Фролова Е.В., кандидат психологических наук, доцент, ГАОУ ВО МГПУ, Москва
E-mail: frolova1@mgpu.ru
Агафонова В. В., магистрант, ГАОУ ВО МГПУ, Москва
E-mail: agafonovavv@mgpu.ru
В статье рассматривается возрастная динамика развития креативности от младшего школьного возраста к предподростковому, что связывается с двумя формами креативности: наивной и культурной. В качестве диагностического метода использован метод диагностики вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорда и П. Торренса. Исследование реализовано на выборке школьников, которые были разделены на две возрастные группы: учащиеся 1 класса (младший школьный возраст) и 4 класса (предподростковый). Результаты демонстрируют, что значительное количество показателей креативности, преимущественно вербальной, достигают достоверно более высокого уровня в группе школьников предподросткового возраста. Выявленные различия демонстрируют процесс перехода наивной креативности в более зрелую форму – культурную креативность, в ходе которого развитие уровня вербальной креативности имеет более существенное значение.
The article is devoted to the problem of creativity development age dynamics from primary school age to preadolescence, which is associated with two forms of creativity: naive and cultural. The method used for diagnostic was the method of diagnosing verbal and nonverbal creativity by J. Guilford and P. Torrance. The study was implemented on a sample of schoolchildren who were divided into two age groups: first-grade students (primary school age) and fourth-grade students (preadolescence). The results demonstrate that a significant number of creativity indicators, primarily verbal, reach a significantly higher level in the group of preadolescent schoolchildren. The differences revealed demonstrate the process of transformation of naive creativity to a more mature form – cultural creativity, during which the development of the level of verbal creativity is more significant.
Введение. Социальные ожидания и требования к формированию личности в современном обществе предполагают высокий уровень креативности, самостоятельности, адаптации к быстро меняющимся условиям и способности генерировать новые идеи. Фактически, человек 21 века – это личность, способная видеть необычное в обычных вещах, что становится своего рода профессиональной компетенцией, востребованной во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому задача целенаправленного развития такой личности становится актуальной для современной системы образования. Как отмечают А.И. Савенков с соавторами [4] основой указанного направления выступает прогнозирование и выявление предикторов успешности ребенка в образовательной среде на основы изучения когнитивных и метакогнитивных способностей и внесение на этой основе соответствующих изменений в образовательный процесс.
По словам Д.Б. Богоявленской, креативность представляет собой качественную определенность высшего уровня интеллектуальной активности, а также, социально-обусловленное явление, которое развивается в деятельности. Соответственно, понимание закономерностей становления креативности, в том числе возрастных, является фундаментом того, что может обеспечить успешность построения индивидуальной траектории обучения учащихся на разных возрастных этапах и создать эффективные программы развития креативности в урочной и внеурочной деятельности.
Изучение креативности относится к проблематике, хорошо изученной в психолого-педагогических исследованиях, и имеет сложившиеся традиции как в плане концептуализации самого феномена креативности, так и методологии ее измерения. Среди различных аспектов ее изучения можно отметить относительно современные подходы к генезису креативности в детском возрасте. Следуя традициям Л.С. Выготского (в плане выделения им двух уровней ВПФ), исследователи выделяют «натуральную» или «наивную» креативность и «культурную» креативность (П. Торренс, В.С. Юркевич) [1].
Наивная креативность представляет собой спонтанный творческий процесс, результатом которого может стать как некий оригинальный продукт или идея, однако, поскольку по своей природе она не обладает целенаправленностью в создании чего-либо нового, результат творческого процесса может и вовсе отсутствовать. Фактически наивная креативность граничит с когнитивной открытостью, гибкостью, свободой от культурных и социальных ограничений и стереотипов. Данный этап становления в развитии креативности релевантен детскому периоду: дошкольному и младшему школьному возрасту, наивная креативность ребенка заключается в отсутствии опыта и знаний «правильных» и «неправильных» путей решений определенных задач [3]. Культурная креативность, как более зрелая в возрастном аспекте форма, демонстрирует стремление к преодолению социальных стереотипов, закрепленных в опыте, умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов.
Формирование креативности на разных возрастных этапах представляет интерес не только с точки зрения понимания механизмов трансформации наивной креативности в культурную, но и с позиций возможности внедрения выявленных закономерностей в образовательный процесс. Вместе с тем, анализируя данные следует отметить некоторые имеющиеся проблемные аспекты:
- ряд авторов указывает на снижение уровня креативности у подростков по сравнению с младшими школьниками и дошкольниками [8];
- в некоторых работах отмечается в целом невысокий уровень креативности у современных подростков [5].
Также, можно отметить, что среди отечественных исследований проблематика развития креативности в подростковом возрасте является малоизученной [7], что требует более углубленного погружения в указанную область особенно в связи с внедрением новых образовательных стандартов и форм школьной аттестации.
Цель исследования – выявить динамику развития креативности у детей в период младшего школьного и предподросткового возрастов.
Характеристика исследовательской выборки. В исследовании приняли участие 77 респондентов, учащиеся младших классов ОАНО СОШ «Пенаты», г. Москва. Выборка была разделена на 2 исследовательские группы: 1) учащиеся 1-го класса – 37 человек (мальчиков – 17; девочек – 20); возраст 7-8 лет; 2) учащиеся 4-го класса – 40 человек (мальчиков – 19; девочек – 21); возраст 10-11 лет.
В работе были использован метод диагностики вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорда и П. Торренса в модификации Е. Туник [3]. Данная методика является комплексным способом выявления различных аспектов креативности и включает в себя ряд субтестов: использование предметов, заключения, слова, словесная ассоциация, составление изображений, эскизы, спрятанная форма. Субтесты 1-4 диагностируют вербальную креативность, субтесты 5-7 – невербальную. При обработке данных по каждому субтесту определяются отдельные показатели (беглость, гибкость, оригинальность) и общий суммарный показатель.
Для математико-статистической обработки был использован U-критерий Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок (ученики 1-х и 4-х классов).
Результаты. Первым шагом было определение уровневых показателей креативности в исследовательской выборке (для сравнения использовались нормы теста, согласно Е. П. Ильину [3]). Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Средние значения суммарных показателей креативности
у младших школьников и предподростков
Показатели по субтестам (суммарные) | Среднее, младшие школьники | Среднее, предподростки | Нормативный показатель |
Использование предметов | 11 | 14 | Размах 1-14; среднее=6 |
Заключения | 4 | 4 | Размах 0-11; среднее=4 |
Слова | 19 | 32 | Размах 0-20;
среднее=5 (5-8 лет) Размах 0-35; среднее=4 (9-15 лет) |
Словесная ассоциация | 14 | 21 | Размах 0-30; среднее=11 |
Составление изображений | 35 | 29 | не определен |
Эскизы | 18 | 20 | не определен |
Спрятанная форма | 10 | 14 | Размах 5-25; среднее=7 |
Как демонстрируют результаты уровень креативности находится в пределах средних значений или выше среднего по отдельным показателям.
В дальнейшем были установлены достоверные различия в уровневых показателях креативности, вербальной и невербальной, между группами младших школьников и предподростков. Данные были обработаны с помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни (табл. 2-3).
Таблица 2
Значимость различий отдельных показателей креативности
у младших школьников и предподростков
Показатели
(по отдельным шкалам) |
Сумма рангов, младшие школьники | Сумма рангов, предподростки | U | p |
Использование предметов. Беглость | 1259,0 | 1844,0 | 516,0 | <0,05 |
Использование предметов. Гибкость | 1170,5 | 1832,5 | 467,5 | <0,01 |
Слова. Беглость | 1052,5 | 1950,5 | 349,5 | <0,001 |
Слова. Оригинальность | 1130,5 | 1872,5 | 427,5 | <0,01 |
Словесная ассоциация. Беглость | 1156,0 | 1847,0 | 453,0 | <0,01 |
Словесная ассоциация. Гибкость | 1111,0 | 1892,0 | 408,0 | <0,001 |
Составление изображений. Беглость | 1209,0 | 1794,0 | 506,0 | <0,05 |
Спрятанная форма. Оригинальность | 1378,0 | 1725,0 | 527,0 | <0,05 |
Примечание: U – критерий Манна-Уитни, р – уровень значимости. В таблицу вынесены переменные, по которым были выявлены достоверные различия.
Таблица 3
Значимость различий суммарных показателей креативности
у младших школьников и предподростков
Показатели по субтестам (суммарные) | Сумма рангов, младшие школьники | Сумма рангов, предподростки | U | p |
Использование предметов | 1258,5 | 1744,5 | 555,5 | |
Заключения | 1466 | 1537 | 646,0 | |
Слова | 1094 | 1909 | 391,0 | <0,001 |
Словесная ассоциация | 1129 | 1874 | 426,0 | <0,001 |
Составление изображений | 1275 | 1728 | 572,0 | |
Эскизы | 1609 | 1394 | 574,0 | |
Спрятанная форма | 1206 | 1797 | 503,0 | <0,01 |
Обсуждение. Как свидетельствуют полученные данные, субтесты «Слова» и «Словесные ассоциации» и значительное количество отдельных показателей креативности достигают достоверно более высокого уровня в группе школьников предподросткового возраста.
Субтесты «Слова» и «Словесные ассоциации» относятся к субтестам, диагностирующим вербальную креативность, что означает более развитую способность порождать новые категории в вербальной форме с опорой на обобщение и сравнение понятий. В вербальном субтесте «Использование предметов» мы обнаруживаем достоверное различие по показателям беглости и гибкости, что демонстрирует превышение предподростков по темпоральным, скоростным характеристикам вербальной креативности и разнообразию используемых категорий в ответах.
Среди показателей невербальной креативности достоверное различие обнаружено только в двух показателях беглости по субтесту «Составление изображений» и оригинальности по субтесту «Спрятанная форма». Также наблюдается более высокий уровень развития скоростной характеристики данного вида креативности, а также наблюдается более развитая способность к порождению новых нестандартных идей при зрительном исследовании сложных форм. Последний показатель отражает оперирование готовыми зрительными образами, в то время как другие субтесты «Эскизы» или «Составление изображений» диагностируют способность создавать новые формы, и, как видим, данная способность не различается на этапе младшего школьного и предподросткового возраста.
Выявленные различия демонстрируют возрастную динамику становления креативности, что отражает процесс перехода наивной креативности (в терминологии П. Торренса) в более зрелую форму – культурную креативность. Исходя из полученных результатов, можем заключить, что такая трансформация, по-видимому, опирается на развитие уровня вербальной креативности, невербальная креативность играет в этом процессе менее значимую роль. Это означает, что культурная креативность, как стремление выйти за пределы усвоенных стереотипов, социальных или культурных, которые были усвоены в ходе социализации, требует задействования вербальных мыслительных операций и развитой вербализации.
Полученные данные согласуются с работой Шумаковой Н.Б. [7], которая отмечает, что наблюдается увеличение уровненых показателей вербальной креативности (беглости, гибкости, оригинальности и разработанности), которое приходится на этап вступления учеников в подростковый возраст (11-12 лет). При этом указанный автор констатирует, что повышение показателей вербальной креативности сопровождается снижением невербальной (рисуночной). В качестве объяснительного механизма Н.Б. Шумакова [7] приводит то, что качественные особенности креативности подростков связаны с развитием их абстрактного мышления и возросшим интересом к внутреннему миру человека, по сравнению с младшими школьниками.
В качестве направления для раскрытия механизмов трансформации креативности из наивной формы в культурную можем обратится к идеям Н.Е. Вераксы [2]. Им отмечена роль метакогнитивных функций в процессе трансформации креативности на разных возрастных этапах, в частности от дошкольного возраста к подростковому. Автор указывает, что роль метакогнитивной регуляции на этапе дошкольного и младшего школьного возраста выполняет диалектическое мышление, которое отражает способность объединять противоположности и оперировать ими. Таким образом, целесообразным представляется выявление потенциала диалектического мышления в механизмах, способствующих становлению более зрелых форм креативности.
Заключение
На основе анализа полученных результатом можно сделать такие выводы: уровень креативности, как вербальной, так и невербальной, в предподростковом возрасте превышает по ряду показателей таковой в младшем школьном возрасте, что связано с расширением и обогащением когнитивного опыта. Таким образом, переход наивной креативности в культурную сопровождается не только повышением уровневых характеристик самой креативности, но и участием мыслительных функций (абстрактного и диалектического мышления), что требует дополнительной верификации в исследованиях.
Перспектива дальнейших исследований представляется лежащей в области раскрытии и уточнении психологических механизмов, способствующих трансформации наивной креативности в культурную.
Список литературы
- Баранова Л. В. Креативность как новообразование юношеского возраста // Вестник ТГУ. 2002. №1 (25). С.53-58.
- Веракса Н.Е. Диалектическое мышление дошкольника (возможности и культурные контексты): монография. М.: МГУ, 2021. 223 с.
- Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 448 с.
- Когнитивное и метакогнитивное развитие личности в современной образовательной среде / А. И. Савенков, С. И. Карпова, В. М. Поставнев, В.К. Романцова [и др.]. – Москва: Издательство «Перо», 2024. – 187 с. – ISBN 978-5-00244-513-4.
- Леонтьева Т.В. Развитие креативности подростков во внеурочной деятельности // Интернет-журнал «Науковедение». Том 7. №1 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/82PVN115.pdf. DOI: 10.15862/82PVN115
- Фролова Е.В. Структура творческих способностей у студентов с различным уровнем академической успеваемости / Е. В. Фролова // Психология одаренности и творчества: Сборник научных трудов IV Международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 15 ноября 2022 года / Под научной редакцией А.И. Савенкова, П.В. Смирновой. – Москва: Известия института педагогики и психологии образования, 2022. – С. 48-56.
- Шумакова Н.Б. Особенности креативности в подростковом возрасте // Психолого-педагогические исследования 2017. Том 9. № 4. С. 108–117.
- Щебланова Е.И. Исследовательские методологии и методы изучения креативности в отечественной психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. №4. С. 39–53.
http://izvestia-ippo.ru/frolova-e-v-agafonova-v-v-dinamika-raz/