Джураева Шарифа Авазжон кизи | ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ИРОНИИ В ЧЕХОВСКОЙ ПРОЗЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 2]

УДК 372.882

Джураева Шарифа Авазжон кизи, Коканд, КГПИ

Научный руководитель Н.А. Кадирова

Рассказы Чехова изобилуют различными посылами, которые могут заставить читателя смеяться и в то же время плакать, поскольку они передают сокровенные тайны жизни, скрытые в сознании каждого человека. Чеховские рассказы выявляют обнаженные человеческие склонности, желания, страхи, счастье и тревоги, потому что цель автора — изобразить человека таким, какой он есть поистине. В данном исследовании анализируются рассказы Чехова – «Смерть чиновника», «Унтер Пришибеев», «Человек в футляре» – с точки зрения инструментов и функций юмора.

Chekhov’s stories are replete with messages that can make the reader laugh and cry at the same time, as they convey life’s innermost secrets hidden in the mind of every person. Chekhov’s stories reveal naked human inclinations, desires, fears, happiness and anxieties, because the author’s goal is to portray a person as he truly is. This study analyzes Chekhov’s stories — «The Death of an Official», «Unter Prishibeev», «The Man in a Case» — from the point of view of the tools and functions of humor.

Ирония – объект тонкий и ускользающий. Изучать ее, а тем более обучать ее анализу – непросто. Однако в этой статье мы попытаемся выделить понятные критерии и составные части чеховской иронии, ее структуру и разновидности, чтобы предложить обучающимся и педагогам удобный путь анализа.

В чеховедческой науке преобладает линия мышления: художественные произведения Чехова, простирающиеся между 1876 и 1904 годами, делятся на ранние произведения (до 90-х годов) с их юмористическим настроем и более поздние произведения (после 90-х годов), с их более серьезной позицией. «На современном этапе стало возможным обобщение результатов изучения творчества А.П. Чехова как художественной системы, в которой ироническая деталь играет принципиально значимую роль» [4, с. 259].

Средства, которые использует Чехов в своей прозе, можно разделить на иронию, карикатуру и остранение. Ирония – это ощущение несоответствия или несовместимости действительности и видимости. Кроме признания, можно добавить, что ирония есть также выражение этого несоответствия. «Первые формальные требования иронии заключаются в том, что должна иметь место конфронтация или сопоставление противоречивых, несовместимых элементов, и что одно должно рассматриваться как «аннулирующее» другое». Ситуация или замечание ироничны, когда имеют две противоположные стороны: реальную и видимую. «Литература, как и всё искусство в целом, является важнейшим компонентом структурирования сферы реальности» [1, с.5].

Следовательно, можно сказать, «что искусство иронии — это искусство сказать что-то, не говоря этого на самом деле». Еще одним приемом, с помощью которого Чехов делает свои рассказы юмористическими, является его прием характеристики через карикатуру. Карикатура – описательное письмо, которое преувеличивает определенные черты внешности или личности. В переводе с итальянского caricare это означает «переопределять» или «перегружать». Главное отличие стандартной портретной живописи от карикатурной, вне зависимости от сюжета, состоит в том, что карикатура подчеркивает черты, отклоняющиеся от нормы до намеренно смущающей степени. Остранение или эффект отчуждения – еще один инструмент, с помощью которого Чехов создает в своих рассказах забавную атмосферу.

Вообще, Чехов создает комический эффект в своих рассказах, чтобы рассмешить людей, как он делал это с близкими ему людьми. Другая идея, касающаяся цели Чехова в написании юмористических рассказов, может быть скрыта в его профессии. Чехов хотел излечить социальные болезни, такие как лицемерие, подхалимство, продажность и так далее. И он хотел избавиться от них с помощью смеха. Вера Готлиб заключает, что смехом Чехов прививает людей от таких болезней, как «напыщенность, лицемерие, эгоцентризм, лень или, что хуже всего, растрата жизни». Рассказы Чехова подчеркивают высмеиваемую человеческую глупость в своих текстах и предостерегают читателя от подобных в его личности. Поэтому приемы юмора, которые использует Чехов в своем творчестве, несут положительную функцию. Они помогают изменить мир к лучшему, где нет коррупции, лжи и лицемерия.

В своих рассказах Чехов высмеивает людей, слепо следующих правилам, навязанным им властью. Что интересно в историях, которые анализируются ниже, так это то, что власти не нужно показывать себя, чтобы заставить подчиненных бояться ее. Чехов высмеивает людей, которые придерживаются социальных норм без какой-либо принудительной необходимости в этом. В этой части анализируются рассказы «Смерть чиновника», «Унтер Пришибеев», и «Человек в футляре». Целью этой части исследования является рассмотрение функций юмора, которых автор достигает средствами иронии и характеристики.

Чехов высмеивает людей, которые строго следуют общественным нормам и слепо подчиняются власти. Чеховская «Смерть чиновника»— пример страха подчиненного перед начальником и последствий этого страха, составляющих ироническую часть рассказа. Более того, чеховская ирония заключается еще и в идее червяковского самоуничижения.

История о Червякове, который очень расстраивается и в конце концов умирает после того, как случайно чихнул на лысину генерала Бризжалова. Главный несчастный случай происходит в опере, после чего Червяков в течение нескольких дней находит массу оправданий, которые общеприняты. Когда он снова подходит к генералу и начинает перед ним извиняться, генерал наконец рычит на него. Червяков выходит из кабинета, приходит домой и умирает.

История о символе представителей низшего ранга, которые склонны подавлять себя, даже если в этом нет необходимости. Очевидно, имя Червяков выбрано автором не случайно, поскольку червяк по-русски означает маленький червяк. Чеховский персонаж подобен червяку, который опустошает себя желанием быть маленьким под ногами власти. Авторитет повести даже не обращает внимания на то, что сделал с ним Червяков; однако последний не может преодолеть свое чувство неполноценности: «Червяков пришел в замешательство. Он идиотски улыбнулся и стал смотреть на сцену. Он смотрел на нее, но уже не чувствовал никакого ощущения блаженства. Его начинала мучить тревога». Так что есть еще и карикатурный прием, используемый для высмеивания прогиба Червякова перед своим авторитетом. Генерал Бризялов даже не его начальник, но Червяков все еще боится его: «Я на него чихнул!» — подумал Червяков. «Он не мой начальник, но все равно неловко. Я должен извиниться». Как замечает В.  В.  Маяковский, «eсли Чехов что-то «разоблачал» в людях, то прежде всего их способность и готовность быть «маленькими»». Чехов подчеркивает, что люди из низших слоев общества не считают своим правом видеть себя равными с теми, кто занимает высшие слои. Поэтому Чехов и выбрал для своего персонажа эту фамилию – Червяков, что означает «маленький и неважный», потому что он хочет показать не унижение людей другими, а самоуничижение.

Чехов также юмористически критикует слепое следование социальным нормам через характеристику. Например, его «Сержант Пришибеев» — рассказ, в котором высмеивается преувеличенное отношение Пришибеева к правилам и авторитету. Это забавная история суда над Пришибеевым, на котором его признают виновным в том, что он беспокоил людей на улице и заставлял их соблюдать правила.

Пришибеев, сержант, рассказывает присутствующим на суде, что произошло в день события и до него. Во-первых, он рассказывает, как прогоняет людей на улице, когда видит труп человека. Он начинает командовать людьми, собравшимися посмотреть на труп: «Какое полное право имеет эта толпа собираться там?». Пришибеев фактически берет на себя авторитет, когда диктует правила другим. Когда судья говорит Пришибееву, что не его дело присматривать за людьми на улице, тот возражает: «Где написано, что низшие чины могут делать все, что им заблагорассудится?». Самое смешное происходит, когда Пришибеев говорит, что записывает имена людей, которые вечером не ложатся спать вовремя, а сидят с включенными лампами и разговаривают друг с другом: «Тогда они» У меня появилось новое увлечение сидеть допоздна с зажженной лампочкой. Они должны были бы спать в постели, но вы слышите только смех и болтовню. У меня все записано!». Поведение Пришебеева доказывает, что именно он поддерживает систему: «Они, мелюзга, выступают главными хранителями системы».

Другой рассказ о послушании, правилах и нормах  – «Человек в футляре», где Беликов, главный герой, стал символом человека, слепо подчиняющегося нормам. Согласно тому, что показывает Чехов в своих рассказах, придерживаться правил во всех отношениях и обращаться к той или иной доктрине в каждом случае есть рабство и подчинение. Он издевается над такими людьми, изображает их в неприглядном виде. «Однако, хотя герои А.П. Чехова и живут, погруженные в тину и рутину обыденной жизни, бывают моменты, когда они духовно вырастают, сбрасывая скорлупу «футлярности» [3, с 132].

«Человек в футляре» – рассказ Буркина о Беликове, учителе греческого языка. Коллеги Беликова думают о том, чтобы свести Вареньку Коваленко, сестру их коллеги, и Беликова. Беликов, который боится перемен в своей жизни и строго следует общественным нормам, выступает против образа жизни Коваленко. Здесь, используя композиционный прием противопоставления деталей, Чехов проясняет идейную антитезу своего рассказа — «футляра», в который и в жизни, в смерти заключил себя учитель Беликов, и «космоса» [5, 236]. Когда Коваленко и Беликов ссорятся, Беликов скатывается по лестнице, и Варенька становится свидетелем. Беликов не выдерживает такого обращения Коваленко и через месяц умирает. «Кроме доминирующей системы, в которой находится герой, есть ещё пространство, не подвластное идеологии и регламентации» [2, с 285].

После краткого анализа юмора, смеха и комедии можно приспособить чеховскую прозу к жанру комедии. С помощью таких приемов, как ирония, карикатура и остранение, Чехов создает юмор в своих новеллах, чтобы высмеивать отдаленность людей друг от друга и их материализм, их стремление подчиняться авторитету и показать, что ожидания людей вряд ли сбываются в мире, где существует законность несоответствия. При изучении литературы рассказы Чехова можно проанализировать как основные каналы, по которым он передаёт свои представления о современном мире. Его рассказы –произведения, посредством которых Чехов развивает свое наблюдение за окружающими его людьми, что и должно стать предметом внимания педагогов и обучающихся.

 

Литература

  1. Аюпов Т.Р. Художественные реалии в ранних рассказах Виктора Пелевина. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т.13. №7. С.5-9.
  2. Аюпов Т.Р. Художественные стратегии в ранней прозе В. Пелевина // Пушкинские чтения – 2020. Художественные стратегии классической и новой словесности: жанр, автор, текст. 2020. С. 283-289.
  3. Кадырова Н. А. Трансформация принципов ироничности в рассказах А.П. Чехова конца ХIХ-начала ХХ вв //Актуальные вопросы современной науки и образования. – 2022. – С. 131-133.
  4. Кадырова Н. А. Ироническая деталь в художественной системе А.П. Чехова //Modern Humanities Success. – 2020. – №. 8. – С. 259-262.
  5. Кадырова Н. А. Роль визуальных и звуковых деталей в авторских ремарках Чехова-драматурга //Modern Humanities Success/успехи гуманитарных наук. – 2020. С. 236-238.

http://izvestia-ippo.ru/dzhuraeva-sharifa-avazzhon-kizi-podkhody/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *