магистрант Московского городского педагогического
университета
E-mail: razuvaevak99@mail.ru
В статье рассматривается киносказка как средство становления у младших школьников важного нравственного качества – взаимовыручки. Младший школьный возраст идеально подходит для воспитания общечеловеческих ценностей и становления гражданской идентичности, а просмотр киносказок задаёт зрителям нравственные образцы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) декларируются положения о необходимости формирования у обучающихся основ гражданской идентичности, которая подразумевает гордость за Родину, свой народ и историю нашей страны, а также осознание своей национальной принадлежности и равноправное сосуществование народностей в многонациональном российском обществе. Отдельно в ФГОС НОО уделяется внимание развитию и формированию у детей гуманистических и демократических ценностей [1].
Младший школьный возраст (как период взросления) с одной стороны, идеально подходит для воспитания общечеловеческих ценностей и становления гражданской идентичности, а с другой стороны имеет целый ряд трудностей при реализации этой цели. Ученики начальной школы отличаются определенной внушаемостью и склонностью к подражанию, что может привести их к дезориентации в системе ценностей и неверных приоритетах, но именно в этом возрасте они испытывают особое уважение к учителям, поэтому именно преподавателю отводится главная роль в формировании у школьников системы ценностей и образцов (нравственных, коммуникативных, поведенческих и др.). На современном этапе развития образовательной системы в России становление у учащихся основ гражданской идентичности выходит на передний план процесса воспитания в целом.
В детстве чувства являются определяющими для образа жизни человека, именно они становятся основными мотивами поступков и формируют отношение к жизни. Но как увлечь маленького человека такими важными философскими вопросами как национальная и гражданская идентичность? Очевидно, что начинать с надо с малого, поскольку заложенный в начальной школе фундамент даст отличную возможность для выстраивания в средних и старших классах структуры гражданской идентичности в полном объеме.
Гражданская идентичность обладает следующими характеристиками: когнитивной, дающей представление об определенной социальной общности; ценностно-смысловой, определяющей различное отношение к своей национальной и социальной принадлежности (как позитивное, так и негативное или даже двойственное); эмоциональной, заключающейся в возможности принятия/непринятия национальной и социальной принадлежности; поведенческой, или гражданской активности.
Вряд ли понимание этих составляющих в полной мере будет доступно младшим школьникам, однако именно в возрасте от 7 до 10 лет развивается нравственное сознание и формируются моральные понятия, которые определяют взрослую личность человека, складываются такие принципы поведения в обществе, как взаимопомощь, ответственность за совершаемые поступки и др. Именно в этом возрасте ребенок развивается в обществе и учится функционировать в нем, постигает основные правила взаимодействия в социуме, осваивает основные законы коммуникации. В начальной школе учитель должен ориентироваться, прежде всего, на создание и закрепление в сознании детей правильных и четких понятий о морали и нравственности. Безусловно, первыми главными помощниками учителя в этом вопросе являются детские книги и отдельные литературные произведения. Развитию патриотизма и становлению нравственных принципов способствуют фольклорные и авторские произведения – от мифов и былин до народных и литературных сказок. Ребенок вдохновляется прочитанным, в главном герое видит идеал и ставит себя на его место (например, Ильи Муромца), испытывает чувство гордости за Родину и понимает всю важность взаимопомощи, как это случается в случае с друзьями-богатырями.
У школьников 10-11 лет развито чувство справедливости, в этом возрасте они начинают ценить дружбу и поведение друга, хотя представления о товариществе и взаимовыручке у них ещё весьма «размыты»: например, подсказку на уроке они расценивают как проявление истинной дружбы, а несовместное возвращение из школы – как предательство. Младшие школьники часто подражают сверстникам или героям любимых книг, фильмов, игр. Именно поэтому задача учителя в деле воспитания состоит в подборе и предъявлении ученикам «правильных героев» в качестве поведенческого идеала с учётом того, что взаимоотношения между героями сказок могут быть как положительным, так и отрицательным примером для читателя или зрителя.
У привычных к гаджетам современных детей чтение – не самый любимый способ проведения досуга. Для поддержания интереса к чтению вообще и в частности, к чтению сказок, на помощь приходят киносказки – фильмы, снятые по сказочным сюжетам. В распоряжении учителей и родителей имеется большой выбор отечественных фильмов, имеющих художественную ценность и помогающих сформировать основы будущего гражданина в игровой форме. Это советские детские киносказки, которые не только развлекали юных зрителей, но и учили их добрых делам и предлагали моральные ориентиры. Учеными доказано, что «детское кино не старится. Если фильмы, воспринятые детской аудиторией, со временем утрачивают привлекательность для ребенка, то сказки А. Птушко, А. Роу, Р. Быкова, И. Фрэза, Н. Кошеверовой остаются в репертуаре и современного юного зрителя» [2: с. 26].
Все сказки обычно оканчиваются хорошо, но, по законам жанра, в фильмах, где дети становятся участниками сказки, как, например, в фильме «Новогодние приключения Маши и Вити» (реж. Г. Казанский и И. Усов, 1975), ничего не может произойти без помощи и активного участия ребят. Маша и Витя отправляются спасать Снегурочку, которую похитил Кощей, решивший устроить Новый год для нечисти. Эта киносказка помогает ребятам понять, что и взрослым иногда требуется их помощь: Дед Мороз в сказке выступает именно как «представитель» старшего поколения, ему не под силу одному освободить свою внучку. Так ребенок понимает, что становится частью команды и должен сам решать проблемы, а если друзья ему помогут, тогда задача станет легче.
Дети в фильме решительные и смелые, умные и по-хорошему хитрые, готовые сражаться с несправедливостью. И это отличный пример для учеников, которые невольно проецируют себя на сказочных героев и представляют, как сами сражаются в сказке на стороне добра и выручают друг друга в сложных ситуациях. Полезно сначала посмотреть фильм вместе, а потом обсудить его. Можно обратить внимание на то, что по дороге к злому Кощею Маша и Витя помогают другим сказочным героям, которые становятся их помощниками. Только так, на основе взаимовыручки, и можно добиться заветной цели.
Детям можно рассказать и о становлении российского детского кино, упомянув, что первый фильм был снят еще в 1912 году, но особое внимание следует уделить киносказкам, которые производились, начиная с 1950-х годов. Так, «Илья Муромец» (1956) А. Птушко – одна из самых масштабных в истории отечественного кинематографа сказка, построенная на былинном сюжете, которая прекрасно смотрится и в наши дни. Ее основной посыл – защита Родины и дружба и взаимовыручка трёх богатырей. Оклеветанный боярами Илья Муромец томится в подземелье, но, когда нападают на родную землю тугары, приходит князь на поклон к богатырю, и вместе с друзьями Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем, освобождает он Русь Великую. Учитель может увлечь детей, устроив ретроспективу «богатырских фильмов», поскольку в современной России создано много полноформатных мультфильмов о богатырях. Например, цикл о трех богатырях и коне Юлии. Первый («Алеша Попович и Тугарин змей») вышел в 2004 году, последний («Три богатыря и Пуп Земли») – в 2023 году. И снова в центре внимания режиссеров не только сказочная составляющая, но и желание привить ребенку-зрителю нравственные ценности. Богатыри совершают множество подвигов, но сделать это могут только при взаимовыручке друг друга, коня Юлия, Змея Горыныча, волшебных помощников.
В 2017 — 2021 годах вышла на экраны трилогия о Последнем богатыре (реж. Д. Дьяченко). И снова в увлекательнейшей форме ребенку показывают, что один в поле – не воин. Иван, путешествующий из современного мира в сказочный, ничего не смог бы добиться сам без помощи своих друзей, в числе которых и Баба Яга, и Водяной. Трилогия учит уметь ставить общественные интересы выше своих, объединяться и давать отпор злой силе. У Ивана не складываются отношения с Финистом Ясным Соколом, но в момент опасности, когда Тьма наступает, они помогают друг другу и благодаря взаимопомощи побеждают.
Вышеназванные фильмы ориентированы на возраст от 8 дет, а вот с первоклассниками можно обсудить вместе с учителем мультфильм «Гуси-лебеди» (реж. А. Снежко-Блоцкая, И. Иванов-Вано), созданный в 1949 году по мотивам русской народной сказки, сюжет которой хорошо известен детям. Проблема для обсуждения – два типа взаимовыручки: положительный и отрицательный. Когда родители уезжают из дома и наказывают дочери следить за братом Ваней, девочка заигралась с подружками и не заметила, как братца крадут помощники Бабы-Яги – гуси-лебеди. Это пример безответственности и одновременно стремления исправить ситуацию (найти братца до приезда родителей). Далее ярко показаны взаимоотношения Машеньки с речкой, печкой, яблонькой, которые демонстрируют детям ВЗАИМОпомощь и ВЗАИМОвыручку.
Сказка – прекрасный и весьма эффективный «инструмент» для учителя. Она воспитывает ребенка, учит его добру, правильному поведению и достойному отношению к друзьям и близким. Благодаря сказке дети понимают истинные и ложные ценности, постигают законы дружбы и взаимовыручки.
Литература
- Спутницкая Н.Ю. Волшебная сказка и фольклорные традиции в российском детском кино. На материале игровых фильмов 1930-2000-х гг.: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Москва, 2010. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004877384.pdf
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (Дата обращения 01.02.2024).
http://izvestia-ippo.ru/e-a-razuvaeva-vzaimovyruchka-v-kinosk/