Е.А. Новикова | РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

студентка Московского Городского педагогического университета

E-mail: novikova.ka@mail.ru

 

Статья посвящена развитию познавательного интереса младших школьников на уроке русского языка. В статье рассматривается квест-технология как средство развития познавательного интереса, описаны виды квеста, преимущества использования технологии, предложен план организации Веб-квеста «В поисках существительных» на уроке русского языка.

Формирование познавательного интереса младших школьников — одно из главных целей современной педагогики. Грамотное построение урока, направленное на развитие интересов ребенка еще в начальной школе, ведет не только к повышению мотивации учения к какому-либо определенному школьному предмету, но также и успешности к учению в целом. Развитие познавательного интереса на уроке русского языка – это формирование позитивного отношения к самому предмету, также, как и проявление желания к познанию тонкостей языка, овладение языковой и речевой грамотностью. Поэтому так важно начинать формировать познавательный интерес на уроках русского языка, уже начиная с начальной школы.

Существует большое разнообразие трактовок познавательного интереса в педагогической литературе. По мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес – избирательная направленность личности, обращенная к области познания, ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Н.Г. Морозова утверждает, что данный вид интереса состоит в активном эмоционально-познавательном отношении человека к миру [3: с. 89].

Таким образом, можно утверждать, что познавательный интерес – сложный процесс отношения человека к окружающему миру, а также к области овладения знаниями.

Г.И. Щукина выделяет следующие особенности познавательного интереса: поисковый характер, окрашивание эмоциями, стремление к продуктивной деятельности [4: с. 315].

Развитие познавательного интереса – сложная задача для педагога, поэтому очень важно использовать наиболее эффективные методы, соответствующие возрастным особенностям для решения такой задачи. Отметим, что к подобным средствам можно отнести различные виды игр (дидактические, интерактивные), проблемные задания, квесты и иные формы проведения занятия, побуждающие интерес. Рассмотрим одно из таких средств.

Квест – это педагогическая технология, которая включает в себя проблемные задания и элементы ролевой игры. Квест-технология часто используется современными педагогами, так как она дает возможность охватывать как отдельную тему, так и провести обобщающую работу в рамках одной дисциплины, а также может выступать, как междисциплинарное мероприятие.

Использование квеста способствует эффективному усвоению учебного материала, систематизации новой информации, воспитанию и развитию качеств личности, получению практических навыков, активизации познавательной деятельности [2: с. 62].

В зависимости от сюжета квесты могут классифицироваться на линейные, штурмовые и кольцевые.

Линейный квест – процесс прохождения квеста построен на прохождении заданий по цепочке, то есть решение одного задания ведет к выполнению другого и так до завершения всего квеста;

Штурмовой квест – участники квеста получают различные подсказки, при этом последовательность выполнения заданий участники могут выбирать сами;

Кольцевой квест – данный вид квеста построен по принципу «линейного», но сам квест замкнут. Команды стартуют с разных заданий, которые в итоге будут завершающими для каждой из команд [2: с. 62].

По форме проведения квесты также подразделяют на «Живой» и «Веб-квест». Термин «Веб-квест» был введен в 1995 году Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Веб-квест в педагогике представляет собой выполнение заданий с использованием ИКТ-технологий (в том числе и Интернет) и предполагает развитие аналитических навыков, оценки и систематизации информации с использованием сети Интернет. Живой квест напоминает по форме ролевую игру, но не имеет ранее заготовленного сценария, не предполагает использование различных интернет-ресурсов или устройств, направлен на развитие коммуникативных навыков и взаимодействия [1: с.143–144].

Таким образом, опираясь на вышеперечисленные факты о квест — технологиях, можно сделать вывод о том, что это довольно эффективное средство по развитию познавательного интереса младших школьников. Квест позволяет расширить кругозор обучающихся, систематизировать полученные знания, развить познавательный интерес и воспитать личность младшего школьника в игровой деятельности.

На уроках русского языка педагогу необходимо не только добиться усвоения материала учащимися начальной школы, но также и развить познавательный интерес к познанию особенностей языка. Для достижения этой цели целесообразно использовать квест-технологии, так как с его помощью можно осветить одну или несколько тем.

Так, например, при завершении темы «Имя существительное» (УМК «Школа России» Канакина, Горецкий, 2 класс, 2 часть) можно предложить детям прохождение Веб-квеста «В поисках существительных». По сюжету квеста принцесса Существительное отправляется в путешествие. В дороге она   пишет письмо принцу Глаголу из соседнего царства. Но Злая Волшебница заколдовывает письмо таким образом, что    все существительные из письма исчезают.  Письмо невозможно отправить. Необходимо помочь принцессе найти недостающие существительные, чтобы отправить письмо принцу.

Участникам квеста необходимо на каждой станции волшебного путешествия выполнить задания, а после их выполнения получить карточки с существительными, которые потребуются для выполнения последнего задания.

Могут быть предложены следующие варианты станций и заданий:

  1. Станция «Помощь пастуху». Задание: отыскать только одушевленные предметы, изображенные на картинке, чтобы помочь пастуху собрать разбежавшихся животных.
  2. Станция «Говорящая птичка». Задание: заменить каждую группу одним словом, чтобы птичка отдала игрокам листочек с существительным. Например, костюм, юбка, пальто – это одежда.
  3. Станция «Объявление». Задание: исправить ошибки в небольшом объявлении. Например: «Пес барбос нашел потерянные Очки Бабушки софии. Нашедшему просьба обратиться к принцессе карамельке».
  4. Станция «Помоги бабушке Софии». Задание: распределить предметы быта и продукты на полки в зависимости от числа существительного. Например, могут использоваться слова: вилки, кастрюля, чайник, сливки.
  5. Станция «Таня и мячик». Задание: на картинке – пары предложений со сходными по форме существительными и глаголами. Чтобы помочь Тане выловить из реки мячик, нужно узнать, какое из слов является существительным. Например: «Не плачь, мамочка! Плач младенца был слышен издалека».
  6. Станция «Письмо». Задание: по группам составить письмо, которое бы могла написать принцесса принцу Глаголу, используя собранные в ходе квеста существительные.

Проведение Веб-квеста по данной теме позволит закрепить знания обучающихся о существительном, его признаках, об изменении по числам, повторить изученные орфограммы, а также развить интерес к изучению русского языка за счет игрового элемента. Стоит, однако, отметить, что нецелесообразно частое проведение подобных мероприятий, так как у обучающихся может выработаться привыкание к подобному роду деятельности. Тогда они будут воспринимать это как новый и интересный способ изучения материала, что не приведет к развитию уровня познавательного интереса. Необходимо грамотно составлять план по внедрению таких мероприятий в учебный процесс, чтобы чередовать с традиционными методами проведения занятий.

В заключение хочется отметить, что квест выступает как эффективное средство развития познавательного интереса младших школьников и на уроках русского языка есть возможности для его использования.

 

Литература

  1. Бадулина О.И. Проблема реализации воспитательных и развивающих возможностей предмета «Русский язык» в начальной школе: взгляды профессора М.Р. Львова // Школа будущего. – 2017. – №1. – С. 18–23.
  2. Новикова Е.А., Порохова А.А. Основы обучения лексикологии младших школьников при помощи квестов // Известия ИППО МГПУ. – 2021. – №1. – С. 141–149.
  3. Семибратова Т.Н. Квест-технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся // Образование. Карьера. Общество. – 2019. – №3(69). – С. 62–63.
  4. Соколовская И.Н., Кивилева А.А. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике // Царскосельские чтения. – 2015. – №19 том II. – С. 89–92.
  5. Черемкина О.П., Сокорутова Л.В. Формирование познавательных интересов у младших школьников // StudNet. – 2020. – №2. – С. 313–319.

http://izvestia-ippo.ru/e-a-novikova-razvitie-poznavatelnog/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *