Фролова Е.А. | КОНЦЕПТ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ  

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

УДК 372.48

магистрант общеинститутской кафедры педагогики образования Института педагогики и психологии Московского городского педагогического университета. Науч. Рук.  – к. пед. н. доц. Хаймович Л.В. г. Москва. Email: katya243@mail.ru

 Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»

В данной статье рассматривается проблема влияния информационного потока на современного младшего школьника. Затрагивается ситуация перегруженности информацией и способов ее структурирования. Особое внимание уделяется значению обращения к обучению на основе концептного подхода при формировании культурно-исторического представления о мире учащегося. Показываются возможности различных приемов и способов деятельности в рамках концептов.

В опыте каждого народа есть  национально-культурное наследие,  которое  делает человека богаче  духовно и эмоционально, позволяет правильнее ориентироваться в выборе жизненных идеалов. Базисные элементы культуры передаются постепенно – от поколения к поколению. Современный уровень информационного потока приводит к увеличению разрыва связи ребенка 21-го века, с предыдущими поколениями. Безусловно, стандартные человеческие качества: забота, тепло, любовь – присущи современным детям. Однако круг интересов школьников в настоящее время заметно смещен.

В силу увеличения информационного потока школьнику необходимо усвоить огромный комплекс знаний, умений и навыков в сжатые сроки. Современные дети перегружены фактологической информацией разного характера, поэтому  формирование культурной и исторической картины мира, построенной на анализе взаимосвязей, выявлении закономерностей, часто вызывает значительные сложности. Вследствие возраста ребенок оказывается неспособен выделять нужную и важную информацию, что приводит к элиминации культурно-исторического пласта знаний.

Другой аспект поставленной проблемы связан с тем, что в настоящее время скорость развития цифровых технологий предоставляет ребенку возможность получать информацию мгновенно из большого количества источников, что вызывает объективный диссонанс. С одной стороны, это приводит к экономии времени, с другой – размещение информации в открытом доступе и отсутствие ограничений приводит к непредсказуемым последствиям. Негативная, ненадлежащего качества информация способна отрицательно влиять на психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Изменение ценностных ориентаций современных детей приводят к тому, что такие понятия, как «гордость», «патриотизм» уходят на второй план.

Одной из важных задач современного образования становится создание правильного информационного поля и формирование устойчивого интереса школьников к своей культуре и истории, возрождение культурных и исторических традиций.  

Общечеловеческая культура целостно влияет на ребенка, но устойчивый интерес к культуре и истории возникает на основе развития внутренних личных потребностей. Погружение ребенка в культурную среду посредством театров, музеев и исторических мест приближает заинтересованные стороны к желаемому эффекту, а зрительная и кинестетическая память способствуют лучшему усвоению материала. Познавательный интерес возникает, «когда младшие школьники не только получают информацию, но и наблюдают, упорядочивают сведения о мире и его целостности, проявляют эмоции, осознанность, самостоятельность. Это отдельные задачи комплексного формирования познавательно-речевой деятельности, которые напрямую связаны с возможностью обучения в школе на основе концептного подхода» [1, с.32] При этом всегда необходимо учитывать возрастные особенности детей и способы подачи материала. Максимально эффективной окажется понятная, доступная возрасту информация.

Личность человека формируется через призму культуры народа, пользующегося языком как средством общения. Язык – основной проводник к мыслительным процессам человека. В любой деятельности когнитивная лингвистика рассматривает язык как речемыслительный фундамент: язык является главным средством передачи, фиксации, и хранения знаний. Богатство языка напрямую связано с культурным опытом человека. Чем меньше культурный опыт, тем беднее язык и, как следствие, концептосфера. Именно концепт является доминирующим объектом исследований когнитивной лингвистики. [2, с.32]

Концепты возникают в сознании человека на основе личного и народного культурно-исторического опыта. Богатство опыта тем больше, тем шире границы концепта и возможности для возникновения эмоциональной оболочки слова, в которой находят свое отражение все стороны концепта.

«Слова, их значение не существуют сами по себе. Каждый человек имеет свой ресурс знаний, навыков и культурный опыт посредством которых и определяются богатство концептов и их значений». [2, с.36]

По мнению Ю.С. Степанова, «концепты не только мыслятся, они переживаются. Они – предмет эмоций, симпатий и антипатий. А иногда и столкновений». [3, с.324]

Р.М. Фрумкина замечает, что «концепты – скорее представление, чем понятие», «концепт – ментальное образование, культурно-обусловленные представления человека о мире». [5, с.262]

Отражая национально-культурное представление человека о мире, концепт несет в себе ценностный смысл, поэтому обучение на его основе способствует и усвоению русской культуры, и пониманию русской истории. Именно эти образовательные возможности позволяют обращаться к концепту как к одному из способов организации обучения в начальной школе. На этом этапе обучения целесообразно обращаться к понятным и доступным для понимания концептам: «Родина», «Земля/земля», «семья», «природа», «культура», «деревня». «Наполнение» этих концептов составляют базовую основу для развития  культурно-исторических ценностей младшего школьника. Однако необходимо критически относится к подбору материала для изучения. Он должен формировать положительное отношение школьников к перечисленным аспектам. Например, в рамках изучения концепта «деревня» можно встретить большое количество пословиц и поговорок с негативным оттенком (Не мешайся деревенская собака промеж городских!, Деревенская родня как зубная боль), что требует дополнительной работы обучающего.

Интересно, что, если провести анализ разных концептов, можно увидеть: многие из них связаны друг с другом идентичной лексикой. Например, концепты «дом» и «Земля» объединяет общий лексический состав. В составе этих концептов актуальны глаголы: любить, оберегать, сохранять; прилагательные: дорогой, любимый, родной, прекрасный и пословицы с идентичным или близким смыслом: «Всякий дом хозяином хорош», «Хозяин добр – и дом хорош; хозяин худ – и в доме тож», «Без хозяина дом – сирота», «Без хозяина земля – круглая сирота»; «Чья земля, того и вера; к кому еду, тому и молюсь», «Что поставят, то и кушай, а хозяина дома слушай». И это объяснимо, ведь концепт – это не просто понятие, а «ментальное образование», и человек запоминает и выделяет важные стороны своей жизни, которые и составляют концептуальную основу.

При работе над концептом используются разные приемы и способы деятельности: подбор ассоциаций, работа со словарями, поиск информации и литературы по теме, работа в группах, творческие способы предоставления информации. Многообразие и широта круга работ позволяет найти приемлемый род деятельности для человека с любым типом интеллекта, что является основной задачей индивидуализации обучения.

Гармонично вписываются в работу над определенным концептом походы в музеи, посещение исторических мест, встречи с великими людьми, просмотр научных фильмов по теме, лингвистическая работа на уроке русского языка, обзорная интерактивная экскурсия по разным уголкам нашей Родины на окружающем мире – все это и позволяет формировать разностороннее и ценностно ориентированное представление ребенка об окружающем мире.

Также в рамках концептов младшие школьники знакомятся с именами великих людей. Например, в концептосферу «Земля» входят имена первого космонавта планеты – Юрия Алексеевича Гагарина, русского ученого Константина Эдуардовича Циолковского, конструктора ракетно-космических систем Сергея Павловича Королева. С этими именами связаны музеи в Москве, Калуге, Гагарине, Королеве.

Концепты формируют у детей не обрывочные знания, они позволяют создавать целостную завершенную картину на определенную тему. Немаловажным является и то, что, работая по одной теме в разных направлениях, у школьников появляется возможность обмениваться информацией, способами ее получения и подачи, что позволяет последовательно раскрывать разные аспекты истории и культуры на определенную тему. Например, в рамках работы над концептом «лес» одним из направлений может быть изучение русских сказок и образов животных, в которых животные часто предстают символически, аллегорически. Бурый медведь является популярным персонажем русских народных сказок, где он предстает неоднозначно: с одной стороны, он является сильным и справедливым защитником слабых: «Медведь и собака», с другой стороны, он ограничен и простодушен: «Маша и медведь», «Медведь и лиса».

Глубокая вовлеченность детей в самостоятельную работу, культурная индивидуальность концептоносителей, их культурный опыт приводит расширению границ в уникальной расшифровке концептов. Самое нетривиальное задание – подбор ассоциаций – может открыть концепт с совершенно новой стороны.

Р.М. Фрумкина говорит о том, что «разные языки концептуализируют (преломляют действительность) по-разному: за одним и тем же словом в сознании носителей разных языков могут стоять разные концепты». [5, с.296] Тем интереснее становится работа над концептами в классах, где присутствуют инофоны. Любой концепт может быть расшифрован различно в зависимости от культурного опыта концептоносителя и его культурной индивидуальности. Каждый человек имеет свой индивидуальный культурный опыт, связанный с национальностью, воспитанием, религией, который определяет масштабность концептов и их взаимосвязь.

Например, образ зайца как сказочного персонажа. В русских сказках он всегда положительный герой, но изображается двояко: в одних повествованиях он беззащитный персонаж, а в других – хитрый ловкач. В то время как у евразийских народов заяц – космотворящее существо и часто связан с луной. Рассмотрение таких особенностей – органичный стимул к знакомству с обычаями, представлениями других народов.

«Идентичность надо формировать не путём разработки и внедрения для общества новых культурных ценностей, а путём кропотливого собирания ценностей, уже существующих в культуре» [4, с.12]. Таким образом, цель – заинтересовать, погрузить ребёнка в мир культуры и истории крайне актуальна на сегодняшний день. Значительное расширение информационного поля приводит к тому, что ребёнок теряет основные цели и ориентиры. В мире непрекращающегося хаотичного потока информации погрузить ученика в мир культуры – задача весьма сложная, но мир в целом сложен сам по себе и развивается с невероятной скоростью. Поиск новых путей, способов подачи информации, сочетающихся с современными цифровыми технологиями, не перестает быть актуальным. Очень важно обеспечить заинтересованность обучающихся на пути к цели. Концептный подход соответствует современным требованиям в обучении. При сохранении содержания образовательных программ его применение  позволяет внести ценностный смысл в учебную деятельность, отразить культурно-национальное представление человека о мире.

 

Литература

  1. Ассуирова Л.В., Хаймович Л.В. Концепт «цветы»: взаимодействие процессов познания и речевого развития/ Л.В. Ассуирова, Л.В. Хаймович //Начальная школа. М.: МГПУ, 2021. №1. С. 32-35.
  2. Лихачев Д.С., Концептосфера русского языка/ Лихачев Д.С.// Русская словесность: Антология. М.: Academia, 1997. С. 28-37
  3. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
  4. Лихачев С.В. Проблема определения содержания понятия «российская культурная идентичность» / С.В. Лихачев // Формирование культурной идентичности обучающихся в процессе филологического образования. Составитель и ответственный редактор Т. И. Зиновьева. Москва, 2018. С. 10-20.
  5. Фрумкина Р.М. Психолингвистика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / Р. М. Фрумкина. М.: Academia, 2001. 315 с.

http://izvestia-ippo.ru/frolova-e-a-koncept-kak-sposob-formir/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *