Евдокимова В.А., Колотвина А.В. | Влияние эпоса на формирование менталитета: Россия и Британия: методический аспект изучения

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

УДК 372.881.111.1

Студенты Московского городского педагогического университета

KolotvinaAV@mgpu.ru

EvdokimovaVA@mgpu.ru

В статье представлено понятие эпоса и его влияние на формирование национального менталитета. Подробно рассмотрены истории народного эпоса Британии и России. В тексте статьи освещаются главные герои народных эпосов и их влияние на формирование характерных черт народа. Сравнивается Россия и Британия на предмет образования эпоса, влияния на него исторических событий и исторических личностей.

В наши дни все больше людей обращается к своим истокам [4], в частности к фольклору, являющемуся одним из основополагающих элементов культуры. Именно в фольклорных произведениях можно найти отражение жизненного опыта, культуры. Для определенной нации и этноса присущи определенная совокупность черт, которые можно охарактеризовать национальным характером. Данный национальный характер формируется на всем протяжении существования народа и тесно связан с его культурой и историей. [3]

У каждого народа есть свои сказки, отражающие национальные и культурные особенности. Зачастую, в сказках можно найти не только фантастический вымысел, но и зерно правды. Кроме того, именно сказка является одним из излюбленных детских жанров. Через неё можно приобщить ребёнка к изучению культуры другой страны, а в последствие и языка.

Влияние эпоса на формирование менталитета

Благодаря взаимосвязи фольклора с историей и культурой народа можно говорить о его влиянии на формирование менталитета. При изучении эпоса дети буквально впитывают действия героев произведений в себя, получая представление о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также некоторые особенности своего народа. Более подробно можно рассмотреть это на примере эпоса Британии и России.

Что же такое “эпос”? Согласно толковому словарю Ожегова, это произведения народного творчества, в том числе героические сказания, песни [2].

 История народного эпоса Британии

Британский эпос состоит из ирландских, шотландских, валлийских и английских произведений. Такое разнообразие обусловлено историческим и территориальным факторами. Как известно, территорию британских островов населяли племена древних кельтов, чья культура в те времена считалась высокой. Даже в наши дни нельзя не восхититься памятниками их искусства и литературы, дошедшими до наших дней, в особенности легендами.

Самыми известными являются валлийские легенды о Тристане и Изольде, а также о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. В них можно прочитать о событиях, произошедших за тысячи лет до нашего рождения, о быте и традициях того времени. Несмотря на то, что за годы своего существования легенда обрастает новыми, подчас неожиданными, подробностями, все версии роднит единый сюжет и герои, и именно поэтому можно говорить о некоторой историчности легенд: сами события, как и действующие лица, пусть с долей художественного вымысла, происходили и существовали в действительности. Правда, стоит отметить, что не все легенды следует принимать на веру: существует множество кельтских легенд о волшебных существах, именуемых Фейри.

Как известно, древние британцы были язычниками и поклонялись множеству богов. Но помимо восхваления, эти боги были обречены на осуждение и, в конце концов, низвержение до маленьких существ. К этим существам относят и Брауни, помогающих по хозяйству, и Лепреконов, обладающих горшочками с золотом, и Баньши, являющихся предвестниками смерти.

Помимо легенд и сказок, следует выделить шотландские баллады. В них, как и в легендах, часто встречается изложение реальных исторических событий, но отличается форма: баллада положена на музыку. В балладе могло быть воспето как благородство, так и любовь и преданность. Героями баллад могли являться как обычные люди, так и поэты, лорды или волшебные создания.

Сами британцы в наши дни относятся к легендам с изрядной долей скептицизма и юмора, что является особенностью их мироощущения, ведь даже говоря о чём-то волшебном, они не теряют связи с реальностью. И всё же, несмотря на скептицизм, жители Объединенного Королевства очень любят рассказывать о волшебных существах, и их сказки остались практически неизмененными.

Одной из возможных причин этой “чистоты” эпоса является насильственное насаждение культуры захватчиков, которых было много на британских островах за всю историю Британии. Однако не только от интервентов приходилось оберегать свою культуру: ирландцам, шотландцам и валлийцам приходилось противостоять ещё и англичанам, на фольклор которых в значительной степени повлияли европейцы.

Таким образом, благодаря сказкам, балладам и легендам британцы и являются теми, кто они есть. Все эти произведения оказывают значительное влияние на людей, их менталитет. С детских лет британцы впитывают культуру, приобретая такие всемирно известные черты, как вежливость, педантичность, чувство юмора.

Одним из важнейших и наиболее действенных средств ознакомления школьников с историей и культурой страны изучаемого языка является знакомство с народным эпосом – сказками, легендами, преданиями. Это позволяет в увлекательной и доступной форме познакомить детей с традициями и менталитетом другого народа. В условия инклюзивного обучения, как утверждает в своем исследовании Апарина Ю.И., адаптивная речь учителя становится продуктивным средством знакомства детей с культурой другого народа [1, c. 20].

История народного эпоса России

Тема русского эпоса многообразна и неисчерпаема. Он является нашим достоянием и гордостью. “В русских былинах отсутствует идея религиозных войн; ни верность вождю, ни кровавая месть не становятся определяющими темами русского эпоса. В русских былинных традициях – освобождение, защита, прославление земли русской и ее народа” [5]. Существовал и детский фольклор, который сочинялся и исполнялся как самими детьми, так и для них.  К таким нему можно отнести: песни, стихи, заклички, дразнилки, колыбельные песни, считалки и многое другое.

Ранняя история формирования эпоса изложена в Повести временных лет, где просматриваются элементы эпоса свойственные для периода княжения Ольги и Владимира.

В русском народном эпосе присутствуют упоминания об аварах, обрах, печенегах, половцах, татарах, греках, жидовинах, хазарах, латинах, немцах.
Если говорить об упоминаниях о Богах, то здесь не складывается четкой картины. Известно лишь то, что имеется представление о соответствии богов с древнегреческими, индоиранскими, скандинавскими. Боги появились в русском эпосе достаточно поздно и представляли таких существ типа упырей, русалок, берегинь, ведьм и других. Русский народ относился к данным богам с насмешкой. Например, самый древний бог Род падает с дуба, что сохранилось в выражении: «ты что, с дуба упал?».
В русской культуре существует цикл былин о Владимире Красном Солнышке. Какое-то подобие этого цикла есть у британских кельтов с их сказаниями о короле Артуре.

Участие в русском эпосе приняли и богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Интересно, что данные герои действуют в эпосе в разные исторические периоды. Данная особенность затрудняет связь героев с определенными историческими событиями. Но на основании русского эпоса можно сделать некоторые исторические выводы, которые представляются достоверными.
В большинстве случаев русский эпос противоречиво относится к своим героям, особенно когда это исторические персонажи.
Приведем в пример княгиню Ольгу. С одной стороны, княгиня из простых людей, устроительница России, принявшая христианство. Она добра и красива. С другой стороны, она убийца мужа. Первое описание княгини относится к представлениям народа и церкви. Второе представление основано на конкретных временных отрезках, когда княгиня была вынуждена проявить жестокость.

Важной частью русского эпоса были сказки, которые отражали жизнь и представления разноплеменных обитателей на различных этапах истории. И сказки о животных, и легенды, связанные с верой в духов природы и растений, а также обрядовые песни и детский фольклор характерны для русского фольклора. Все это в полной мере оказало влияние на менталитет России.

Герои русского фольклора

Основными героями русского эпоса, как известно, являются богатыри.

Наряду с могучими богатырями в них упоминаются и калики перехожие. Они исцеляют и наделяют непобедимой силой Илью Муромца. Калики в фольклоре не противопоставляются богатырям, а сами являются богатырями, так как в те времена духовный подвиг приравнивался к ратному.

Таким образом, через русский эпос можно проследить наиболее характерные черты, присущие русскому народу: терпение, жертвенность ради общего блага, патриотизм, моральная и физическая сила, полагание на “авось”. Знакомство детей с народным творчеством начинается еще в дошкольном возрасте и продолжается в начальной школе. Дети изучают русские сказки и могут идентифицировать характерные черты национального менталитета.

Вывод

Несмотря на достаточную географическую удалённость, в фольклоре России и Британии довольно много общего: причем сходств больше, чем отличий.

Во-первых, и у русских, и у британцев есть сказки, в основе которых лежат языческие верования.

Во-вторых, и у одних, и у других есть произведения, имеющие историческую подоплеку.

В-третьих, и русские, и британцы уважают в людях одни и те же качества, которые и воспевались в произведениях эпоса: смелость, ум, находчивость, благородство.

Рекомендуется изучать с детьми примеры народного эпоса России и Британии параллельно, на уроках литературного чтения и английского языка. Таким образом, дети получат возможность сравнивать и сопоставлять героев и события различных произведений и научатся мыслить критически, выделяя положительные и отрицательные черты у одних и других.

Кроме того, народная сказка — один из любимых жанров русского и британского фольклора. И знакомство с культурой страны необходимо начинать именно с изучения фольклорных традиций, чтобы в дальнейшем лучше понимать как язык и литературу, так и мышление народа.

Литература

  1. Апарина Ю.И. Адаптивная речь учителя как продуктивное средство обучения в условиях инклюзивного образования // Инклюзивное иноязычное образование сегодня: проблемы и решения. Сборник статей по итогам VI заочной научно – практической конференции. –2020. – С. 12-21.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 2 – М.: Русский язык, 2000. – 779.
  3. А. П. Василевич. Откуда берется представление о национальном характере? // Вопросы психолингвистики – 2010. – № 12. – С. 76-87. – Электрон. копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки КиберЛенинка.
  4. Лихачев С.В. Проблема определения содержания понятия «российская культурная идентичность» / С.В.Лихачев //Формирование культурной идентичности обучающихся в процессе филологического образования. составитель и ответственный редактор Т. И. Зиновьева. Москва, 2018. С. 10-20.
  5. С. И. Селиванова Русский фольклор. Основные жанры и персонажи. Текст предоставлен издательством Русский фольклор. Основные жанры и персонажи: Университетская книга, Логос; М.:; 2008.

The article presents the concept of the epic and its influence on the formation of mentality. The stories of the folk epic of Britain and Russia are considered in detail. The text highlights the main characters of folk epics and their influence on the formation of the characteristic features of the people. Russia and Britain are compared for the formation of the epic, the influence on it based on historical events and the rule of important historical figures.

Keywords. Epic, folk epic, mentality, Russia, Britain.

http://izvestia-ippo.ru/evdokimova-v-a-kolotvina-a-v-vliyanie-ye/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *