлаборатории в совместной партнерской деятельности взрослого с детьми   позволяет «услышать голос ребенка: мы  снимаем мультфильмы на темы, интересные детям нашей группы, вместе решаем «головоломные задачи», создаем необычные постройки, программируем роботов, сделанных собственными руками. Мы, взрослые, становимся по-настоящему интересными партнерами для наших детей. А это так важно – быть с детьми на одной волне.  Педагог-дополнительного образования А.Н. Радах.

Именно в свете понимания необходимости организации современной цифровой интерактивной развивающей среды в дошкольных образовательных организациях и в начальной школе для реализации ключевых принципов, целей и задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования была создана парциальная образовательная программа «НАУСТИМ – цифровая интерактивная развивающая среда».

Эта программа предусматривает перевод образования на качественно новый уровень за счет организации цифровой интерактивной развивающей среды и реального обеспечения индивидуализации образовательного процесса. Она направлена на развитие интеллектуальных способностей и исследовательской активности детей 5–11 лет, на их познавательное развитие, приобщение к инженерно-техническому творчеству.

Программа создана на основе идей STEAM-образования – одного из ключевых трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения и позволяет показать ребенку, каким образом наука и искусство тесно переплетаются в повседневной жизни. В переводе с английского STEAM звучит так: синтез естественных наук, технологий, математики, инженерного искусства и творческой активности ребенка.

Структура Программы представлена образовательными решениями Академии Наураши и дополнена другими цифровыми технологиями, разработанными в ООО «Научные развлечения».

Образовательное решение Образовательный модуль
Академия Наураши. «Цифровая STEAM-лаборатория» «Мультимедийная лаборатория»

«Курс логики базовый (30 элементов)»

«Азбука робототехники»

 Детские естественно-научные лаборатории Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»

«Цифровая лаборатория для начальной школы»

Лаборатория «Изучаем окружающий мир»

Проектная деятельность дошкольников и младших школьников Академия Наураши «Юный электроник»

Академия Наураши  «Курс юного механика»

Академия Наураши  «Курс логики базовый (60 элементов)»

Академия Наураши «Курс логики расширенный»

Мультстудия «Академия Наураши»

Академия Наураши. «Мультипликационная 3D-лаборатория»

Набор НАУРОБО «Основы программирования роботов»

«Академия Наураши. Цифровой робототехнический полигон для обучения программированию»

Академия Наураши «Робототехнический комплекс «Наум» для создания роботов с голосовым управлением»

Академия Наураши «Умная теплица»

Каждое образовательное решение призвано реализовать цель Программы: конвергенцию обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе технологий STEAM-образования и инструментария цифровых решений Академии Наураши и дополнено другими цифровыми технологиями, разработанными в ООО «Научные развлечения».

Все методическое обеспечение к реализации программы, а это уже несколько десятков разработок для педагогов и родителей, рабочих тетрадей, дидактических пособий, обладает необходимым научным потенциалом и при этом понятно всем участникам образовательного процесса, что позволяет полноценно использовать весь комплекс специально созданного оборудования «нового типа», а также повысить профессиональную компетентность педагогов в сфере инвестиций в цифровое образование подрастающего поколения.

Универсальность Программы заключается в том, что она может применяться в качестве компонента, формируемого самими участниками образовательного процесса при реализации основной образовательной программы дошкольного и начального образования; в группах кратковременного пребывания при организации образовательной деятельности и с детьми в течение 1,5–3 часов в день; в кружках и студиях системы дополнительного образования, а также в процессе семейного воспитания, что весьма важно при организации дистантной работы с детьми, не посещающими дошкольную образовательную организацию и начальную школу по состоянию здоровья или в связи с особенностями развития.

Внедрение технологий, реализующих программу, помогает детям научиться быстро ориентироваться в огромном потоке информации и реализовывать полученные знания и навыки на практике, легко адаптируясь к современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр и экспериментирования, с использованием микроскопов и USB-камер,  различных датчиков, в том числе и в цифровой лаборатории Наураши позволяют максимально раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. В этой удивительной цифровой лаборатории виртуальная реальность позволяет исследовать реальность настоящую. Занятия с практическими заданиями, предусматривающими диалог с  интерактивным мультипликационным персонажем-сверстником Наурашей, открывают ребенку физическую суть окружающих явлений, расширяют кругозор, учат вникать глубже в смысл происходящего, самостоятельно искать ответы на вновь возникающие вопросы, позволяют обеспечить «ранний умственный подъем». Решая «задачки на удивление», дошкольники исследуют свет, звук, магнетизм, температуру. С помощью цифровых датчиков проводят необходимые измерения, устанавливают скрытые связи и зависимости между предметами и явлениями окружающего мира.  А по мнению психологов «дети с ранним умственным подъемом на протяжении всей жизни обгоняют сверстников в развитии и демонстрируют более значимые успехи и в профессии, и в социальных достижениях».

Особый интерес у детей вызывает возможность получения информации с помощью виртуального эксперта Николая Николаевича Дроздова. Его цифровая школа содержит на сегодняшний день более 700 удивительных фактов из мира природы. А уникальный конструктор занятий, в котором можно комбинировать  представленные факты, – это современная «нотная грамота», с помощью которой воспитатели могут писать свои партитуры занятий и обмениваться творческими находками с коллегами всего мира. Авторы данного образовательного контента предусмотрели возможность включения в занятия тестового блока, что делает возможность очень экономичного контроля усвоения учебного материала воспитанниками.

Программа предусматривает необходимость создания ситуации успеха, обеспечивающей мотивацию детей на включенность в образовательный процесс, самостоятельный поиск знаний, принятие решений, умение обосновывать полученные результаты. Она нацелена на создание «вдохновляющей» среды, позволяющей поддерживать у детей интерес к обучению. Технологии к программе   предполагают проведение обучающимся исследований и совершение самостоятельных открытий, а также дает возможность проявить творчество в искусстве и цифровой реальности (снятие мультфильмов, создание роботов, алгоритмическое программирование и т.п.).

 И понятно, что исследования сегодняшних школьников, и тем более дошкольников, не претендуют на статус научных открытий, но это определенно первая ступенька на пути к познанию неизведанного и получению самостоятельных и от этого гораздо более удивительных и ценных знаний!

Список литературы

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы, включающая в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»
  2. Концепция Базовых   направлений естественно-научного, инженерно-технического образования детей дошкольного возраста, а также организация и проведение интеллектуальных и творческих форумов, фестивалей, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих достижений у детей дошкольного возраста.  (Концепция разработана в рамках исполнения обязательств по государственному контракту от 21 октября 2019 года № 03.Z15.11.0028)
  3. Мусиенко С.И., Кравченко Д.В., Головачево Т.А. К задачам завтрашнего дня готовимся сейчас / Сборник статей II международной научно-практической конференции «Игровая культура современного детства», – м.: «Наир», 2018. С.24–28.
  4. НАУСТИМ – цифровая интерактивная среда: парциальная образовательная программа для детей от 5 до 11 лет / О.А. Поваляев, Г.В. Глушкова, Н.А. Иванова, Е.В. Сарафанова, С.И. Мусиенко. – М.: Де Либри, 2020. 68с. https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/95-partsialnye-obrazovatelnye-programmy/984-programma-naustim

http://izvestia-ippo.ru/glushkova-g-v-musienko-s-i-programma-n/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *