УДК 373.3
Студент бакалавриата
В статье рассматривается организация диалогического общения младших школьников, как важного компонента коммуникации. Работа учителя над организацией диалогового общения предусматривает подбор предмета диалога (художественное произведение изобразительного искусства), комплекса вопросов, организации учебной дискуссии с обсуждением и аргументацией разных точек зрения. Автор делает вывод о том, что систематическое использование таких организованных обсуждений должно быть направлено на формирование культуры ведения диалога и как следствие культуры коммуникации.
Диалог в образовательном процессе, несомненно, один из основных способов взаимодействия учащегося с учителем. Являясь компонентом коммуникативных УУД, диалог способствует раскрепощению обучающихся. Ребенок чувствует сближение с собеседником, а также в процессе учебной дискуссии приходит к истине. Для педагога диалог одна из распространенных форм проверки усвоения изученного материала. Еще лучше, если педагог использует диалог «в контексте идей проблемного обучения, посредством создания педагогом учебных проблемных ситуаций и организации совместного обсуждения различных точек зрения диалоге» [4, с.48].
Учитель организует диалоговое общение с ребенком практически на каждом уроке. Задавая ребенку простые вопросы, направленные на воспроизведение изученного материала, учитель уже вступает в диалог с ним. Однако более интересны ситуации, когда ответы носят не просто репродуктивный характер, но и содержат компоненты аргументации, что приводит к рассмотрению и приятию различных точек зрения.
Выбор художественных произведений в качестве предмета диалогического общения неслучаен. С одной стороны он обусловлен заказом ФГОС на эстетическое воспитание, с другой доступностью материалов [1]. В настоящее время совсем не обязательно ехать в музей или на художественную выставку или долго искать необходимую репродукцию картины в журналах. Можно воспользоваться сервисом любого поисковика и выбрать необходимое произведение в наилучшем качестве разрешения. Кроме того, некоторые репродукции картин известных художников можно найти непосредственно на страницах учебника. Любой ресурс, содержащий «репродукции картин выдающихся мастеров живописи, может быть использован на уроках в качестве иллюстративного материала, расширяющего представления младших школьников не только о природных, но и социальных явлениях, об истории материальной культуры, быта, обычаях россиян» [1, с.50].
При подборе иллюстративного материала, однако надо удостовериться в правдивости исторического или естественнонаучного изображения, т.е. провести тщательную проверку изображаемых объектов на принцип научности.
Так, для организации диалогового общения была выбрана картина А. Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском». Это полотно носит историческую ценность, эстетический характер и доступно, т.к. его репродукция находится в учебнике по окружающему миру второго класса. При желании оригинал произведения можно увидеть в мемориальном музее-квартире художника А. М. Васнецова в Москве.
Предложенный диалог по репродукции с обучающимися предполагает две ступени восприятия материала. Для начала нужно обратить внимание обучающихся на планы, поговорить о сюжете, развивая идею подготовки к грядущему сражению. «Any knowledge, especially linguistic, is absorbed well if it is required and applicable in a situation» [5, p. 2]. Примерные вопросы для обсуждения могут звучать так. Что изображено на картине? Что ты видишь на первом плане? Что делают люди перед стеной Кремля?
Дальнейшая стратегия диалога предполагает необходимость аргументировать свое мнение. Вопросы, задаваемые педагогом уже, не только затрагивают описание изображения, но и требуют от ребенка осмысления полученной визуальным путем информации: «Подумай, что тебе поможет определить год, изображенный на картине?» «Как ты думаешь, для чего художник изобразил на заднем плане между крыш домов церковь?» Такие вопросы предполагают выражение собственного мнения обучающихся, его четкая аргументация. В общение могут быть вовлечены многие ученики. В таком случае мнения обучающихся могут отличаться. В ходе учебной дискуссии могут быть выявлены разные точки зрения. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку принять такую отличную точку зрения, а, возможно, и избежать конфликта.
Учителю следует рассказать, что изначально Кремль был деревянным, а также обратиться к тексту учебника, где сказано о перестройке Кремля. Таким образом, у обучающихся будет представление о Кремле в различные периоды. Учитель дает возможность младшим школьникам предположить, по какой причине было решено построить белокаменный Кремль, а после прийти к его современному виду – из красного кирпича.
В процессе диалога, с помощью вопросов, педагог подводит учащихся к проблемному вопросу. Почему вокруг белокаменного Кремля князь решил сжечь все деревянные строения? Почему Тохтамыш не попал в Кремль силой?
Эти все вопросы подводят учеников к тому, что белокаменный Кремль устоял перед натиском войск противника, потому что не боялся огня. Тогда почему было решено перестроить Кремль и заменить цвет кирпича на красный? С какой целью это было сделано?
Дальнейший диалог возможен в контексте вопроса: «Как ты думаешь, в чем главный смысл картины?» Он предполагает развивать умение рассуждать, убеждать собеседника.
Подобный диалог уместно провести на уроке окружающего мира, обратить внимание не только на текст в учебнике, но и обсудить ценность живописного полотна, углубить знания обучающихся в тематике урока. В ходе диалога преподаватель выявляет степень усвоения материала и глубину знаний по исторической теме.
Для закрепления тематики учащимся можно предложить рассмотреть готовую схему, опубликованную на портале АИФ «От дуба к кирпичу: как менялся московский Кремль? (https://aif.ru/dontknows/infographics/1422539). В схеме четко показаны причины разрушения Кремля и материал, из которого был построен Кремль в определенный исторический момент.
Возможен и несколько иной ход дальнейшей работы по теме. Можно провести виртуальную историческую экскурсию «История Москвы в картинах Аполлинария Васнецова», используя уже готовый материал сайта.
В последствии целесообразно провести сравнительный анализ белокаменного Кремля времен Донского с современным. В этом поможет, например, сайт Air Pano с панорамными фотографиями Московского Кремля (https://www.airpano.ru/360photo/moscow-kremlin-russia/). Перейдя по ссылке, ребенок может совершить виртуальную экскурсию в современный Кремль. Во время дистанционного образования виртуальные экскурсии приобретают особую актуальность [2]. Можно дать задание детям, найти из просмотренных фотоматериалов фотографию ракурса Кремля, подобного изображенного на картине А.М. Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском». Дети, рассматривая и сравнивая изображения, находят необходимый ракурс и аргументируют свою точку зрения. Возможна и организация виртуальной экскурсии, например, с помощью «Яндекс-панорам» [2, с. 106].
Если же есть возможность сходить с классом на реальную экскурсию, то можно воочию увидеть современный вид Кремля. попытаться вместе с детьми предположить с какого современного ракурса был нарисован Кремль времен Донского. Каждый ребенок может сделать фотографию современного вида Кремля. В классе же можно сделать фотовыставку с обсуждением полученных фотографий.
На этапе закрепления полученных знаний можно предложить обучающимся на уроке изобразительного искусства выполнить рисунок либо Спасской башни, либо части Кремля на выбор ребенка. Благодаря интеграции мы добиваемся прочного усвоения знаний учащимися.
Таким образом, организация диалогического общения младших школьников, как важного компонента коммуникативных УУД, предусматривает подбор предмета диалога (художественное произведение изобразительного искусства), комплекса вопросов, организации учителем учебной дискуссии с обсуждением и аргументацией разных точек зрения. Систематическое использование таких организованных обсуждений должно быть направлено на формирование культуры ведения диалога и как следствие культуры коммуникации.
Литература
- Лихачева Т.С. Альтернативные средства повышения естественнонаучной грамотности младших школьников // Инновационные и традиционные технологии естественнонаучного и математического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. материалы исследовательских работ преподавателей и студентов педагогического вуза, учителей общеобразовательной школы. Ульяновск, 2021. С. 47-51
- Лихачева Т.С. Использование виртуальных экскурсий по курсу «Окружающий мир» // Стратегия развития российского образования на период до 2025 года. 2019. С. 103-109.
- Лихачева Т.С., Вазинге О.С. Развитие коммуникативных компетенций с опорой на пословицу // Начальная школа. 2021. № 1. С. 45-47.
- Львова А.С., Маликова М.Г., Кубарева А.В. Формирование культуры диалогического общения в учебной дискуссии//Начальная школа. 2021. № 1. С. 48-50.
- Silchenkova L., Likhachev S., Desyaeva N., Likhacheva T., Sheveleva N. Learning Opportunities of Urban Space Semiotics // Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. Moscow, 2021. С. 3008.
The article discusses the organization of dialogical communication of primary schoolchildren, as an important component of communication. The teacher’s work on the organization of dialogue communication involves the selection of the subject of dialogue (a work of art), a set of questions, the organization of an educational discussion with discussion and argumentation of different points of view. The author concludes that the systematic use of such organized discussions should be aimed at creating a culture of dialogue and, as a consequence, a culture of communication.
Keywords. Dialogue communication, argumentation, educational discussion, paintings, the world around.
http://izvestia-ippo.ru/ermolenko-a-i-organizaciya-dialogiches/