Аспирант, ГАОУ ВО МГПУ, Москва
e-mail: anastillana@yandex.ru
Научный руководитель: Степанов С.Ю.
доктор психологических наук, профессор ГАОУ ВО МГПУ, Москва
В статье предоставлено обоснование для изучения динамики дивергентного и критического мышления подростков при решении предметно-творческих задач различного вида. Указаны проблемы традиционного образования, характеризующиеся преобладанием репродуктивного типа мышления у школьников. Объяснена важность развития творческого мышления школьников, связанная с большой потребностью в личностях с выраженными креативными способностями. Также рассмотрены некоторые исследования отечественных научных деятелей, связанные с возможностью развития творческого мышления подростков и развития творческих составляющих – дивергентного и критического мышления подростков. Уточнено и описано понятие «предметно-творческие задачи» и указана классификация предметно-творческих задач, которая состоит из семи видов. В рамках цифровизации обучения обоснована необходимость в цифровых платформах, способствующих творческому развитию учащихся. В качестве примера представлена механика работы цифровой программы «CREO DATUM», описаны ее возможности и особенности применения в учебной среде.
The article provides a justification for studying the dynamics of divergent and critical thinking of teenagers in solving subject-creative problems of different types. The problems of traditional education, characterized in the predominance of the reproductive type of thinking in schoolchildren, have been specified. The article explains the importance of development of creative thinking of schoolchildren, connected with the great need for personalities with pronounced creative abilities. Also considered are some studies of domestic scientists related to the possibility of developing creative thinking of teenagers and the development of creative components — divergent and critical thinking of teenagers. The concept of «subject-creative tasks» has been clarified and described and the classification of subject-creative tasks, which consists of seven types, has been specified. As part of the digitalization of learning, the need for digital platforms promoting the creative development of students has been substantiated. As an example, the mechanics of the work of the digital program «CREO DATUM» are presented, its possibilities and features of application in the learning environment are described.
Традиционное школьное образование претерпело значительные изменения в связи с возникшими пандемийными ограничениями в последние несколько лет. Вместе с тем, система оценки выпускников девятых и одиннадцатых классов осталась в формате стандартизированных экзаменов – ОГЭ и ЕГЭ. Таким образом, подход учащихся к образованию стал более формальным, подростки готовятся к тестам, тренируются решать типовые задачи, не углубляясь в школьные дисциплины, повторяют одни и те же действия при решении заданий. Это приводит к тому, что у школьников преобладает репродуктивный тип мышления, предполагающий воспроизводство существующего материала, а креативное мышление, предполагающее поиск новых путей решения, отходит на второй план. В век технологий и искусственного интеллекта чрезвычайно важно развивать творческие способности учеников, так как существует огромная потребность в людях, способных мыслить креативно, выходить за рамки, находить новые пути решения существующих и возникающих проблем, а также создавать новые продукты и технологии.
Существует ряд исследований, в которых уделяется внимание развитию творческих способностей учащихся. Например, Чернецкая Н.И. [5] замечает, что творческий процесс – это необходимая собственная потребность для подростков, субъективно значимый процесс, который связан с потребностью самовыражения. В подростковом возрасте происходит качественное улучшение творческих способностей психики в результате освоения различных заданий с творческой составляющей. И.С. Якиманская [6] подчеркивает значимость заданий, используемых учителями в процессе обучения. Автор полагает, что творческие задания способствуют развивающему обучению, а также влияют на становление творческого мышления школьников.
Дивергентное и критическое мышление – это составляющие творческого мышления. Дивергентное мышление подразумевает широту возникающих идей, их разносторонность и разнонаправленность. Критическое мышление позволяет оценить появляющиеся идеи с точки зрения применимости и эффективности, отсеять нереализуемые варианты. Согласно исследованиям, дивергентное и критическое мышление можно развивать с помощью различных творческих заданий. Обычно развитие дивергентного мышления рассматривают в рамках музыкального, хореографического, художественного, игрового и других направлениях деятельности. Однако, в статье Тетиной С.В. и Ильясова Д.Ф [4] было рассмотрено развитие дивергентного мышления с помощью подготовки к предметным олимпиадам. Согласно проведенному ими эксперименту, участники экспериментальной группы показали более высокие результаты дивергентного мышления по сравнению с контрольной группой. На основании результатов эксперимента, авторы предложили подготовку к предметным олимпиадам считать педагогическим способом развития дивергентного мышления школьников. В работе Савельевой Е.Г. было рассмотрено внедрение методики ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) во внеурочную деятельность школьников по математике, что предположительно повлияет на развитие критического мышления учащихся. В результате эксперимента предположение подтвердилось, что отразилось в значительном улучшении уровня развития критического мышления учеников [2].
Во многих исследованиях говорится об определенных творческих задачах, позволяющих развивать творческое мышление школьников. Обычно имеются в виду задачи, в которых предметное содержание максимально выхолощено. Такие задания представлены в работах следующих авторов: К. Дункер, П. Я. Гальперин, Я. А. Пономарев, А. М. Матюшкин, И. Н. Семенов и др. С помощью анализа решений таких задач, можно исследовать творческий процесс в чистом виде, однако, такие задания идут в отрыве от изучаемых школьных дисциплин.
В рамках школьного обучения и развития креативности необходимы такие творческие задачи, которые имеют в своей основе материалы преподаваемых дисциплин. В связи с этим, необходимо разработать предметно-творческие задачи, имеющие прямое отношение к учебному процессу. Таким образом, предметно-творческие задачи – это задачи творческого характера, которые связаны своим содержанием с материалами школьных дисциплин. Согласно классификации, представленной в работах С.Ю. Степанова, П.А. Оржековского, Д.В. Ушакова, предметно-творческие задачи подразделяются на следующие виды: задачи с явным парадоксом, задачи со скрытой проблемой, задачи, требующие получить определенный эффект, задачи на выявление закономерностей, задачи с недостаточным условием, задачи на конструирование [3]. В нашем исследовании, при составлении предметно-творческих задач, будем опираться на данную классификацию. Такие предметно-творческие задачи смогут помогать учителям развивать креативность учеников в рамках преподавания школьной дисциплины.
При внедрении предметно-творческих задач в обучение предполагается, что разные виды задач будут по-разному воздействовать на дивергентность и критичность мышления подростков. Например, задачи со скрытой проблемой, задачи с недоопределенными требованиями и задачи с недостаточным условием подразумевают активное включение когнитивных способностей. Для того, чтобы решить такую задачу, необходимо проанализировать текст, выявить проблему, которая не была сформулирована, предположить, как эту проблему решить разными способами. Т.е. в данном случае дивергентная составляющая максимально вовлекается, что приводит к ее развитию. В то же самое время, критичность включается в процесс во время анализа условия задачи, чтобы объективно выстроить варианты или стратегии ее решения.
Задачи с явным парадоксом подразумевают под собой поиск и объяснение противоречивых результатов. В таком случае, с помощью критичности школьник осуществляет выявление несоответствий в решении, ищет способы устранить их. Это может также повлиять на рефлексивные способности учеников, помочь оценить собственный житейский опыт или систему взглядов на решение. Задачи на выявление закономерностей помогают ученикам обобщить знания, самим заметить определенные повторяющиеся действия и сформулировать их. Здесь вовлекается способность к синтезу и обобщению информации, включаются индукция и дедукция, происходит активация дивергентности мышления. Задачи на конструирования предполагают, что ученик научится применять теорию на практике, доводить свои решения до реализации, т.е. критичная составляющая развивается за счет возможности воплотить в жизнь свою идею.
Описанная специфика влияния того или иного вида предметно-творческих задач носит пока гипотетический характер, и для их более целенаправленного и эффективного применения в реальном учебном процессе необходимо провести тщательное экспериментальное исследование, направленное на определение степени влияния каждого вида задачи на развитие дивергентности и критичности мышления подростков. Для такого рода исследования имеются важные методические предпосылки, связанные с разработкой цифровых платформ, позволяющих предъявлять для решения различные виды предметно-творческих задач и автоматически проводить диагностику развития необходимых параметров творческого мышления.
Дело в том, что еще несколько лет назад пандемия повлияла на школьное обучение. Вынужденный переход на дистанционный формат обучения выявил необходимость в создании цифровых программ, которые смогли бы обеспечить удобную подачу школьного материала для учеников. Существующие цифровые программы обеспечивают алгоритмическое обучение, подразумевающее изучение предоставленного материала и повторение продемонстрированных действий при решении заданий. Такие программы способствуют развитию преимущественно репродуктивного типа мышления учащихся. В связи с этим стала актуальной потребность в цифровых платформах, позволяющих развивать творческий потенциал школьников. Одной из таких цифровых платформ является программа CREO DATUM, разработанная учеными П.А. Оржековским и С.Ю. Степановым [1]. Данная программа предоставляет доступ к предметно-творческим заданиям, а также позволяет замерять дивергентную и критическую составляющие творческого мышления. Как в методе «мозгового штурма» Алекса Осборна, программа сначала анализирует дивергентность мышления (генерация идей), а затем критичность мышления (оценка и отсев идей). Таким образом, при решении предметно-творческих задач на первом этапе предлагается записать различные варианты решения задачи, которые сможет предложить ученик, т.е. вовлекается дивергентное мышление. После этого этапа ученику предлагается критически оценить предложенные им решения, что подразумевает вовлечение критического мышления. Анализ решения происходит автоматически, соответственно, данные поступают и учителю, и ученику практически мгновенно.
В этом подразумевается определенная новизна в исследовании динамики, так как изменения можно рассматривать непосредственно в процессе всего периода развития и применения предметно-творческих задач. Данный инструмент позволяет учителю актуализировать информацию об уровне творческого мышлении учащихся. Важной особенностью является тот факт, что динамика развития дивергентного и критического мышления учеников рассматривается и по отдельности у каждого ученика. Это позволяет ученикам сравнивать собственные показатели с самим собой, отслеживать изменения без оглядки на других учеников. Такой вариант дает возможность для учеников различного уровня подготовки и вне зависимости от получаемых оценок быть вовлеченными в процесс творческого развития.
Список литературы
- Оржековский П. А. Развитие и оценка творческих способностей учащихся на уроках в условиях нарастающей цифровизации образования / П. А. Оржековский, С. Ю. Степанов, И. Б. Мишина // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – № 3(31). – С. 2-14.
- Савельева Е. Г. Развитие критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности по математике на основе технологии ТРИЗ / Е. Г. Савельева // Известия института педагогики и психологии образования. – 2020. – № 2. – С. 164-171.
- Степанов С.Ю., Оржековский П.А., Ушаков Д.В. и др. Цифровизация образования: психолого-педагогические и валеологические проблемы: колл. монография / Под ред. С.Ю. Степанова. — М.: МГПУ, 2021. — с.137-142
- Тетина С. В. Развитие дивергентного мышления старшеклассников средствами предметной олимпиады школьников / С. В. Тетина, Д. Ф. Ильясов // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 4(77). – С. 161-163.
- Чернецкая Н. И. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №8 – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12108.htm.
- Якиманская И.С. Изучение личности ученика в образовательном процессе // Теоретическая и экспериментальная психология. – №1. – с.32-38. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-lichnosti-uchenika-v-obrazovatelnom-protsesse
http://izvestia-ippo.ru/gerasimova-a-a-k-izucheniyu-dinamiki-di/