Магистрант Московского городского педагогического университета
E—mail: razuvaevak99@mail.ru
Аннотация: в статье рассматриваются образы нечистой силы в киносказках, предназначенных для детей. Современный ребенок не всегда усидчив, не всегда любит читать и всегда увлечен гаджетами, однако сказка в ее «киноформате» поможет увлечь его в мир литературы и занятий, особенно если правильно выбраны киносказки. Младший школьный возраст идеально подходит для просмотра киносказок, ведь с помощью них формируются образы злодеев, которые задают зрителям нравственные образцы.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) включает в себя различные разделы по образовательным областям, включая литературу. Сказки широко используются в школьной программе и планируются в рамках изучения литературного процесса. В рамках ФГОС предполагается, что изучение сказок помогает детям развивать воображение, логическое мышление и моральные ценности. Кроме того, сказки являются важным элементом культурного наследия и способствуют формированию интереса к чтению и литературе. [4]
Фольклорная сказка, в первую очередь, волшебная, строится на антитезе. И это проверенный веками народный прием: на противопоставлении добра и зла ребенку легче понять, как страшно зло и что победа над ним возможна и даже неизбежна, если будешь честным, смелым, умным, добрым по отношению к другим людям, настойчивым в достижении цели и ценящим поддержку друзей. Главное – бороться за правое дело.
«Носителями» зла в сказках бывают как сказочные персонажи – волшебные (например, Кащей Бессмертный (здесь и далее дается унифицированное написание «Кащей» через «а») и Змей Горыныч), так и просто недобрые люди. Например, в сказке о Василисе Прекрасной есть представители обеих этих «групп». Сводные сестры Василисы – лентяйки, способные на все из зависти. «Сказочным» же воплощением зла в сказке о Василисе является Баба-Яга.
В начальной школе, в распоряжении учителя и учеников есть «сказочные» сокровища фильмофонда не только времен СССР, но и прекрасные современные сказки.
Герои в них очень выразительны, а злодеи всегда разные – от самых натуралистичных/реалистичных до комичных и ироничных. Важную роль тут играют талант и мастерство актеров, их сыгравших.
Самые лучшие советские киносказки, по общему признанию искусствоведов, были созданы Александром Артуровичем Роу (1906 — 1973), сыном ирландского инженера и гречанки, который с 10 лет принял на себя заботу о матери, когда отец оставил семью, и смог даже самостоятельно заработать себе на учебу в киношколе Бориса Чайковского, а затем и Драматическом техникуме имени Ермоловой. С 1921 по 1930 годы году Роу работает актером в знаменитом молодежном театре «Синяя блуза», а затем уходит в кино.
Александр Роу – один из немногих режиссеров, посвятивших всю жизнь созданию киносказок.
Первым его фильмом в этом жанре стала картина 1938 года «По щучьему веленью», где царя Гороха сыграл Георгий Францевич Милляром (1903–1993). С тех пор тандем режиссера и актера был неразлучен.
В 1939 году Роу снимает «Василису Прекрасную», в которой Милляр, впервые предстает в образе Бабы-Яги (символ зла), а также исполняет роли гусляра и отца.
Баба-Яга – одно из классических олицетворений недоброй силы в киносказках, ведьма или колдунья, насылающая злые чары на героев или крадущая их.
Поскольку цель учителя – заинтересовать детей, то при рассказе о фильмах, в которых Бабу-Ягу представлял Милляр, можно рассказать, что актер использовал для создания образа когда-то увиденную в Ялте старушку, которая пасла коз на Чайной горке. Позже актер, при помощи художника и гримера, превратился в фильме в сгорбленную недобрую старуху с черным платком на голове и в жутких лохмотьях, у которой отталкивающий взгляд и нос крючком, а в руках палка, на которую она опирается.
Интересно, что после Роу к такому известному сюжету, как «По щучьему веленью», обратились только в октябре 2023 года, когда вышел «звездный блокбастер», как его окрестили критики, Александра Войтинского, где Бабу-Ягу заменил Кащей в исполнении Федора Лаврова. (Но о фильме «По щучьему велению» 2023 года производства мы скажем далее.)
Баба-Яга и Кащей – родственные персонажи, однако по-своему происхождении они разнятся.
Баба-Яга — один из самых древних персонажей русского фольклора и очень противоречивый. В.Я. Пропп классифицировал ее как «дарительницу», которая может в сказках помогать герою выполнять герою трудные задачи и получать желаемое. Однако есть в народных сказках и Баба-Яга – воительница, злое существо, которая стремится погубить героя [3]. В киносказках она также предстает в двух своих ипостасях.
В исполнении Милляра она всегда злая и норовит погубить героя. Бабу-Ягу Георгия Францевича называют лучшей Бабой-Ягой отечественного кинематографа, однако так же блистательно он сыграл и Кащея.
При рассказе о фильмах учителю следует обращать внимание на то, что артисты в роли злодеев не тождественны героям, а сами актеры добилась вхождения в образ путем упорного труда и репетиций. Ученикам будет интересно узнать, что Милляр — народный артист РСФСР, сын французского инженера Франца де Милье и дочери иркутского золотопромышленника Елизаветы Журавлёвой, блестяще образованный человек, владевший в совершенстве тремя языками. На международных кинофестивалях по всему миру его называли лучшим «сказочным» актером своего времени. Такой пример даст повод поговорить о том, как важно знать иностранные языки, потому что Милляр всегда мог свободно и самостоятельно давать пресс-конференции без переводчика.
Его герои – в основном как раз то самое воплощение зла — Черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Баба-Яга в «Морозко», Царь подводный в «Варваре-красе, длинной косе», злодей Квак в «Марье искуснице», оборотень Кастрюк в «Финисте Ясном соколе».
Бабу Ягу Милляр сыграл 10 раз. Образ всегда продумывал самостоятельно и в шутку утверждал, что ни одна женщина не смогла бы сыграть Бабу-Ягу лучше него, потому что актрисам трудно делать из себя страшилищ, каким должна быть злобная старуха киносказки [2].
Режиссер и актер постепенно вместе выстроили эволюцию своего персонажа.
Так, Баба-Яга в «Морозко» (1964) не становится добрее или красивее, но она приобретает более мягкий характер и превращается уже чуть ли не в комедийного персонажа: шутит, улыбается, приплясывает и выступает в роли дарительницы шубейки со своего плеча Ивану. Однако она сразу же раскаивается в этом жесте доброй воли и вновь становится злобной.
В фильме «Огонь, вода и… медные трубы» (1967) Милляр играет еще более комедийную роль, а образ Бабы-Яги становится более женственным и даже кокетливым. В этой киносказке происходит переход зла на сторону добра – когда Кащей отказывается жениться на дочери старухи, она решает помочь Васе извести злодея. В этом образе подчеркнута еще и искренняя любовь Яги к дочери, что очень важна для ребенка и на что педагогу также следует обратить внимание. Это очень хороший повод поговорить после просмотра фильма об отношениях с родителями.
В «Золотых рогах» (1972), где Милляр в последний раз исполнил роль Бабы-Яги, старушка становится пародией на богатую даму и все время смотрится на себя в зеркало и прихорашивается. Она влюблена в Лешего, то есть ей свойственны слабости. Однако кинокритики отмечали, что этот фильм Роу из всех его киносказок был самым слабым, а Баба-Яга неубедительна из-за сценария, она глупа и даже утратила силу колдовать, а с материю двух девочек, которых собирается съесть, решает вдруг биться на мечах. О колдовстве она вообще ничего не говорит, как будто его и нет, и этот момент в фильме остается непроясненным.
Баба-Яга после Милляра долгое время оставалась для актеров непревзойденной – зрители помнили именно ее. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что впервые на экране Баба-Яга появилась на экране в 1938 году в мультфильме «Ивашко и Баба-Яга» (режиссеры — сестры З.С. Брумберг, В.С. Брумберг), и она была истинным воплощением зла. Яга всеми силами пытается сжить со свету Ивашку, но мальчику удается справиться со злом и вернуться домой. Мультфильм снят на общеевропейский сюжет сказок о мальчике-рыболове и заманивающей его к себе ведьме-людоедке (в русской сказке – Бабе-Яге), которая перековывает себе голос на более тонкий и похожий на голос матери мальчика. [1]
В советском кинематографе образ Бабы-Яги менялся, причем иногда совершенно неожиданно. Так, в 1969 году советские зрители увидели Бабу-Ягу в исполнении Зиновия Герда в музыкальном новогоднем телефильме «В тринадцатом часу ночи» (режиссер Л. Шепитько). Это, по сути, «Новогодний огонек», и для данной работы он интересен только как определенная ступень в развитии образа Бабы-Яги в отечественном кино. З. Гердт создал образ Яги-вамп для взрослых, экстравагантный и смешной, но абсолютно непредназначенный для детей.
Постепенно, с течением времени и изменением настроений в обществе, образ Бабы-Яги в киносказке совсем смягчается, и в исполнении Валентины Сперантовой («Весёлое волшебство, 1969), Майи Булгаковой («Лада из Страны Берндеев», 1972), Марии Барабановой (фильм Надежды Кошеверовой «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», 1977) и Татьяны Пельтцер (сказка Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках…», 1977) злые колдуньи стали симпатичными и добрыми. В 2009 году на экраны вышла известная киносказка «Книга мастеров» (режиссер В. Соколовский), где Бабу-Ягу сыграла блистательная Лия Ахеджакова, однако, и у нее лесная ведьма превратилась в милую «волшебной помощницей».
Таким образом, мы с уверенностью можем говорить, что, начиная с 1970-х годов, в российских киносказках появились две основные трактовки Бабы-Яги — Яга злая и Яга добрая.
В трилогии «Последний богатырь» (2017–2021, режиссер – Дмитрий Дьяченко) Баба-Яга Елены Яковлева стала симбиозом образов плохой и хорошей ведьм. Внешность и характер у этой Яги – от злобной версии. А вот выступает она против поборников Тьмы на стороне добра, как Кащей в исполнении Константина Лавроненко. Однако Баба-Яга в трилогии, в отличии от Водяного и Кащея, не только ярый поборник добра, но она еще и испытывает настоящие чувства – может заплакать, когда приходится бросить Водяного на поле боя, и слезы Яги – первые в истории отечественного кинематографа. Такая Баба-Яга – чудесный пример для детей, при помощи которого учитель может объяснить (или путем совместного анализа образа), что за страшным обликом часто скрывается добрая и искренняя душа, что не стоит судить о людях по первому впечатлению, надо присмотреться к ним. Эта Баба-Яга не сразу раскрывается на экране, за ней надо некоторое время наблюдать, она ехидная и непредсказуемая, но в результате ребенок понимает, что она – один из самых добрых персонажей фильма.
Не менее Бабы-Яги известен и злодей Кащей. В 1944 году на экраны вышел первый советский фильм Роу об этом герое, который так и назывался «Кащей Бессмертный» и который имел громадное патриотическое значение, поскольку в нем в иносказательной виде показывается гремевшая тогда войну: «Как гром с ясного неба упал на Русь Кащей Бессмертный, поджег наши дома и хлеба, людей повырубил и жен живыми угнал многие тысячи». Георгий Милляр выступил в фильме в роли злого Кащея и доброго Волшебника.
Кащей Бессмертный (в сказках также известный как Карачун, Кош, Косцей) — наряду с Бабой-Ягой один из главных отрицательных персонажей русских народных сказок, противник, очень опасный и сильный, героя. Иногда он всегда соглашается помощь царевичу, если тот относится к нему с уважением или делает доброе дело.
Кащей страшно худ и страшен, что запечатлено в самом его имени, которое происходит от древнерусского «кощь» — «кость». Такие вещи также следует рассказывать детям, пополняя их словарный запас и помогая разгадать тайну образу сказочного злодея.
Коронованный Кащей киносказок, как уже говорилось выше, — Г.Ф. Милляр, но не менее удачные и совершенно непохожие на него образы получились у таких талантливых российских актеров как Олег Табаков, Александр Филлипенко и Николай Боярский.
Однако все началось с фильма Роу, сюжет которого традиционен для богатырской русской сказки: Никита Кожемяка (Сергей Столяров) отправляется сражаться с Кащеем (Георгий Милляр) за выжженную родную землю, освобождает плененных женщин и детей и мстит за убитых русских людей. Фильм неслучайно вышел на экране в мае 1945 года, а премьера его состоялась 9 мая, потому что и по замыслу режиссера это сказка была «об исконном патриотизме русского народа; о сильномогучих богатырях – наших великих предках, об их храбрости, мужестве, беззаветной любви к Родине – в общем, иносказательным языком киносказки, избегая прямых аналогий, рассказать о грозных событиях тех дней» [2].
В 1975 снимается киносказка «Новогодние приключения Маши и Вити» по пьесе Павла Финна «Маша и Витя против «Диких гитар»», в сюжете которой одну из главных ролей играет злой Кащей, который похищает Снегурочку, а девочка Маша во время оформления школьного зала к Новому году неожиданно оживляет Деда Мороза. Он рассказывает детям о своей беде, и Маша с Витей оправляются спасть Снегурочку. Кащея сыграл Николай Боярский, дядя Михаила Борского, который также снялся в фильме в роли волшебного кота Матвея. Режиссер остроумно обыграл родство актеров, и кот зовет Кащея дядей.
Дикий Кот вместе с Лешим – еще одни воплощенные на экране образы зла, и преподаватель вместе с учениками может обсудить, насколько они правы (ведь они помогают своему другу Кащею и вроде бы следуют законам дружбы, но не все так просто) и насколько нет, потому что злая компания похитили Снегурочку и всеми силами стремится напакостить ребятам. Такие амбивалентные образы, очень неоднозначные для детского восприятия, появляющиеся уже в современных киносказках, важны для ребенка, потому что заставляют его по-настоящему задуматься о хитросплетениях жизни и о правильном выборе в принятии решения. Их возникновением объясняется меняющейся жизнью.
В 1984 году на экраны вышел фильм «Там на неведомых дорожках», сценарий которого был написан по сказке с фольклорными элементами Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке», где роль Кащея сыграл Александр Филиппенко. Этот Кащей – злой и жестокий, он противостоит мальчику Мите Сидорову, который приезжает на каникулы к бабушке. Старушку играет блистательная Татьяна Пельтцер. И она никто иная как сама Баба-Яга, но добрая. Вот с ней-то Кащей и борется. Этот фильм очень хорош для просмотра с классом, потому что дети невольно ассоциируют с себя с мальчиком и вместе с ним учатся преодолевать все ловушки, которые хитрый враг расставляет на его пути. Немаловажен и тот факт. Что ребенку помогает бабушка – Яга, и это тоде способствует воспитанию семейных ценностей и понимаю важности родных людей в жизни человека.
В следующем году, в 1985, появился фильм «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский), где яркого и кокетливого манипулятора, а именно таким и был Кащей в этом фильме, играет Олег Табаков. Этот злодей настолько хитроумный и хитромудрый, что в результате проигрывает, потому что невероятным образом смог перехитрить самого себя. Он норовит всех обмануть, он мошенник и лгун, который хочет жениться на главной героине – красавице и ради этого готов на любую пакость. И обещания он раздает налево и направо с одной целью – никогда их не выполнять, только если «после дождичка в четверг».
Кащей Олега Табакова символичен, потому что в фильме очевиден посыл режиссера: Кащей предупреждает человечество о возможном смешении зла с добром и неминуемом поглощении в этом случае добра злом. Чтобы этого не произошло, человек должен бороться с неправым делом.
С появлением злодея в образе Табакова произошли изменения в трактовке Кащея не только внутренней, но и внешней. Он становится «пухленьким» и почти смешным, он красиво одет, но это не меняет его злой сути, хотя временами он вполне добродушен.
Кащей же в исполнении Леонида Ярмольника в «Реальной сказке» (2011, режиссер Сергей Безруков) уже совсем осовремен по духу, но именно он показывает, что зло продолжает захватывать мир на глазах у тех, кто не хочет или может или просто ленится ему противиться. Для современного ребенка эта киносказка, быть может, и не очень интересна, но она необыкновенно важна для преподавателя для понимания процесса становления облика Кащея в современной российском сказочном кинематографе.
Апофеозом развития образа Кащея становится трилогия «Последний богатырь», о которой упоминалось в связи с Бабой-Ягой, где злодей в финале обретает шанс и использует его, чтобы победить Тьму в самом себе и стать добрым Микулой, которым он когда-то был.
В киносказках много злодеев (это и Змей Горыныч, и Леший, и Водяной, которые пришли на экраны из сказки) – именно благодаря им закручивается интересный сюжет, а герои побеждают во имя Добра.
Важно отметить, что благодаря злобным персонажам в детских киносказках дети могут осознать эмоции, такие как страх, ненависть, сострадание, состояния, которые позволяют им понять сложность человеческих чувств и эмоций. Это поможет им развивать свою эмоциональную интеллектуальность и становиться более восприимчивыми и эмпатичными к окружающему миру.
Таким образом, образы «носителей зла» в кинокартинах для детей имеют множество значений и задач, которые способствуют не только развлечению, но и воспитанию и развитию детей, делая их кинематографический опыт более ценным и обогащающим.
Литература
- Будур, Н.В. От Лукоморья до Белогорья. Секреты русской сказки. – М., Эгмонт, 2017. – 144 с.
- Будур, Н.В. Сказочная энциклопедия. – М., Олма-Пресс, 2005, 608
- Пропп, В.Я. От мифа к литературе: Уч.пособие. М., РГГУ. 2000. 169 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (Дата обращения 10.05.2024)
http://izvestia-ippo.ru/e-a-razuvaeva-obrazy-nositeley-zla/