Е.А. Логвинова | ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

студент Московского городского педагогического университета

E-mail: Logvinova.jeny@mail.ru

Выразительность чтения как актуальное качество навыка чтения. Автор пытается напомнить, что выразительное чтение играет важную роль в процессе эстетического и нравственного воспитания юных читателей.

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, поэтому одной из главных задач начального обучения является овладение младшими школьниками полноценным навыком чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС НОО. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. С помощью чтения осуществляется становление языковой личности младшего школьника. Во многом это происходит во время отработки важного качества навыка чтения – выразительности.

Методическая наука давно занята поисками путей формирования выразительности чтения юный читателей. М.Р. Львов, Л.А. Горбушина, Н.Н. Светловская, А.А. Бондаренко, О.В. Кубасова, Е.И. Матвеева отмечают, что развитие интонационной выразительности чтения некоторое время недооценивалось учителями начальной школы. Система обучения чтению художественных произведений рассматривает выразительное чтение как обязательный компонент уроков литературного чтения [2].

Нельзя обучать выразительному чтению, если ребенок читает по слогам и с большим количеством ошибок. Поэтому сначала нужно отработать навыки правильного и беглого чтения. Да, в процессе отработки правильного чтения можно, и даже нужно, отрабатывать отдельные элементы выразительного чтения, например, темп чтения, громкость, ритм и некоторые другие. В этом и проявляется взаимосвязь работы над отдельными качествами навыка чтения в начальной школе [1].

Выразительное чтение тесно связано с навыками осознанного чтения, потому что нельзя обучать выразительному чтению, если юный читатель не понял смысла читаемого текста. Как известно, с помощью средств выразительности читатель передает свое понимание, свою интерпретацию литературного произведения. Выбор выразительных средств речи осуществляется на основе понимания юными читателями содержания литературного произведения, т.е. процесс овладения навыками выразительного чтения тесно связан со всем ходом работы над текстом художественного произведения. Можно сказать, что формирование навыков выразительного чтения конкретного произведения является завершающим этапом работы над литературным произведением [2].

В процессе обучения в начальной школе формируется языковая личность младшего школьника. В этом смысле выразительность чтения является средством формирования личности юного читателя, манифестацией понимания им идейного содержания художественного произведения, т.е. его концептуальной информации. Юный читатель демонстрирует личностное отношение к героям литературного произведения и ко всему художественному произведению в целом, что является высшей ступенью понимания текста художественного произведения в целом [3].

Большое внимание уделяется работе над выразительностью чтения при изучении любого художественного текста, но особую роль, безусловно, играет работа над выразительным чтением при знакомстве с лирическими произведениями. Известно, что в некоторых учебно-методических комплексах (УМК) по литературному чтению таких произведений содержится значительное количество, например, в УМК «Школа России» они компактно представлены в отдельных разделах под общим названием «Поэтические тетради».

Основой методики по отработке выразительного чтения лирического произведения является разносторонняя работа над языком текста: объяснение и уточнение значения слов, анализ изобразительно-выразительных языковых средств [5]. При работе с лирическим произведением имеется следующая специфика: нет отдельных персонажей, образная структура лирического произведения замкнута на субъективном образе лирического героя, который часто не осязаем, а порой и отождествляется с автором литературного произведения, что, конечно, не совсем верно.

Известно, что в развитии устной речи учащихся большую роль играет работа над компонентами интонации. Не менее важную роль она играет в чтении вслух текста литературного произведения учащимися начальных классов. В этом процессе как бы соединяются навыки устной и письменной речи. Следует также иметь в виду, что учащиеся владеют исполнительскими навыками чтения вслух отнюдь не в равной степени. Не секрет, что некоторые учащиеся так и не овладевают навыками выразительного чтения. Как показывают исследования разных лет, значительная часть детей – до трети класса слабо владеют навыками выразительного чтения. Младшие школьники читают монотонно: не умеют расставлять паузы и понижать голос в конце фразы/предложения, часто не умеют определить логические центры фразы, что является показателем низкого уровня понимания читаемого текста. Во многом это происходит потому, что они не видят конца предложения: поле чтения учащихся начальных классов еще не развито должным образом, по крайней мере, его недостаточно для охвата всего предложения в целом, хотя предложения в учебных хрестоматиях не так и велики. Все это влияет на формирование выразительности чтения учащихся.

Однако сам процесс отработки выразительного чтения приносит образовательные, развивающие, а также воспитательные эффекты. При правильно организованном обучении речь детей становится живой, непринужденной, у детей появляется желание совершенствовать свою речь, и эти навыки переносятся на чтение художественных текстов. На уроке чтения можно создать атмосферу творчества. Многие учебники по литературному чтению имеют фонохрестоматии – звуковые приложения к помещенным в учебнике художественным произведениям, чаще к лирическим поэтическим произведениям. После всестороннего языкового анализа поэтического произведения наступает этап отработки выразительности чтения, на котором и можно продемонстрировать учащимся звуковые образцы. Часто это бывает слушание лирических поэтических произведений в исполнении российских актеров.

Являясь высшим выражением духовной культуры народа, лирическая поэзия играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелёгкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир. Подлинная поэзия расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать, постигать эмоциональную сферу художественного произведения [4].

Как всякая творческая деятельность, она может быть более или менее яркой, но во всех случаях она должна направляться учителем, а умения, которые необходимы для плодотворной творческой деятельности, должны формироваться и развиваться в процессе специальной работы. Проблема выразительного чтения младших школьников, актуальная до сегодняшнего дня, возникла как реакция на механическое чтение, бытовавшее до 60-х годов XIX века в русской начальной школе, и решалась передовыми педагогами в связи со становлением объяснительного чтения.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что сегодня существует острая необходимость в развитии у младших школьников навыков выразительного чтения.

 

Литература

  1. Сильченкова Л.С. Взаимосвязь работы над формированием отдельных качеств навыка чтения /Актуальные проблемы дошкольного и начального образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Е.Н. Ахтырской, Е.А. Казанковой, Г.В. Фадиной. 2019. С.233-236
  2. Сильченкова Л.С. Научные основы анализа художественного текста в начальной школе / Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество: сб. тр. по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. /отв. ред. Л.В.Дудова. Ч.1. Теория ии практика анализа художественного текста. Чтение и актцуальные проблемы литературного образования в школе и вузе. Роль и место работы со словарями в повышении качества современного образования. М.: ФЫЛИНТА: Наука, 2015. С.213-221
  3. Сильченкова Л.С. Формирование у младших школьников навыков осознанного чтения/ЯЗЫКОВОЕ И ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ – 2016. Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Санкт-Петербург, ООО «Издательство ВВМ». 2016. С.71-79
  4. Сильченкова Л.С. Эмоциональный интеллект читателей младшего школьного возраста/Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. Т.2. – Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2019. С.331-335.
  5. Сильченкова Л.С., Егорова Е.С. Комплексная работа над слово на уроках литературного чтения// Начальное образование. 2017. Т.5. № 5. С.13-19.

http://izvestia-ippo.ru/e-a-logvinova-formirovanie-vyrazitel/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *