ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА В ДЕТСКОЙ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 4]

Проблемы и перспективы педагогического образования в сетевом обществе  Материалы научно-практической конференции (23 марта 2017г) Секция: Современные образовательные технологии работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Белогурова Елена Николаевна/ аспирант общеинститутской кафедры теории и истории педагогики ИППО ГАОУ ВО МГПУ,  г Москва Е-mail: belogurova@yandex.ru

 Аннотация: В статье раскрывается сущность и необходимость становления субъектной позиции дошкольников в художественной деятельности. В процессе исследования выявляются педагогические условия формировании субъектной позиции дошкольника в художественной деятельности в студии.

В современных условиях постоянных изменений в отечественном образовании такой проблеме как развитие самостоятельности личности и ее творческой инициативы уделяется особое внимание в ее решении. Все существующие целевые ориентиры дошкольного образования, такие как: проявление инициативы и самостоятельности в игре, познавательно-исследовательской деятельности, общении, конструировании, владение культурными способами деятельности и др.; способность выбрать себе род занятий, участников по совместной деятельности; договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства, сопереживать неудачам и радоваться успехам других определяются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).

Эти ориентиры требуют создания таких психолого-педагогических условий для развития способностей каждого ребенка, которые позволят активно практиковаться в разных видах деятельности для творческой самореализации, широко взаимодействовать с миром; так или иначе условия, непосредственно связанные с проблемой субъектности ребенка в дошкольном возрасте (Л.Л. Тимофеева).

В данной теме появилась закономерная потребность изменения традиционной системы дошкольного образования для создания таких условий, что максимально реализуют возможности личности ребенка дошкольника как субъекта деятельности в целях раскрытия его личностного потенциала, обеспечения разносторонней самореализации.

Детская деятельность в теории и практике дошкольного образования рассматривается как ведущее средство обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. В период дошкольного детства самостоятельность, инициативность и другие качества личности формируются у детей в процессе освоения ими разных видов деятельности (общение, игры, детский труд и др.).

В теории дошкольной педагогики определены такие условия целостного развития ребенка, которые позволяют говорить о нем как о субъекте детской досуговой деятельности, была доказана взаимосвязь между освоением субъективной позиции и возможностью ее творческого самоутверждения и самореализации (М.В. Крулехт). Доказано, что дети старшего дошкольного возраста могут осваивать позицию субъекта детской досуговой деятельности при условии специально подобранного педагогического сопровождения (А.А. Крулехт, М.В. Созинова); известными специалистами были разработаны оригинальные содержания и методики руководства детским досугом, а так же подходы, которые в условиях детского сада приведут к созданию пошаговой предметно-развивающей среды.

В настоящее время в различных исследованиях (М.Б. Зацепина, А.В. Антонова, М.В. Крулехт, Т.С. Комарова и др.) досуг можно рассматривать как социальное явление, включающее отдых, праздник, развлечение, творчество и самообразование. В проделанных работах М.Б. Зацепиной представлена сущность культурно-досуговой деятельности дошкольников в условиях детского сада. Вместе с тем в практике образования дошкольников понятие досуга раскрывается не полностью и поэтому его принимают только за развлечение детей. Именно это и определяет противоречия между сущностью досуга как целостного, интегративного феномена и особенностями его организации в системе дошкольного образования преимущественно с позиции развлечения и праздника для детей.

Необходимость разрешения названных противоречий заключается в том, чтобы узнать, какие психолого-педагогические условия могут гарантировать полноценную реализацию досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Изменения привычного дошкольного образования связаны с поиском различных форм предоставления родителям образовательных услуг; большое распространение получают разного вида кружки и студии художественного творчества. Несмотря на то, что проблема развития детской одаренности широко представлена в отечественных и зарубежных исследованиях (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Е.В. Иванова, А.И. Савенков и др.), были составлены принципы построения и сами программы, которые в условиях детского сада и изо-студий развивают художественные способности ребенка, используют оригинальные технологии создания выразительного образа в рисунках, используя различные нетрадиционные художественные техники (Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, А.А. Лукашова и др.); досуг детей в таких образовательных организациях заменяется одной из форм взаимодействия ребенка и педагога, и позиция субъекта деятельности досуга не формируется. Возникает противоречие между заявленной необходимостью развития самостоятельности детей в различной деятельности и неполным использованием развивающего потенциала продуктивного досуга в формировании у ребенка позиции субъекта в образовательном процессе дополнительного образования.

В условиях художественной студии досуг или досуговая деятельность является наиболее лучшим средством для формирования у ребенка позиции субъекта, если:

  • обеспечено психолого-педагогическое сопровождение детского досуга;
  • педагогическая технология совместного творчества преподавателястудии и ребенка поэтапноосновывается на создании атмосферы творчества, креативности поведения, занимательности;
  • модульная организация развивающейсреды студии в выборе средств для реализации творческих замыслов предоставляет ребенку оптимальную самостоятельность.

В условиях художественной студии досуговая деятельность будет эффективным средством формирования у детей позиции субъекта, если:

  • было обеспечено сопровождение детского досуга, а именно психолого-педагогическое;
  • разработана поэтапная педагогическая технология совместного творчества преподавателя студии и ребенка, которая основана на принципах создания творческой атмосферы, занимательности;
  • развивающей представлена в модульной системесреды студии предоставляет ребенку оптимальную самостоятельность в выборе средств для реализации творческих замыслов.

Таким образом, теоретический анализ проблемы позволяет определить совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих реализацию досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях детской художественной студии развития.

 Список литературы

  1. Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность // Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / М.Б. Зацепина / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Изд. 2, испр. и доп. – М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 48 с.
  2. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г Казакова / авт.-составитель Р.Г. Казакова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
  3. Крулехт, М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности / М.В. Крулехт. – LAPLAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. – 195 с.
  4. Крулехт, М.В. Педагогический потенциал детского досуга в воспитании Человека Культуры // Знание. Понимание. Умение. – – № 4. – 289-294.
  5. Попова, О.А., Глухов, П.П., Каитов, А.П. Роль игры в формировании культуры безопасного поведения / О.А. Попова, П.П. Глухов, А.П. Каитов // Философия образования. – 2016. – №4 (67). – С.137-151.

 

http://ippo.selfip.com:85/izvestia/formirovanie-subektnoy-pozicii-sta/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *