Герман Э.С., Лутошкина Е.О. | КИНОКЛУБ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

 МГПУ, студентки 4 курса института педагогики и психологии образования, г.Москва.

Email:

germanes@mgpu.ru

lutoshkinaeo@mgpu.ru

 В статье рассмотрены актуальные проблемы и особенности духовно-нравственного воспитания в современном мире, а также различные аспекты использования киноискусства в развитии нравственных качеств подрастающего поколения. Освещены возможности киноклуба, выступающего в качестве средства духовно-нравственно воспитания, его потенциал. Упоминаются фамилии разных педагогов, которые занимались формированием нравственной базы личности ребенка. Говорится о ценностях, личностных ориентирах и регуляторах поведения человека. Указано то, что является высшей точкой духовно-нравственной сферы человека и результатом духовно-нравственного воспитания. Приведены факторы, оказывающие влияние на эффективность воспитания личности. Дается определение таких понятий, относящихся к воспитанию личности, как «мораль» и «интериоризация». Поднимается вопрос о процессах, которым должно соответствовать обновленное содержание образования. Освещается информация о том, что на государственном уровне, а именно в Общественной палате России, обсуждается проблема недостатка вспомогательных средств, необходимых для изучения темы медиаобразования. Приведен список некоторых фильмов, подходящих для использования в рамках школьного киноклуба. Рассматривается проблема нечастого использования в образовательных организациях такого средства духовно-нравственного воспитания, как киноклуб. Обсуждается проблема того, что большинство современных подростков используют киноискусство в качестве развлекательного досуга и не задумываются о его моральной ценности.

 

Тема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из приоритетных в современном обществе. В век стремительной глобализации и модернизации необходимо, чтобы молодые люди продолжали верить в настоящий потенциал страны, в которой они живут. Приоритеты государства определяют необходимость концентрации внимания на духовно-нравственном воспитании.

С первых лет обучения ребенка в школе он обращается к социально достойным идеалам окружающих. В подростковом возрасте школьники начинают знакомство со сферой чужой мотивации, анализируют поступки окружающих, соотносят их со своими.

Совместное развитие навыков и качеств личности человека – это базовая составляющая для формирования ценностей уважения, гибкости, образования на протяжении жизни. Эти ценности выступают нравственным ориентиром человека, помогающим ему регулировать свое поведение. Важность духовных ценностей выражается в формировании привычек, образа жизни и стратегий поведения.

Мораль показывает то, на каком культурном уровне находится личность. Нравственное воспитание – это процесс, целью которого является создание личности, хорошо знающей собственные потребности, интересы, желания, мотивы поведения, личности, умеющей применить приобретенные навыки, быть полезной для других, найти свое место в обществе.  Этот процесс подразумевает формирование отношения к государству, членам общества, к окружающим и к себе. Задача нравственного воспитания состоит в некой интериоризации, то есть в том, чтобы превратить требования, установленные обществом, во внутренние убеждения каждого. Современные учителя высоко ценят научное наследие выдающихся отечественных педагогов, которые и в теоретическом ключе, и на практике формировали нравственные основы личности детей: К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили и другие.

В начале 21 века к наиболее актуальным проблемам нравственного воспитания относят привлекательность для детей «новых ценностей» — индивидуализма и прагматизма на фоне тенденций конкуренции и успешности любой ценой, а также роста агрессии, антисоциального поведения, случаев насилия по отношению к окружающим [2, c. 8-9].

Духовно-нравственное воспитание подростков предполагает усвоение нравственных принципов. Высшим уровнем нравственного воспитания человека является способность следовать усвоенным нормам поведения, а не внешним обстоятельствам. Только осознанное усвоение нравственных правил помогает человеку понять, что хорошо, а что плохо.

Обновленному содержанию образования в рамках развития духовно-нравственного воспитания необходимо обеспечивать:

  • формирование морально-этических ценностей, норм и моделей поведения;
  • развитие качеств гуманизма, чести и долга;
  • обучение оценке того, что происходит в мире.

Процесс духовно-нравственного воспитания неотделим от жизни человека во всем ее проявлении, от общества, культуры и человечества в целом.

Результат и успех духовно-нравственного воспитания во многом зависит от нравственного пространства, в котором находится подросток, от того, с людьми какого нравственного уровня он общается, от того, насколько нравственно его цифровое пространство.

Результат духовно-нравственного воспитания реализуется в общественно значимых ​​качествах человека. Это и постоянство социально одобряемых привычек и правил поведения, и культура коммуникации с окружающими людьми, и волевая стойкость подростков, и их способность к контролю и самоконтролю. Решение задач воспитания подрастающего поколения происходит в рамках комплексного подхода к воспитательной деятельности.

Если говорить про средства формирования духовно-нравственного воспитания личности, то в педагогической практике существует множество различных средств, однако в современной мире, в котором человек сталкивается с большим количеством быстро меняющейся информации, обучающимся уже не так просто, как раньше проявлять интерес к традиционным способам передачи информации.

В современном мире просмотр фильмов, сериалов и видеоматериалов различных жанров на видеохостингах является одним из популярных вариантов проведения досуга у детей и подростков, однако чаще всего эта деятельность носит развлекательный характер или является отвлекающим фактором для ребенка, которого нужно “чем-то занять”. В связи с такими тенденциями видео-контент может восприниматься несерьезно, возникает риск потери его образовательного потенциала.

Отечественные педагоги (А.М. Гельмонт, Н.К. Крупская, Н.Ф. Познанский, Ю.И. Менжинская и другие) положили начало вопросу использования кино как одного из вариантов образования. В наши дни эта тема развивается в направлении мировых образовательных тенденций как теория медиаобразования (О.А. Баранов, И.С. Левшина, Г.А. Поличко, Ю.М. Рабинович, А.В. Спичкин и другие).

В 2018 в Общественной палате Российской Федерации был проведен круглый стол, в ходе которого обсуждались проблемы кинообразования [3]. Людмила Дудова, занимающая пост заместителя председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образованию и науки отметила, что на данный момент нет готовых методик в образовании, а также специальных обучающих пособий по предмету «медиаобразование».

Председатель комиссии по арт-, медиа- и киноиндустрии «Опоры России» Евгений Юматов отметил, что «эта тема актуальна, поскольку происходит стремительное развитие медиаиндустрии, киноиндустрии» [3].

Было отмечено, «…что кино — это больше чем искусство, это больше чем технология, в нем заложено сокровенное».

В рамках педагогики существует множество разных форм внеурочной деятельности, таких как экскурсии, соревнования, конкурсы, фестивали и другие. Каждая форма по-своему интересна, однако имеет сильные и слабые стороны. Мы хотели бы обратить внимание на такую форму внеурочной деятельности, как школьный киноклуб, который к тому же является средством духовно-нравственного воспитания подростков. Образы, использующиеся в киноискусстве, ярки и эмоциональны, что делает их запоминание более сильным по сравнению с альтернативными традиционными способами.  Образы кино остаются в памяти надолго, и безусловно оказывают влияние на становление подростка как личности. В образовательном процессе необходимо использовать те возможности, которые может дать киноискусство для воспитания нового поколения.

В исследованиях (А.А. Кравченко, Л.В. Кулешов, С.Н. Пензин, Ю.Н. Усов и другие) обоснован потенциал киноискусства для воспитания личности школьников, рассмотрены вопросы формирования аудиовизуальной грамотности школьников, особенности восприятия структуры звукового образа, действия, относящиеся к восприятию кино, формирование кинообраза в сознании зрителя. [5].

Ниже представлено несколько фильмов, которые можно использовать в современных школьных киноклубах, целью которых является духовно-нравственное воспитание подростков:

  • «Высота» (1957 год, СССР) Проблематика: трудолюбие, профессия, благосостояние общества.
  • «Судьба человека» (1959 год, СССР) Проблематика: человек на войне.
  • «Чучело» (1983 год, СССР) Проблематика: травля в школе.
  • «Экипаж» (2016 год, Россия). Проблематика: героизм, самопожертвование, долг перед Родиной.
  • «Иваново счастье» (2021 год, Россия). Проблематика: патриотизм, экология, семья, природа.

Потенциал киноискусства в вопросе духовно-нравственного воспитания невозможно недооценить. Массовое использование киноклубов как инструмента киноискусства и средства духовно-нравственного воспитания открывает новые горизонты, позволяя эффективно решать поставленные воспитательные задачи.

 

 

  1. Гореликов М. И. Особенности духовно-нравственного воспитания подростка в современных условиях социализации // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-podrostka-v-sovremennyh-usloviyah-sotsializatsii (дата обращения: 15.02.2023).
  2. Иванова Л.М. Актуальные контексты воспитания человека средствами кинообразования и медиапедагогики 2020 URL: https://infourok.ru/statya-aktualnye-konteksty-vospitaniya-cheloveka-sredstvami-kinoobrazovaniya-i-mediapedagogiki-4552343.html (дата обращения: 15.02.2023).
  3. Илюшина Н.Н. Вечные и современные педагогические ценности «Родина – Любовь – Семья» // Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты: сборник статей VI Международной научно-практической конференции, 27 ноября 2020 года, г. Могилев. В 3 частях. Ч. 1 / редкол. : М. М. Жудро [и др.] ; под общ. ред. Т. И. Когаческой. – Могилев: МГОИРО, 2020. – С. 7 – 9.
  4. Кравченко Александра Александровна Киноискусство в системе нравственно-эстетического воспитания подростков // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kinoiskusstvo-v-sisteme-nravstvenno-esteticheskogo-vospitaniya-podrostkov (дата обращения: 15.02.2023).
  5. Межидова Фариза Вахитовна К вопросу духовно-нравственного воспитания подростков в современной образовательной системе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-podrostkov-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-sisteme (дата обращения: 15.02.2023).

http://izvestia-ippo.ru/german-ye-s-lutoshkina-e-o-kinoklub-kak-s/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *