Гильманов С.А. | УЕДИНЕННОЕ (СЕКЛЮЗИВНОЕ) МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ТВОРЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Югорский Государственный Университет», г. Ханты-Мансийск

Email: gilmanovsa1109@gmail.com

 

 

Целью представленной работы является выявление основных характеристик уединенного (секлюзивного) музицирования и определение его возможностей в духовном обогащении личности. На основе качественного анализа глубинных интервью с людьми, имеющими опыт игры на музыкальных инструментах (n = 19) и обращения к теоретическим положениям психологов и музыковедов, рассматриваются основные характеристики уединенного музицирования как индивидуальной практики обогащения взаимодействия человека с музыкой во всех ее проявлениях. Автор приходит к выводам о том, что уединенное музицирование – одна из индивидуальных практик, в которых возможно: проявление и реализация творчества и одаренности, культурное развитие личности в целом, за счет свободы, присущей ситуациям такого музицирования; переживание неповторимого акта творения; утончение эмоционального слуха и наполнение его эстетическими свойствами; развитие психических механизмов объединения чувственных и смысловых сторон взаимодействия с миром через музыку. Предлагается расширять знакомство людей (в первую очередь в системе образования) с опытом тех, кто регулярно обращается к секлюзивному музицированию в целях духовного обогащения личности.

Введение

Художественное творчество рассматривается в социально-гуманитарных науках преимущественно через обращение к процессу создания произведений искусства, поскольку они, являясь носителями «общественной техники чувства» (Л.С. Выготский). Действительно, именно художественное произведение является сформировавшейся в культуре основной формой, способом, завершенной «единицей» искусства, имеющей собственное существование в культуре. Однако всегда ли в бытовании искусства в обществе, в жизни отдельного человека, произведение является единственным представителем творчества? По нашему мнению, существуют индивидуальные и социальные практики, в которых осуществляется в определенном отношении свободное и менее формализованное творческое взаимодействие человека с искусством. Это в первую очередь касается исполнительских видов искусства, в частности – музыки.

Одной из достаточно свободных практик обращения к музыке, относится такой вид музыкальной деятельности, как музицирование – игра на инструменте или пение в которых происходит не обращение к публике, а, говоря словами А.Н. Сохора, «эмоциональное самовыражение слушателей-исполнителей, воспроизводящих ее для себя и от себя» [4, с. 253-254]. Термин «музицирование» (от нем. Musizieren – заниматься музыкой) – в российской традиции используется при обращении к самым разным видам и формам исполнительской деятельности – в быту, в процессе образования, в досуговых занятиях. «Домашнее», «семейное», «элементарное», «салонное», «творческое», «массовое» и т.д. – определения, очерчивающие видовое многообразие музицирования. В этом ряду инструментальное музицирование издавна понимается как вариант исполнительской деятельности, вовлечение в которую развивает разные, в первую очередь эстетические, способности (Аристотель, К. Орф, З. Кодаи, Ш. Сузуки, Г. Велш, О. Одена, И. Делиг, Л. Хэргривз и др.). Богатый опыт использования музицирования как средства воспитания и развития личности накоплен и в нашей стране (Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, Н. А. Ветлугина, В.В. Ковалив, Л.В. Виноградов, Т.Э. Тютюнникова И.Г. Лаптев и др.).

Мы обратили внимание на то, что в жизни часто встречаются случаи, когда человек, умеющий играть на каком-либо музыкальном инструменте, в одиночестве, следуя неопределенному желанию, отвлекается от злободневных забот, обращается к инструменту и, по изменчивым движениям души, озвучивает музыку в разных ее проявлениях и компонентах (начиная со звуков, аккордов, фраз, мелодий, заканчивая произведениями). Это навело нас на мысль, что такое музицирование может представлять из себя достаточно автономную практику, имеющую определенное значение не только для эстетического развития личности, но и для самой музыки. Такое музицирование мы предлагаем назвать уединенным или секлюзивным (от: лат. secluse; англ., фр. seclusion – уединение).

Целью данной статьи является выявление на основе качественного анализа суждений респондентов и теоретических положений, имеющихся в психологических и музыковедческих трудах, основных характеристик уединенного (секлюзивного) музицирования и, в опоре на это, определение его возможностей в духовном обогащении личности.

Методы и методика

В течение ряда лет мы проводили с людьми, регулярно занимающимися секлюзивным музицированием, глубинные интервью, в котором единицами анализа являлись описания респондентами практики такого музицирования: целей; обстоятельств и основных характеристик действий и результатов; содержания музицирования; оценки роли и смысла в жизни и деятельности. За более чем четверть века мы собрали 19 достаточно полных и развернутых описаний. Условно можно разделить участников выборочной совокупности на любителей (6 человек) и профессионалов (13 человек).

Результаты

Цели своего уединенного музицирования опрошенные описывают в разнообразных суждениях: «снять стресс», «получить удовольствие» «отвлечься от забот», «поискать музыку», «настроиться на нужный лад». 11 человек отметили, что «особых целей нет», «не ставлю цели, просто хочется пообщаться с инструментом». Практически все респонденты отметили, что не ставят цели чего-либо достичь. Только один опрашиваемый (не любитель) отметил, что его музицирование всегда связано с обращением к конкретным произведениям, когда он пробует варианты исполнения, просто получает удовольствие от звучания произведения.

Характеризуя обстоятельства и характер действий и результатов в ходе музицирования, можно в первую очередь отметить, что обращение к нему практически у всех респондентов не планируется («желание внезапно возникает, иногда в самые неподходящие моменты», «сам иногда удивляюсь, почему трачу на это время»; «даже не знаю, почему беру гитару» и т.п.). Все респонденты-любители обратились к игре на инструменте в подростковом возрасте, профессионалы – со времени начала обучения в музыкальной школе («сначала ненавидел клавиатуру, а потом потянуло, классу к третьему стал подбирать мелодии, слушать аккорды»), однако сама практика уединенного музицирования проявилась у всех в разные периоды. Регулярность сеансов музицирования различна – от ежедневной, до 2-3 раз в месяц, причем, различий между любителями и профессионалами здесь нет. Продолжительность варьируется от 15-20 минут до часа; интересно отметить, что здесь нет различий между любителями и профессионалами.

Особый интерес представляют описания содержания музицирования. Все ответы можно разделить на три группы: 1) обращение к чувственным впечатлениям от тембров и сочетания звуков («просто беру аккорд и балдею от звучания, особенно нравятся минорные с добавленной секстой»; «тяну звук в среднем регистре, из трубы как будто мед течет»; «играю субтоном, звук бархатный»); 2) обращение к компонентам текста и формы музыкальных высказываний («часто ищу завершенность фразы или периода, не знаю, как определяю, что нашел»; «часто импровизирую “цыганочку” или ”лезгинку”, ищу новое»; «фантазирую, как можно продолжить мелодию» и т.п.); 3) поиски способов выражения определенного смысла («иногда хочется лиризма, пробую его “нащупать” в звуках»; «стараюсь выразить интонацию настроения»; «играю пьесу, и думаю: “о чем это?”»; «всегда хочу открыть какой-то невыразимый идеал» и т.п.). По большому счету происходит игра с вариантами текстового оформления музыки, игра, в которой замыкаются и перетекают друг в друга чувственность и смысл, осуществляется подбор текстовых средств к определенному смыслу через чувственность.

Все опрошенные высоко оценивают роль и смысл уединенного музицирования в своей жизни: «не знаю почему, но это очень важно для меня»; «не могу представить, как бы жил без этого»; «это какая-то отдушина, иду с работы, а руки уже чешутся, представляю, как начну играть»; «это меня заставляет по-новому смотреть на все»; «я какую-то бездонную свободу ощущаю, когда льются из-под пальцев звуки».

Обобщая, можно сказать, что для всех опрошенных секлюзивное музицирование – включение музыки в самых ее разнообразных проявлениях в организацию собственной жизни – отдыха, выражения желаний и настроений, поиска выражения невысказанного, любования красотой музыкального звучания. В таком музицировании используется весь опыт человека: и музыкальный, и личностный, бытийный, в нем совершается участие музыки в духовном бытии человека и участие человека в бытии музыки.

Обсуждение и выводы

Мы считаем, что уединенное музицирование – одна из индивидуальных практик, в которой возможно проявление и реализация творчества и одаренности, культурное развитие личности в целом.

Это связано, во-первых, со свободой, присущей ситуациям секлюзивного музицирования, с возможностью пережить неповторимый акт творения. Отсутствие требований воспроизводить произведение, заботиться о техническом совершенстве исполнения, свобода действий, возможность «по движению души» воплощать в звуках отзыв на многообразные чувственные впечатления, жизненные переживания, – все это создает высокую вероятность формирования качеств человека как творца.

Во-вторых, в таком музицировании совершается утончение эмоционального слуха, наполнение его эстетическими свойствами на основе самостоятельного освоения, «прочувствования» компонентов музыкальной речи. Можно сказать, что в секлюзивном музицировании совершается в непосредственном виде то, что Б.В. Асафьев называл музыкальным «формованием», когда происходит «превращение акустического явления в эмоционально-выразительный язык музыки» [1, с. 57].

В-третьих, развиваются психические механизмы объединения чувственных и смысловых сторон взаимодействия с миром через конструирование мелодических, гармонических, динамических, тембровых экспрессивных составляющих музыкального текста и его звукового оформления. Происходит самоорганизация смысловых переживаний как орудия творчества.

Хотя при уединенном музицировании нет четко выраженной авторской позиции (авторская позиция всегда публична), зато есть проявление эстетического отношения к действительности, выражающееся в том, что человек «занимает позицию художника-автора и по отношению к неоформленному потоку своих жизненных впечатлений, и по отношению к материалу» [3, 2009, с. 73].

Практика уединенного музицирования впрямую связана с сущностью эстетического развития, с проявлением, говоря словами Л.С. Выготского, способностей к «основной эстетической активности» как «ряда внутренних реакций, связанной их координации» и «творческой переработке объекта» [2, с. 279], к переживанию эстетического отношения к миру, к внесению «эстетических реакций в самую жизнь» [2, с. 293].

Заключение

Таким образом, секлюзивное музицирование – индивидуальная практика обогащения взаимодействия человека с музыкой во всех ее проявлениях, расширение пространства музыкальной деятельности, не сводимой к одному ее виду (слушание, исполнение, сочинение). Это одна из мало замечаемых людьми человеческих практик проживания единства человека и искусства, человека и культуры, в которой воспроизводится полнота бытия, могут происходить сдвиги в смысловой сфере, осуществляться реализация и пробы глубин творческого потенциала музицирующего. Необходимость широкого обращения ко всем проявлениям музыки в ее изучении и использовании в социальных практиках сегодня в той или иной мере начинает осознаваться. К. Смолл в широко известном труде «Музицирование: смыслы исполнения и прослушивания» (“Musicking: The Meanings of Performing and Listening”) вернул в англоязычное музыкознание сам термин «музицирование» (“musicking”), напомнив, что «Фундаментальная природа и смысл музыки заключаются не в объектах, вообще не в музыкальных произведениях, а в действии, в том, что делают люди. Только понимая, что делают люди, принимая участие в музыкальном действии, мы можем надеяться понять его природу и ту функцию, которую оно выполняет в человеческой жизни» [6, p. 8].

Нам представляется, что знакомство людей с опытом тех, кто регулярно обращается к секлюзивному музицированию, может оказаться чрезвычайно полезным стимулом к распространению практик духовного обогащения личности. Делиться опытом такого музицирования можно преподавателям и общеобразовательных и музыкальных школ, организаций профессионального музыкального образования, концертирующим музыкантам (через СМИ). В предложенной в начале XXI века Д. Хэргривсом, Н. Маршаллом и А. Нортом «глобусной» модели возможностей в музыкальном образовании, справедливо подчеркивается, что музыкальное образование должно учитывать изменения в контекстах создания и бытия музыки в обществе, в том числе различия между «специализированной» и «общей» или «учебной» музыкой между формальным и неформальным музицированием в школе и вне ее, между институциональным и общественным музицированием, ведь «конечным результатом музыкального образования является развитие индивидуальной самоидентификации» [5, p. 160].

В любом случае в художественном образовании важно сохранение простора для свободы саморазвития личности, чтобы не ставить окончательно эстетику «на службу педагогики», когда она «исполняет чужие поручения» (Л.С. Выготский).

 

Список литературы

  1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. Издание 2-е /Ред., вступит. статья и комментарии Е.М. Орловой. – Л.: издательство «Музыка», Ленинградское отделение, 1971. – 376 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
  3. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. Художественно-творческая одаренность: ориентиры диагностики и приоритеты развития // Теоретическая и экспериментальная психология. Том 2, №1, 2009. – С. 66-74.
  4. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке // Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: «Советский композитор», Ленинградское отделение, 1981. – С. 231-293.
  5. Hargreaves D.J., Marshall N.A., North A.C. Music education in the twenty-first century: a psychological perspective // British Journal of Music Education, 2003, Vol. 20, Issue 2. P. 147-163. DOI: 10.1017/S0265051703005357
  6. Small C. Musicking: The Meanings of Performing and Listening. Hanover and London: Wesleyan University Press, 1998. – 230 p.

Abstract. The purpose of the presented work is to identify the main characteristics of seclusive musicking and to determine its possibilities in the spiritual enrichment of the individuality. Based on a qualitative analysis of in-depth interviews with people who have experience playing musical instruments (n = 19) and referring to the theoretical positions of psychologists and musicologists, the main characteristics of seclusive musicking as an individual practice of enriching human interaction with music in all its manifestations are considered. The author comes to the conclusion that seclusive musicking is one of the individual practices in which it is possible to manifest and realize creativity and giftedness, cultural development of the individuality as a whole due to the freedom inherent in situations of such music-making, the opportunity to experience a unique act of creation, refinement of emotional hearing and filling it with aesthetic properties, the development of mental mechanisms of combining sensory and the semantic aspects of interaction with the world through music. It is proposed to expand the acquaintance of people (primarily in the education) with the experience of those who regularly turn to seclusive musicking for the purpose of spiritual enrichment of the individuality.

Keywords: seclusive musicking; sensual, semantic textual aspects of music.

http://izvestia-ippo.ru/gilmanov-s-a-uedinennoe-seklyuzivno/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *