Федорова Е.А. | ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ДУХОВНОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

магистрант ГАОУ ВО МГПУ

г. Москва,

email: efedor85@gmail.com

В статье говорится о необходимости духовного воспитания и приобщения младших школьников к всемирному культурному наследию.  Автор предлагает реализовывать поставленные задачи через проектную деятельность, приводит в пример и анализирует работу  над проектом «Мельница в русской деревне».

В начальной школе закладывается фундамент интеллектуально и духовно развитой личности, позволяющий человеку в дальнейшем сформировать в себе те качества, которые помогут ему успешно работать и учиться в течение всей жизни. В настоящее время ввиду доступности информации, возможности в самообразовании важно быть не просто грамотным человеком, но и обладать большой нравственной и духовной силой, чтобы не останавливаться в своем развитии и осознавать пути этого развития.

Именно в младшем школьном возрасте формируются все основные компоненты учения, закрепляются мотивы достижения успехов и формируется самооценка.

На современном этапе ФГОС НОО, помимо прочего, устанавливает требования к развитию у учащихся эстетических потребностей, ценностей и чувств, что является возможным только при передаче ребенку духовного наследия предыдущих поколений через  знакомство с произведениями искусства. При этом особенно важно, чтобы это знакомство не показалось детям скучным и было органично и естественно встроено в учебный процесс. Добиться этого возможно, используя проектные технологии.

К проектной деятельности можно отнести учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся. Она имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности и заранее выработанные представления о продукте деятельности [1].

Метод проектов известен в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике уже более 100 лет. Теоретическим обоснованием внедрения методов проектов являются  работы зарубежных и отечественных ученых. Концептуальную основу метода проектов составляют идеи прагматистской педагогики. Прагматистская педагогика зародилась в недрах философии прагматизма, связанного с именами Ч. Пирса и У. Джемса, и свое окончательное формирование получила в трудах Д. Дьюи и его последователей – У.Х. Килпатрика, Э. Коллингса.

Ведущие идеи Д. Дьюи можно сжато представить в следующем виде:

— человек, активно приспосабливаясь к окружающей среде, постоянно изменяет ее на основе получаемого практического опыта (воспитание для выживания);

— сущность воспитания состоит в постоянном преобразовании расширяющегося личного опыта ребенка;

— главной целью воспитания является самореализация личности на основе удовлетворения ее прагматических интересов;

— в основу обучения должен быть положен принцип «обучение в процессе деятельности», так как он соответствует деятельностной сущности ребенка и обеспечивает связь обучения с жизнью, игрой, трудом.

В России идеи Дьюи наиболее полно были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. Однако, в 1931году метод проектов был признан вредным и «легкомысленным» и потому запрещен.

Переосмысление идеи Д. Дьюи и его последователей, возрождение интереса к методу проектов в России произошло в 80-е годы XX века.

С позиций современной педагогики метод проектов обеспечивает:

— активную позицию учащихся в учении;

— развитие познавательного интереса учащихся;

— формирование общеучебных умений, навыков и компетенций: исследовательских, рефлексивных и других, непосредственно связанных с опытом их применения в практической деятельности;

— связь обучения с жизнью [4: с.11-12] .

Правильно организованная проектная деятельность дает возможность ученикам попробовать себя в разных ролях, возможно даже в рамках одного проекта. За весь же период обучения в начальной школе благодаря методу проектов учащийся сможет побывать и сборщиком информации, и подмастерьем, и актером, и оратором, защищающим свою точку зрения. Конечно, это способствует развитию самоуважения, гармоничному и разностороннему формированию личности ребенка, помогает ему лучше узнать самого себя. С помощью метода проектов возможно начать приобщение детей к истории  искусства — начать изучать живопись, поэзию, познакомиться с классическими музыкальными произведениями. При этом, тема проекта может быть абсолютно любой — возможность вписать элементы духовного воспитания учеников всецело зависит от творческих возможностей учителя и его желания выполнять просветительскую деятельность. Безусловно, что проект будет реализован более качественно, если учитель не будет ограничен рамками урока, а перенесет его выполнение полностью или частично во внеурочную деятельность.

Необходимо, чтобы проекты не были затянутыми и однотипными. Если же проект длительный и объемный, то следует разделить его выполнение на этапы и обязательно давать выступление-отчет в конце каждого этапа.

Что касается выбора темы для проекта — это также должно стать увлекательным занятием для всего класса и их педагога. Даже если у учителя уже есть готовые идеи, необходимо подвести к ним класс, заинтересовать их темой исследования до того как она будет заявлена темой проекта. Побудить познавательный интерес к конкретной теме исследования можно многими способами:

-сводить класс на экскурсию;

-обсудить прочитанное художественное произведение, статью в энциклопедии, познавательный фильм;

-прослушать музыкальное произведение и т. д..

Важно, чтобы тема проекта стала лично значимой для ребенка уже на этапе ее выбора.

Приведем пример работы над проектом «Мельница в русской деревне», которая была проведена в общеобразовательной школе 2126 города Москвы с учащимися 3-Б класса. Тема для проекта была выбрана совершенно естественным и случайным образом — после экскурсии в Коломенское. Среди прочих памятников и экспозиций школьников особо заинтересовала водяная мельница. Эта экспозиция познакомила учащихся с процессом помола зерна, действием водяного колеса и жерновов. Внутри мельницы дети смогли увидеть комплекс историко-бытовых предметов, связанных с производством и обработкой муки. Экскурсовод рассказал о легендах и преданиях, которые на Руси окружали водяные мельницы. Когда через некоторое время встал вопрос для выбора темы для проекта, в котором должны были участвовать все ученики класса, было решено заняться исследованием мельниц. Совместно с учителем на внеклассных занятиях был разработан план выполнения проекта и ученики объединились в небольшие группы.

Решено было попытаться раскрыть следующие подтемы проекта:

  • мельница и мельник в русской деревне (в этой части рассказывалось о профессии мельника, о важном хозяйственном и культурном значении мельниц);
  • жернова — сердце любой мельницы;
  • особенности водяных и ветряных мельниц;
  • народные предания, связанные с мельницами;
  • образ мельницы в произведениях русских художников и поэтов.

В совместной работе родителей, учителя, и школьников был проведен теоретический обзор литературы по данным темам. С помощью родителей и учителя школьники провели теоретический обзор литературы по данным темам [2]. В качестве источников информации были использованы книги, энциклопедическая литература, журналы, интернет-ресурсы и т. д.  Учитель помогал анализировать информацию, обобщать и выделять главное, исключать второстепенное.

Особенно оживленно дети работали над темой, связанной с преданиями, легендами и суевериями.

Благодаря знакомству с произведениями выдающихся русских живописцев А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского дети смогли увидеть красоту родной земли глазами художника и окунуться в атмосферу давно ушедшей эпохи.

Дети выучили отрывки из стихотворных произведений А.С. Пушкина и В. М. Тушновой, в которых встречается образ мельницы.

При выполнении практической части работы учащимся было предложено сделать макет водяной мельницы. Из деревянных деталей, купленных в магазине, были склеены мельничный амбар, крыша и мельничное колесо. Затем мельницу обработали шлифовальной бумагой, чтобы убрать остатки клея и заусенцы. Из прозрачной пленки и картона были выполнены окна и двери.

Завершающим этапом работы над проектом стала презентация результатов  в актовом зале школы перед учениками, учителями и администрацией школы.  Безусловно, это мероприятие позволило ученикам почувствовать себя единой командой.

Таким образом, работа над данным проектом сочетала в себе разнообразные виды деятельности, а именно: сбор и анализ информации об объекте, описание предмета на основе полученных данных, оформление результатов исследования, конструирование макета, чтение художественных произведений (в том числе наизусть), описание предметов изобразительного искусства и рефлексия их восприятия. И это дает возможность участвовать в работе над проектом детям с разными интересами, способностями и индивидуальными особенностями. Для поддержания интереса детей к объекту  исследования в проект были включены «сказочные» темы. И особенно важным автору данной статьи видится часть работы над проектом, связанная  с восприятием детьми предметов изобразительного искусства и художественных произведений. Ведь Именно в процессе знакомства с искусством у ребенка расширяется кругозор, развивается нестандартное мышление, он учится наблюдать, размышлять, переводить язык чувств и эмоций в словесную форму.

Эффективная проектная деятельность должна быть направлена на разностороннее обогащение личности и способствовать:

  • формированию исследовательских умений младших школьников;
  • развитию творческой самостоятельности;
  • раскрытию интересов ребенка;
  • обогащению социального опыта;
  • воспитанию самоконтроля, дисциплинированности;
  • закреплению новых знаний;
  • духовному обогащению личности;
  • становлению положительной самооценки и уверенности в себе.

Для этого необходимо, чтобы любая тема, которую учитель совместно с учениками выбирает для проекта, была освещена с разных сторон и сам проект в итоге нес не только информационный характер, но и способствовал в ходе его выполнения гармоничному развитию личности ученика.

Конечно, главным помощником, который позволит увидеть возможные направления для раскрытия темы, должен стать учитель. Естественно, что это окажется возможным лишь в том случае, если в классе работает внимательный к своим ученикам педагог, знающий их интересы и индивидуальные особенности, человек увлеченный и эрудированный.

При выполнении одного проекта всеми учениками класса педагогу важно помочь детям правильно разбиться на группы, учитывая и их интересы, и способности, и личные взаимоотношения, и степень сформированности проектных умений. Под умением в данном случае мы подразумеваем «мысленное или практическое действие, способ реализации деятельности» [3: с. 209].

В заключении еще раз отметим, что творчество — это высшая деятельность человека и необходимо уже в начальной школе приобщать к ней учеников. И проектная деятельность как раз позволяет ученикам развивать свою креативность, а при грамотном выстраивании работы способствует духовному росту личности. Работа под руководством чуткого педагога приводит к тому, что дети не боятся высказывать собственные идеи и  суждения, делают успехи в коммуникативной сфере, осознают ценность своих трудов. Ситуация успеха при защите-выступлении бесспорно способствует развитию познавательного интереса у школьников. Выполнение абсолютно любого проекта, вне зависимости от того, какие именно проблемные вопросы он решает, должно служить главной цели — значительно расширить кругозор ребенка, помочь увидеть окружающий мир цельным и развивающимся. Очень важно именно в начальной школе способствовать тому, чтобы ребенок начал осознавать себя частью огромного мира, природы, истории и культурного пространства. Именно это осознание является залогом здоровой и вечной мотивации к учению.

Литература

  1. Павлова, Н.П. Интегрированный подход в образовательной деятельности / Н.П. Павлова [Текст] /Парадигмальный диалог в отечественном педагогическом знании: материалы научно-практической конференции с международным участием. Ученый совет Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, 2016. — С. 133-139.
  2. Павлова, Н.П. Современный ребенок — показатель социального статуса семьи [Текст] / Н.П. Павлова,  Е.В. Ломтева /Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Редактор-составитель А.И. Савенков. 2017. С. 257-263.
  3. Семенова, Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе [Текст] // Вестник ТГПУ ( TSPU Bulletin ). — 2012.-№11 (126). — С. 208 — 211.
  4. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении // [Электронный ресурс]: учебное пособие.- 2-е изд., стер.- М.: ФЛИНТА, 2014.- 144 с.

The article talks about necessity of spiritual education and about introduction of world cultural heritage to younger students. The author proposes to implement these tasks through the project activity. Project work “Mill in the Russian village” and its analyzes are given as example.

Keywords: project activities, younger students, spiritual education, cultural heritage, creativity.

http://izvestia-ippo.ru/fedorova-e-a-vozmozhnosti-proektnoy-te/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *