Федорова Е.П. | ТВОРЧЕСКОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ КАК ПРАКТИКА САМОПОМОЩИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

кандидат психологических наук, доцент, ФГАОУ ВО «РУТ» (МИИТ), г. Москва

E-mail: epfedorova@mail.ru

 

 

В статье освещается проблема преодоления экзистенциальной тревоги посредством погружения в творческие практики. Обосновывается понятие феномена «творческое самовыражение» с опорой на теоретические идеи современных направлений психологии – системной антропологической психологии и рефлексивно-сотворческого подхода. Представлены результаты исследования возможностей «творческого осуществления себя» как средства преодоления состояния кризиса, тревоги и страха неопределенности. Приведены данные наблюдения консультативной практики, подтверждающие эффективность приемов творческого самовыражения как средства самопомощи в ситуации переживания человеком экзистенциальной тревоги.

Специалисты из разных областей наук пишут сегодня о крайней противоречивости, сложности, неопределенности жизни [1]. Существование в условиях изменчивости, непредсказуемости, неопределенности порождают у людей тревогу и страх. По данным опросов общественного мнения наблюдается рост «ощущения тревоги» (60 %), люди «нервничают очень часто» (47 %)[7]. Специалисты говорят о резком возрастании употребления антидепрессантов, фиксируется тенденция повышения общей тревожности населения [там же].

«Как достигать определенности, стабилизировать состояние тревоги и страха, ведь у человека есть потребность в определенности? Как сохранить относительную адекватность своего образа мира?», – задают вопрос практики [11,14]. Результаты клинических наблюдений констатируют три наиболее частых способов достижения стабилизации. Первый путь – путь собственного развития (саморазвития) и духовного роста, понимания многозначности мира, необходимости динамического контроля неопределенности, развития способности осуществлять выбор из множества вариантов и возможностей саморегуляции. Такой путь предполагает психологическую готовность человека действовать в условиях множественности суждений, неточности, неполноты и фрагментарности, вероятности, неструктурированности, дефицита информации, изменчивости, несовместимости и противоречивости, непонятности – то есть проявлять «толерантность к неопределенности» (Т. О. Гордеева). Другой возможный вариант избегания неопределенности – существование в «упрощенной» картине мира, бегство от осмысления ситуации, ссылаясь на «трудности жизни», «сложность и неопределенность мира» – это путь отказа от самостоятельности и необходимости постоянного саморазвития как предпосылки преодоления этой сложности [10,11,12,13,17].

Психологические проблемы, наблюдаемые нами в ходе консультативной практики – пребывание людей молодого, продуктивного возраста в ситуации переживания экзистенциальной тревоги. Так, например, в исследуемых нами группах студенты указывают: испытывают состояния, характеризующиеся тем, что смыслы жизни ими не просто не осознаются, а осознается их утрата– переживается потеря перспектив жизни, описывается состояние в терминах «тревога», «неуверенность», «внутренняя опустошенность», «растерянность перед настоящим и будущим»*.

Определяя суть экзистенциальной тревоги формулой, которая найдена в русском обыденном языке как «делать что-то на свой страх и риск», Д.А. Леонтьев, комментируя ее, замечает: мало можно найти «столь хороших, четких и лаконичных формул, которые бы выражали суть экзистенциального уровня существования человека» [11, с. 115.]. Ученый пишет: «тревога конструктивна», поскольку она делает человека готовым к неожиданностям. Тревога – инструмент взаимодействия с будущим, настройка на него, актуальны в новой реальности, сейчас [там же. Выделено авт.].

Характеризуя экзистенциальную тревогу как психологический феномен, П. Тиллих рассматривает три ее вида (в соответствии с тремя областями, в которых небытие угрожает бытию) – «тревога судьбы и смерти», «тревога пустоты и утраты смысла», «тревога вины и осуждения» – в этих трех формах проявляется экзистенциальная тревога, потому что она свойственна существованию как таковому, а не представляет собой аномальное состояние души, как, например, невротическая (и психотическая) тревога. Проблема переживания экзистенциальной тревоги имеет определенную традицию исследования, в том числе через призму таких феноменов, как «самореализация» [5, 8,16 ], «самоактуализация» [12, 13, 15], «самотрансценденция» [ 8,12], «жизненный смысл» и «самоосуществление» человека [8, 10, 16, 17] и др.

Анализ литературы, посвященной изучению экзистенциальных переживаний человека, кризиса утраты смысла жизни, страха, тревоги и преодоления этих состояний в зарубежной гуманистической и экзистенциальной психологии (У. Виртц и Й. Цобели, Р. Мэй, К. Роджерс, А. Маслоу, П. Тиллих, И. Ялом и др.) показывает: утверждается мысль о возможности преодоления экзистенциальной тревоги через «нахождение смысла жизни», «исцеление с помощью смысла», «исцеление в диалоге», терапии «образами», «самореализации» в процессе творчества: «когда мы в терапии работаем с рисунком, этот процесс обнаруживает самую изначальную и основную жизненную тему, персональный узор смыслов» [4; С.292].

Анализ разных подходов, объединенных идеей исцеляющей силы самовыражения в творчестве, позволил нам выделить ключевые идеи авторов:

– Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов отмечают, что рефлексивное творческое усилие отражает решение человеком творческой задачи, «с помощью этого усилия человек может обрести в своей жизни то, что изначально ему не было дано от природы или в процессе воспитания и образования. Именно в этом усилии созидается творческая уникальность человека и его созидательная жизненная стратегия» [4, с. 122];

– Ю.И. Полищук указывает на необходимость выделения целого направления под названием «терапия духовной культурой», которое объединяет методы арт-терапии в разных формах, включая музыкотерапию, библиотерапию, терапию театральным искусством [2,6];

– школа арт-терапии А.И. Копытина предлагает авторскую модель системной клинической арт-терапии (САТ) как вариант терапии творческим самовыражением, показывающую исцеляющую возможность занятий творчеством [9];

– терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно преследует цель «помочь тем, кто страдает своей неполноценностью, изучить особенности, прежде всего, собственной природы и души, найти сообразную им собственную тропу, свой смысл, свою любовь», «терапия творческим самовыражением, в сущности, есть клиническая терапия духовной культурой» [3; с. 21–23].

Продолжая исследование феномена жизнетворчества, мы расширили свои наблюдения самореализации в творчестве человека в условиях переживаемого кризиса, акцентируя внимание на приемах творческого самовыражения у молодежи, испытывающей экзистенциальную тревогу. Исследование творческой стратегии жизненного самоосуществления студенческой молодежи было проведенно нами в 2018–2022 гг. (выборка: n=352). Мы обратили фокус исследования на анализ способов преодоления экзистенциальной тревоги с помощью творческих практик самопомощи. Участники исследования по нашей просьбе отвечали на вопрос в ходе написания эссе о том, какие творческие методы, приемы, психологические практики они использовали в целях совладания с собственным состоянием тревоги, страхом неопределенности, растерянностью перед натиском трудностей жизни. В ответ на наше тестовое задание – эссе  нами были получены, например, такие  ответы: «мое спасение — занятия творчеством каждый день» (Алиса, 19 лет), «рисование придает моей жизни смысл сейчас , когда я в тупике» (Татьяна, 20 лет), «без художественного творчества мне сложно прожить даже один  день» (Софья, 22 года), «занятия творчеством дают мне возможность пережить вот это все» (Мария, 18 лет), «когда у меня плохое настроение, я сажусь рисовать и обо всем забываю» (Кристина, 21 год), «когда жизнь бессмысленна и бесцельна, творчество спасает меня» (Вероника, 23 года). Участниками исследования были названы самые разные виды используемых творческих практик: рисование, сочинение стихов, художественное воплощение на сцене своих замыслов в театральных постановках, занятия медитацией, созерцание природы, танцы, путешествия, игра на гитаре, рукоделие, прогулки, прослушивание музыки и др. В ходе этих занятий, они характеризуют свое состояние как «наполняющее душу», «открывающее мир», «структурирующее мысли и чувства», «то, что приносит удовольствие», «что спасает», «созидательные», «наполняющие положительной энергией», «мое естественное состояние», «приносит в жизни смысл». Мы приходим к выводу: человек испытывает особое состояние душевного равновесия, гармонии и удовлетворенности собой в процессе занятий творчеством.  Творческие практики самовыражения, где реализуется уникальный творческий замысел наполняют жизнь особым смыслом, позволяют сбалансировать состояние охватывающей человека экзистенциальной тревоги.

Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов поясняют данный феномен так:  человек в такие кризисные моменты своей жизни, в ходе соприкосновения с творчеством совершает творческие усилия, и в эти моменты человек способен порождать «новые жизненные пространства – детей, произведения искусства, ценности, идеи, социальные общности» [4; с. 195], которые после начинают жить независимо от своего творца и составляют его потенциал бессмертия [4]. Отсюда важнейшей психотерапевтической задачей, по мысли авторов рефлексивно-сотворческой подхода, является поддержка клиента в развитии его творческого потенциала [Там же, с. 195], поскольку творческое самовыражение актуализирует «ресурсные состояния» клиента – «страсть, вдохновение, подъем, радость, любовь, в противоположность безразличию, равнодушию, высокомерию, цинизму, депрессии» [4].

Резюмируя, можно утверждать: творческое самовыражение не просто занятия творчеством, а одновременно и эффективное средство психологической самопомощи [2,3,6,9,10]. Так, если рассмотреть сущность терапевтического механизма, предложенного М.Е. Бурно метода терапии творческим самовыражением, автор утверждает: «подлинное творчество есть всегда лечение насущным поиском себя, своего пути в тягостной «каше» болезненных расстройств настроения, переживаний ускользания своей «само-собойности», как и своей личностной неполноценности, и бессмысленности существования в связи со всем этим» [3, выделено авт.].Переживание своей неповторимости и уникальности, по мнению М.Е. Бурно, и есть целительное творческое вдохновение, содержательная встреча с собою, несущая в себе смысл, любовь, опору в жизни [3].

Обозначая свою теоретическую позицию в русле системной антропологической психологии (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева и др.), в которой человек рассматривается как сложная, самоорганизующаяся психологическая система, открытая как в социум, так и в объективную (природную, физическую, «вещную») среду [7, с. 26], опираясь на идеи рефлексивно-гуманистической психологии сотворчества (С.Ю. Степанов, Е.З. Кремер, Е.П. Варламова), мы приходим к убеждению, что творческое самоосуществление возможно в ходе постоянных изменений человека и его «движения в сторону усложнения» [ 4,8, 16], развития собственной «творческой  уникальности» ( С.Ю. Степанов) [4]. Изменения возможны, если у человека есть внутренняя готовность к таким изменениям, – пишет О. М. Краснорядцева [8,16]. Человек, выбирающий пути творческого самоосуществления, «расширяет» свое сознание (усложниться как система) за счет нахождения и осуществления собственных смыслов – в этом состоит сущность жизнетворчества как жизненной стратегии человека. «Усложнение» человека как системы происходит за счет творческого самовыражения, «погружения» в процесс реализации творческого замысла, а также за счет взаимодействия с «другими» – произведением искусства, художником, творцом, мастером, можно полагать, что повышается и общий уровень осмысленности жизни (Д.А. Леонтьев) – в целом происходит формирование позиции «творца» по отношению к собственной жизни [8,10,11].

Таким образом, понимая творческое самовыражение как активность человека, направленную на самоосуществление себя в творчестве, движущим мотивом которого является не «эффект личного вклада» или «мотив достижения», а потребность в реализации своего творческого замысла. Практика самопонимания и самораскрытия, приводящая к гармонизации отношений с окружающим миром, способствует укреплению своего «Я» в условиях неопределенности и рисков современной жизни. Творческое самовыражение, таким образом, характеризует процесс жизнетворчества человека как индивидуальную жизненную стратегию: созидая и реализуя свой творческий замысел, человек творит и свою собственную жизнь.

Включение в процесс творческого самовыражения у человека возникает состояние пусть временного, но все же согласия с самим собой, наступает внутреннее успокоение, ощущение собственной «подлинности» –  происходит укрепление внутреннего «Я», открываются дополнительные ресурсы на пути движения к позиции «творца». Посредством погружения в творчество возникает состояние и мужество «быть собой», которое, в свою очередь, дает силы жить и творить.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. – 2015. – Т. 8, № 40 (1).
  2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академ. Проект, 2006. – 432 с.
  3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением: клиническая терапия творчеством, духовной культурой // Московский психотерапевтический журнал. – 1991. – № 1. – С. 19–42.
  4. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. – М.: ИП РАН, 2002. – 256 с.
  5. Виртц У., Цобели Й. Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях: пределы психотерапии: пер с нем. – М.: Когито-Центр, 2012. – 328 с.
  6. Грушко Н.В. Творчество, которое помогает жить и радоваться жизни. (Из опыта практической работы в группах творческого самовыражения): метод. пособие. – Омск, 2002. – 50 с.
  7. 60% москвичей заявили, что в последнее время испытывают тревогу. Текст. Режим доступа: [https://moskvichmag.ru/gorod/60-moskvichej-zayavili-chto-v-poslednee-vremya-ispytyvayut-trevogu/]
  8. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). – Томск: Томский гос. ун-т, 2005. – 174 с.
  9. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
  10. Леонтьев Д.А. Опыт методологического осмысления практик работы с личностью: фасилитация, ноотехника, жизнетворчество // Консультативная психология и психотерапия. – 2012. – № 4 (75). – С. 164–185.
  11. Леонтьев Д.А. Экзистенциальная тревога и как с ней бороться // Московский психотерапевтический журнал. – 2003. – № 2. – С. 107–119.
  12. Маслоу А. Психология бытия. – М.: Рефл-бук, 1997. – 462 с.
  13. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / терминологическая правка В. Данченко. – К.: PSYLIB, 2004. – 233 с.
  14. Смирнов С.Д. Прогностическая направленность образа мира как основа динамического контроля неопределенности // Психологический журнал. – 2016. – Т. 37, № 5. – С. 5–13.
  15. Тиллих П. Избранное: Теология культуры: пер. с англ. – М.: Юрист, 1995. – С. 27–63. – (Лики культуры).
  16. Федорова Е.П. Опыт исследования самореализации в творчестве // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. – 2019. Вып. 1. – С. 78–84.
  17. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

The article highlights the problem of overcoming existential anxiety through immersion in creative practices. The concept of the phenomenon of «creative self-expression» is substantiated based on the theoretical ideas of modern trends in psychology — systemic anthropological psychology and the reflexive-co-creative approach. Some results of the study of the possibilities of «creative self-realization» as a means of overcoming the state of crisis, anxiety and fear of uncertainty are presented. These observations of counseling practice confirm the effectiveness of creative self-expression techniques as a means of self-help in a situation where a person experiences existential anxiety.

Keywords: uncertainty; creative self-expression; life self-realization; existential anxiety; life creation; self-help

http://izvestia-ippo.ru/fedorova-e-p-tvorcheskoe-samovyrazheni/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *