Фокина О.А., Матвеева И.В., Кудрявцева В.О. | ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМИКСОВ В ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕБЕНКА-ЧИТАТЕЛЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 4 Средний: 5]

Фокина О.А., студент Московского городского педагогического университета

 fokina02@mail.ru

 Матвеева И.В., студент Московского городского педагогического университета

matveevair@rambler.ru

Кудрявцева В.О., студент Московского городского педагогического университета

Madam.kvo@yandex.ru

Материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «НАЧАЛЬНОЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

 В статье рассматривается проблема включения в круг детского чтения комиксов. Авторы пытаются выявить учебно-методические возможности использования комиксов в процессе формирования читательских компетенций младших школьников.

Понятие «комикс» (от англ. сomic «смешной») стало широко распространенным в середине 20 века, особенно с США, хотя как явление книжно-журнальной культуры оно было известно в разных странах уже в средних веках.

Действительно, комикс – это рассказ в изображениях, это история, рассказанная картинками. В комиксах не обязательно присутствует текст, а если он и есть, то представлен в предельно лаконичной форме, например  в виде облачка рядом с персонажем для передачи его прямой речи. Слова автора могут быть напечатаны под или над рисунками комикса. Комиксы напоминают диафильмы, которые у нас были широко распространены ранее, в том числе и на уроках чтения, когда другие средства визуализации (фильмы, компьютер, смартфон, электронные доски и др.) еще не были изобретены и не так широко использовались в школе.

С точки зрения литературного жанра комиксы бывают разными, даже классические литературные произведения могут быть представлены в виде комиксов. Однако исторически сложилось, что приключения, карикатура являются самыми распространенными жанрами комикса, что отражено даже в нашем толковом словаре: «комикс» – это небольшая, наполненная иллюстрациями книга лёгкого, обычно приключенческого содержания, а также серия рисунков с соответствующими подписями. Этим отчасти объясняется несколько негативное отношение к комиксам среди отечественных педагогов, учителей, руководителей и исследователей детского чтения. «Приучим детей к комиксам и отучим от нормальной литературы»; «А если дети вообще перестанут читать классику, ведь комикс быстрее и красочнее?»; «К комиксам отношусь настороженно».

Однако сейчас все решительнее звучат и другие голоса: «Дети любят читать комиксы»; «Качественные комиксы тоже дают определённые знания»; «Это оригинально, модно, интересно нашей читательской аудитории. Мы не можем это игнорировать»; «Комиксы — это просто способ подачи информации. Он проще, чем привычная нам классическая книга. Но как начало интереса к книге и простой способ получения информации считаю это полнее приемлемым»; «Пусть все будет, и книги, и комиксы, и фильмы, и интернет. Главное – общение с ребенком по поводу содержания, по поводу чтения!»

Считаем, что сегодня сформировалась насыщенная разными объектами, в том числе и комиксами,  образовательная среда, которую  нельзя игнорировать. Рассмотрим, какие учебно-методические возможности предоставляет комиксы в практике формирования читательских компетенций у младших школьников.

Комиксы можно отнести к креолизованным (поликодовым) текстам – таким текстам, в которых представлены не только символические (буквенные), но и иконические (рисуночные) знаки [2]. Короткие слова – чаще незатейливая прямая речь героев  в виде междометий «Ай», «Ой!», «Жу-жу-жу»,  «Бах!», «Бух!» – оказываются первыми самостоятельно прочитанными ребенком словами еще в дошкольном детстве. Такие случаи самонаучения детей механизму чтения стали недавно фиксироваться в научной методической литературе. Сегодня научно-методических работ, в которых исследуется образовательные возможности комиксов в деле формирования первоначального навыка чтения, немного [3; 4].

Полагаем, что комиксы позволяют воспитать интерес к чтению у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они состоят из иллюстраций, понятных малышам, текст в них часто повторяется – все это не вызывает у ребенка страха перед книгой. Юный читатель, прочитав таким образом несколько комиксов, в дальнейшем сможет перейти к более объемной книге, в которой больше текста.

Комиксы обладают также и учебно-развивающими возможностями в практике формирования у младших школьников читательских компетенций у учащихся 2–4 классов, например, техники чтения, навыков понимания и интерпретации художественного содержания, читательского воссоздающего воображения и некоторых других компетенций. Комикс как синтетический вид текстовой и визуальной информации имеет хорошие учебно-методические возможности для формирования перечисленных выше читательских компетенций.

В детских книгах иллюстрации играют важнейшую роль. Они помогают детям понять текст произведения, дополняют текст наглядными образцами, иногда толкуют и интерпретируют текст.  «Иллюстрации должны задавать детям реальные художественные образы, которые помогут реально понять текст, сформировать важную читательскую компетенцию – воссоздающее воображение» [1, с. 270].

Однако  в комиксах изобразительный ряд имеет известную долю условности. Рисунок в комиксе упрощается для скорости рисования и для простоты восприятия, а также для идентификации читателями персонажей. Это также порой служит причиной критики и неприятия комиксов родителями, учителями и работниками библиотек: «В комиксах обычно очень плохие рисунки, какие-то уродливые. Чему они могут научить ребенка?»

Однако это свойство комиксов имеет и положительный аспект. Если к художественному исполнению изобразительного ряда не предъявляются высокие требования, то комиксы могут быть созданы большинством учащихся начальных классов, дети этого возраста любят рисовать. При создании комикса нужно все время опираться на текст, выбирать ключевые для сюжета эпизоды, выбирать текстовые фрагменты для подписей  к рисункам комикса, отмечать прямую речь героев. Это побуждает младших школьников несколько раз обращаться к тексту, перечитывать его, т.е. формировать у себя рецептивные (читательские) текстовые компетенции . Комиксы могут создавать юные читатели по прочитанным на уроке текстам. Рационально начинать с хорошо знакомых сюжетов, например, сказок. Уместно это сделать также при работе с крупнообъемным художественным произведением, над которым велась работа на нескольких уроках  литературного чтения [5]. Большой объем такого текста не всегда позволяет провести все необходимые виды работ над ним на уроке, поэтому полезно некоторую ее часть провести за пределами урока, а потом представить ее в виде комикса, последовательно озвучивая рисунки. Получается оригинальное произведение по материалам прочитанного текста. Учащиеся с интересом рассматривают и слушают комиксы комиксы друг друга.

Создание комикса может быть как индивидуальным, так и групповым проектом, который можно предложить сделать читателям младшего школьного возраста, например,  в выпускных классах начальной школы полезно предложить учащимся сделать комикс по самостоятельно прочитанной книге.

В целом можно сделать вывод о том, что такой объект современного образовательного пространства, как комикс уже нельзя игнорировать в  педагогической практике. Думается,  методическая наука должна предложить формы работы с этим книжно-журнальным изданием, ведь у него большое количество положительных сторон. Укажем некоторые.

  1. Комиксы мотивируют младших школьников учиться читать: короткие надписи не вызывают у детей отторжения к тексту.
  2. Комикс – история в картинках. Известно, что нарратив всегда интересен, повествование затягивает юного читателя. В комиксах есть герои, проблемы, сюжет, динамичное действие, все это затягивает читателя, вовлекает его в читательскую деятельность. Нельзя сказать, что это путь для всех учащихся начальной школы, но для кого-то он может быть продуктивным, поэтому нужно использовать все имеющиеся сегодня средства формирования интереса к чтению.
  3. Комиксы развивают мышление. В данных книгах зачастую весь объем занимают картинки, а текста мало. Листая комиксы, читатель неосознанно обрабатывает и анализирует большое количество информации и делает выводы, зачастую довольно сложные.

 

Литература

  1. Методика обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.И. Зиновьева и [и др.]; под редакцией Т.И. Зиновьевой. – М.: Юрайт, 2020. – 468 с.
  2. Сильченкова Л.С. Знаковый подход к процессу овладения механизмом чтения младшими школьниками // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сб. науч. ст. 6 Междунар. (20 Всерос.) филологических чтений им проф. Р.Т. Гриб (1928-1995) / отв. Ред. Б.Я. Шарифуллин. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. – Т.6. – С. 218–
  3. Сильченкова Л.С. Креолизованные тексты в практике обучения грамоте / Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. – Красноярск: ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет. – – Т.8. – №8. – С. 291–297.
  4. Сильченкова Л.С. Теория и история отечественной методики обучения грамоте и букваристики: учебное пособие. – М.: МГПУ, 2017. – 172 с.
  5. Сильченкова Л.С. Методика обучения младших школьников чтению крупнообъемных произведений. Автореферат диссертации … кандидата педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. – Москва, 1988. – 16 с.

http://izvestia-ippo.ru/fokina-o-a-matveeva-i-v-kudryavceva-v-o/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *