Е.А. Яшечкина | ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЦВЕТОВЫХ ЭПИТЕТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

студент магистратуры Рязанского государственного

 университета имени С.А Есенина

E-maill: katya.starchenko.9797@mail.ru

 

В статье анализируются требования к предметным результатам по дисциплине «Русский язык», отмечается важность такого вида обучения, как сочинение по картине, предлагаются приемы изучения цветовых эпитетов на уроках русского языка.

Непрерывное развитие общества диктует постоянные изменения в сфере образования. В настоящее время ведущей идеей модернизации образования является принцип формирования компетенций. В теории и практике преподавания русского языка особое внимание уделяется развитию языковой личности ученика и формированию коммуникативной компетенции, которая включает в себя функциональный аспект языковой системы и качество культуры речи. Иными словами, коммуникативную компетенцию можно определить, как совокупность навыков, которые обеспечивают возможность выбора языковых средств, адекватных речевой ситуации.

Культура речи учеников напрямую зависит от богатства их лексического запаса и выразительности речи. Поэтому в современных требованиях к образованию этим аспектам уделяется особое внимание. Так, согласно ФГОС ООО нового поколения, предметные результаты по учебному предмету «Русский язык» должны «обеспечивать обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения» [4: с. 58]. Также в упомянутом выше нормативном документе акцентируется внимание на требованиях к выразительности речи ученика. Отмечается важность осознания детьми богатства русского языка и его выразительных возможностей. Согласно требованиям, учащиеся должны уметь производить анализ собственных и чужих текстов с точки зрения употребления в нем языковых средств выразительности [4: с. 57].

Работа по обогащению словарного запаса учащихся и развитию выразительности многоаспектна и широкомасштабна, так как без нее невозможно формирование языковой личности ученика. Одним из основных видов данной работы является последовательная подготовка к сочинениям различных жанров. Ведь по сформированности у учеников умения порождать собственные устные и письменные тексты можно судить о степени развития коммуникативных навыков.

Написанию любого сочинения должна предшествовать кропотливая работа по сбору материала. По мнению Т.А. Ладыженской, детей необходимо учить определять в наблюдаемом материале то, что относится к теме, уметь фиксировать свои наблюдения и пользоваться ими в процессе написания сочинения [3: с.70]. Следовательно, качество отобранного материала напрямую связано с умением наблюдать. Если у учеников не сформировано данное умение, то их творческие работы будут малосодержательными. Поэтому работа над формированием наблюдательности у учеников является особой задачей учителя.
Т.А Ладыженская отмечает, что механизм сбора материала лучше всего демонстрировать в процессе работы над сочинением по картине, так как на ней четко запечатлено то, что необходимо наблюдать [3: с. 78]. Ведь, как пишет Н.К. Крупская, если детям предложить описать что-либо из того, что их окружает, то без умения наблюдать ребенок потеряется в деталях, не сможет выделить существенное [2: с. 359]. К тому же при работе над сочинением по картине учителю удобно показывать приемы фиксации наблюдений, так как педагог и ученики имеют возможность обращаться к произведению в любой момент и столько раз, сколько это потребуется. Поэтому, как отмечает А.Д. Алферов, «картина может научить детей видеть все, что необходимо, рассматривая какой-либо предмет» [1: с. 256].

При работе над сочинением по картине следует обратить особое внимание на колористику произведения изобразительного искусства, так как цвет является одним из основных способов выражения замысла художника. Но при описании цветовой гаммы картины многие ученики сталкиваются с трудностью, так как имеют скудный словарный запас и не знают название цветов и их оттенков.

Изучение цветовых эпитетов на уроках русского языка заслуживает особого внимания, так как данные лексические единицы не только передают реалии действительности, но и являются средствами художественной выразительности, могут обладать символическим смыслом и воздействовать на эмоциональное состояние человека. Поэтому обогащение словарного запаса цветовыми эпитетами способствует не только увеличению количества слов в активном словаре учеников, но и развивает выразительность речи учеников.

В качестве одного из приемов в работе по обогащению словарного запаса учеников цветовыми эпитетами можно использовать своеобразные цветовые словарики, в которых будет представлен образец оттенка цвета и его название. Количество цветов в таком словарике должно варьироваться в зависимости от класса и степени успеваемости учеников.

В рамках подготовки к сочинению учащимся можно предложить соотнести оттенки, представленные в словарике, с цветовой гаммой картины и выписать название всех цветов, которые они смогли распознавать. Эта отчасти поисковая работа направлена на развитие наблюдательности и с большой вероятностью вызовет интерес у учеников, так как многие из них впервые узнают о столь существенном разнообразии названий цветов (детей может удивить выделение различных оттенков основных цветов, например, кобальтовый и ультрамариновый как разные оттенки синего).

Для поддержания интереса у учеников целесообразно выбрать картину, на которой отображено как можно больше различных оттенков. Для первого подобного упражнения, на наш взгляд, хорошо подойдет полотно И.К. Айвазовского «Девятый вал». Для дополнительной мотивации учеников можно ввести соревновательный момент или же предоставить возможность детям выполнить это задание в группе с перспективой дальнейшей защиты ответов перед классом. Для того чтобы ученики осознали, что цвета несут эмоциональную нагрузку, можно предложить им выписать названия тех оттенков, при помощи которых, на их взгляд, автор выражает общее настроение картины. Весь собранный таким образом материал послужит основой для написания сочинения по картине.

Для закрепления осмысления значения цветовых эпитетов и развития наблюдательности можно использовать задания, в которых нужно будет определения названия цветовых оттенков предметов, окружающих школьников в повседневности. Это приведет к формированию ассоциативной связи между реалией действительности и ее обозначением и будет способствовать лучшему усвоению значения изучаемых лексических единиц.

Для выявления психологических функций цветовых эпитетов можно предложить ученикам описать одно и то же событие, например, утреннюю дорогу в школу, используя различные цветовые эпитеты (холодные и теплые цвета). Основной задачей учеников будет сравнение различных вариантов текстов и выявление отличительных черт с точки зрения их эмоционального восприятия. Целесообразно предоставить детям слова для справок, в которые в обязательном порядке должны входить названия неизвестных ученикам цветов. Перечень слов для справок может включать в себя следующие цветовые эпитеты: золотой, шафрановый, синий, серый, нефритовый, желтый, малахитовый, графитный, коричневый, розовый, джеральдин, амарат и т.д. Для определения семантики слов ученики могут обращаться к вышеупомянутому цветовому словарику. Количество незнакомых названий должно варьироваться в зависимости от уровня речевого развития учеников.

Подобные упражнения не только стимулируют учеников к порождению собственных текстов, что является одним из важнейших умений языковой личности, но и создают проблемные ситуации, в которых у детей появляется мотивация к расширению своего словарного запаса и использованию новых лексических единиц в своих речевых высказываниях. Таким образом, планомерная и систематическая работа, направленная на изучение цветовых эпитетов на уроках русского языка, способствует осмыслению выразительных возможностей языка и пополнению словарного запаса, что, в свою очередь, напрямую соответствует современным требованиям к результатам образования.

 

Литература

  1. Алферов А.Д. Родной язык в средней школе: опыт методики / А.Д. Алферов // Москва: Сотр. шк., 1911. – 556 с.
  2. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 10 т. / под ред. Н.К. Крупской // Москва: Изд-во Акад. пед. наук, 1957-1963.
  3. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям в V-VIII классах [Текст] / Под ред. Т.А. Ладыженской // Москва: Просвещение, 1967. – 312 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Городской методический центр. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120210705 0027 (дата обращения: 14.02.2022)

http://izvestia-ippo.ru/e-a-yashechkina-puti-realizacii-trebova/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *