Е.М. Селеменева | ВОСПИТАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

 магистрант Московского городского педагогического

университета

E-mail: Selemenevae@mail.ru

 

 

 

Статья посвящена проблеме воспитания поликультурной личности в изучении русского (иностранного) языка, в статье рассматриваются понятия «поликультурное образование» и «поликультурная личность», сделан вывод о развитии поликультурного образования в нашей стране.

В настоящее время для развития быстрого и демократического государства и гуманизации общественной жизни важное место занимает образование, рассматривающееся как непрерывное взаимодействие культур и цивилизации. Исходя из этого, в поликультурном образовании появляется много задач, в их числе: усиление содержания образования по вопросам изучения культур посредством изучения родного языка, подразумевающее единство знаний, творчества и многомерного мировосприятия; развитие ценностных установок личности путем обогащения ее национально-специфическим значением и важностью не только своей, но и других культур.

Школа создает условия для введения учащихся в родную культуру, родной язык. Это позволяет им осознать свою уникальность, выработать представление об определенной социальной группе, об общих корнях, об особенностях культуры, языка, быта, норм поведения народа, а также полнее раскрыть свои задатки и дарования как предпосылки для воспроизводства и обогащения родной культуры. Изучение родного языка должно быть направлено не только на повышение уровня речевого развития, но и на освоение культурного достояния этноса, на формирование научного мировоззрения.

Ребенку должна быть предоставлена возможность обучения на родном или родственном ему языке, а также право выбора языка обучения.

Освоение этнокльтурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира, частью достижений целостного взаимозависимого мира. В контексте поликультурного образования акцент смещается на заложенные в этнических культурах ценности, имеющие прогностическое значение, способствующие развитию личности, социальному и научно-техническому прогрессу, установлению добрососедского сотрудничества на межличностном, государственном, международном уровнях.

Каждая этническая общность имеет право самостоятельно определять содержание и формы включения подрастающего поколения в деятельность по освоению собственного культурного опыта. В логике поликультурного образования целесообразно знакомить школьников с историей, художественным искусством, традиционными ремеслами своего народа в контексте культурного развития России и мира. Это позволит более четко определить роль и место родной культуры в общецивилизационном процессе, не допустить самоизоляции этноса, обеспечить единое культурное и образовательное пространство и в конечном счете способствовать расширению социальной мобильности личности.

На современном этапе развития педагогической науки содержание и направленность образования претерпевают изменения, увеличивается влияние современных подходов к совершенствованию качества образования. В этом отношении достаточно важным является обращение ученых к педагогической поддержке личности. Проведя анализ психолого-педагогической литературы, можно выявить точки зрения развития поликультурной личности в изучения иностранного языка (русского).

Для изучения одного из разделов русского языка, как иностранного, поликультурная личность исследует разные этапы изучения. Для упрощения системы изучения лексики в поликультурном пространстве были созданы многоязычные словари. Для упрощения системы студентам и школьникам доступны учебники и родном языке, и на иностранном (русском).

Современный мир состоит из множества национальных культур, взаимодействующих между друг другом. Все, что происходит у отдельных народов, отражается на ситуации в других странах. Проявление особенностей, специфических черт в трудовой деятельности и бытовой сфере наблюдалось еще тысячелетия назад. Процесс сближения и пересечения культур сначала обладал постепенным характером, но потом стал убыстряться. Особенности мировосприятия и отношения к миру, психология народа, национально-этнические особенности выработались со сменой поколений. Сегодня взаимозависимость между культурами является отличительной чертой современного мира, где границы между культурами постепенно становятся размытыми, теряя свое своеобразие.

Долгосрочный и сложный процесс глобализации межкультурных связей побуждает к необходимости в создании такой концепции образования, в которой будут отражены тенденции, находящиеся во взаимодействии, как с сохранением этнического своеобразия культур, так и непосредственно с процессами глобализации и интеграции.

Процесс глобализации выдвигает на первый план проблемы, которые связанны с поликультурностью в образовании. Концепция глобального образования является тому альтернативой. Образованию необходимо учитывать интеграцию и формироваться в соответствующую систему. Систему глобального образования мы рассматриваем как «совокупность преемственных образовательных (общеобразовательных и профессиональных) институтов, общецивилизационного опыта, национальных программ и государственных стандартов, а также сеть образовательных учреждений и органов управления, реализующих идеи глобального образования». Теория глобального образования, возникшая на рубеже 60-70 годов XX века, авторами которой являются американские философы глобального Р. Хенви и Д. Боткин, исходит из основополагающей идеи, что современная школа, существующая в меняющемся, но также взаимосвязанном мире, выполняет задачу воспитания у учащихся единого целостного видения современного мира и места в нем человека. Р. Хенви и Д. Боткин характеризуют суть глобального образования как совокупность нескольких основных измерений: осознание неоднородности восприятия мира, осознание состояния планеты, понимание культуры других народов (кросс-культурная грамотность), знание глобальной динамики, осознанный выбор. Для достижения поставленной цели необходимо внедрение специальных учебных программ и учебных планов.

Т.В. Разумовская определяет поликультурное образование как «одно из направлений развития современной педагогической теории и практики, основывающейся на необходимости подготовки человека к жизни в условиях быстро меняющегося, все более взаимосвязанного мира, нарастающих глобальных проблем и кризисов» [3].

Следует согласиться с ученым 3.Т. Гасановым, который под поликультурным образованием понимает «включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, достижение понимания общемирового и специфического в этих культурах, воспитание внимания к глобальным, общемировым событиям, понимание их характера и последствий, развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными и равноценными различных точек зрения на мировые явления» .

Хотя при этом, вопросы по формирования этнической идентичности, национального самосознания и другие остаются недостаточно раскрытыми. Однако в Российском научном центре «Формирование культуры межнационального общения» существуют попытки соединить проблемы воспитания национальных чувств и сознания и глобального образования, также в последнее время стало развиваться такое направление педагогики, как педагогика межнационального общения (3. Т. Гасанов, В. И. Матис), начались глубокие теоретические исследования и практические наработки в области педагогики толерантности (А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, В. А. Тишков, Л. А. Шайгерова, О.Д. Шарова) и т.д., в том числе на базе муниципальных общеобразовательных учреждений школа № 60, гимназия № 79, лицей № 112, которые вошли в экспериментальный комплекс программы сохранения и развития системы образования в Алтайском крае преподавался курс «Культура межнационального общения» (И.А. Новикова) [5].

В научно-исследовательских работах В. П. Комарова представлены результаты исследований в области формирования культуры межнационального общения, представляющего ее как один из критериев развития в целом мировоззренческой культуры личности, являющейся одновременно усилением взаимопонимания между людьми и средством социализации личности. По мнению В.П. Комарова, культура межнационального общения представляет собой духовно-практический феномен, воспитание ее происходит в повседневном личностном взаимодействии.

Таким образом, поликультурное образование развивается с каждым годом. В школах, в высших учебных создаются специализированные библиотеки, в которых школьникам и студентам предлагают изучить новые пособия по изучению иностранного языка. Главной задачей современного общества в изучении поликультурной личности является создание словарей нового типа. Играющие важную роль в образовательном процессе, методики помогают изучать иностранным студентам русский язык, как родной.

 

Литература

  1. Ассоциативный учебный словарь топографической лексики русского языка [Текст]: учебное пособие / авторы и сост. Л.А. Инютина, Т.С. Шильникова / отв. ред. Л.А. Инютина. – Новосибирск: Манускрипт-СИАМ, 2019. – 50 с.
  2. Денисов П.Н. Очерки по русской лексикологии и учебной лексикографии [Текст] / П.Н. Денисов. – М., 1974. – 253 с.
  3. Рабочая тетрадь по русскому языку как иностранному. Письмо. Фонетика. Интонация (элементарный уровень) [Текст]: учебное пособие / Е.Ю. Полякова. – 48 с.
  4. Русский язык как иностранный в системе подготовительных отделений российских вузов: Сборник информационно-аналитических материалов [Текст] / науч. ред. Л.А. Вербицкая; сост. А.В. Коротышев. – СПб.: РОПРЯЛ, 2017. – 112 с.
  5. Терминасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация [Текст] / С.Г. Терминасова. – М.: Слово/Slovo, 2000. – 163 с.

http://izvestia-ippo.ru/e-m-selemeneva-vospitanie-polikultu/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *