к.п.н, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, ДГПУ
e—mail: dalgatovam@mail.ru
Материалы Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»
В статье рассматриваются особенности воспитания эмоционально-творческой культуры ребенка старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Представлено теоретическое обоснование того, что музыкальная деятельность больше всего соответствует эмоциональной природе восприятия дошкольников и способствует эмоционально-творческому развитию детей.
Жизнь в условиях динамично меняющейся реальности требует от личности умения быстро реагировать на происходящие изменения, искать и находить новые, соответствующие современным вызовам, неординарные креативные решения. Другими словами, сегодня уровень креативности и творческого потенциала является необходимым условием, социальной успешности личности. В связи со сказанным перед современной системой образования с особой остротой встает задача поиска эффективных путей, средств и методов активизации творческого потенциала личности, развития её эмоционально-творческой культуры.
В научных исследованиях эмоционально-творческая культура понимается, чаще всего, как интегративное качество личности, состоящее из способности личности к эмоциональному восприятию окружающего мира и реализации себя в разных видах творческой деятельности. Сущность эмоционально-творческой культуры состоит в выражении духовного развития личности, ее способности самореализовываться в различных видах творческой деятельности. Эмоционально-творческая культура предполагает формирование у личности умения искать новые пути, включаться в творческий поиск, обходить привычные представления. Ее целью является выработка у человека творческого, гармоничного взаимоотношения с окружающим миром.
Установлено, что важнейшим средством эмоционально-творческого развития личности является музыка, которая обладает невероятной силой эмоционального воздействия и более чем какой-либо другой вид искусства вызывает эмоциональный отклик. Музыка обладает способностью непосредственно отражать мир душевных переживаний человека, передавать многообразную гамму его чувств и настроений и, по мнению Л.С. Выготского, развивает у детей творческое воображение и фантазию, способность тонко чувствовать, остро реагировать, правильно оценивать все происходящее вокруг. Музыка является важнейшим средством самопознания, самовыражения и самоутверждения детской личности, способствует активизации психических процессов.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации эмоционально-творческих проявлений ребенка. Это сензитивный период развития креативности и творчества. Однако, эмоционально-творческое развитие не происходит само по себе, оно требует грамотного педагогического сопровождения.
Использование музыки как средства эмоционально-творческого развития в условиях дошкольной организации должно быть направлено, с одной стороны, на развитие эмоциональной сферы ребенка, умения слушать и слышать музыкальное произведение, откликаться на него, сопереживать.
С другой стороны, эмоционально-творческое развитие предполагает организацию различных форм творческой деятельности детей, создание условий для выражения эмоциональных переживаний, полученных в процессе слушания музыки в разных видах детской деятельности.
В этой связи большое значение приобретают такие виды детской деятельности, как творческие игры, импровизации, создание специальных креативных ситуаций, стимулирующих ребенка к проявлениям творчества.
На наш взгляд большой воспитательный потенциал несет в себе идея ролевого включения детей в творческую деятельность, разработанная Е.А. Бородиной, Д.Б. Кабалевским, Е.М. Торшиловой, которая предполагает, что дети ощущают себя слушателями, композиторами, исполнителями, воображают соответствующую ситуацию и выражают её в конкретных видах деятельности. В процессе слушания музыкального фрагмента дети находят звуковые эффекты, эмоционально-выразительные жесты, интонации, придумывают ритмическое сопровождение.
Создание специальных креативных ситуаций, которые были бы для ребенка значимыми позволяет затрагивать «внутренние струны» личности, помогает раскрыть её эмоционально-творческий потенциал.
Очень эффективным методом эмоционально-творческого развития детей является музыкальная импровизация. Теоретические основы её использования в дошкольном возрасте разработаны в трудах Н.А. Ветлугиной, В.А. Алексеева, Н.Ф. Вишняковой, Г.С. Ригиной и др. Целью импровизации является активизация творчества детей. Дети не сразу начинают излагать хорошо оформленные музыкальные мысли, а учатся первичным навыкам импровизации, моделирования, комбинирования. Элементарные импровизации (двигательные, инструментальные, интонационно-речевые) и различные комбинации из них позволяют ребенку осваивать мир фантазий, изобретательности, находчивости. В процессе импровизации ребенок не скован никакими ограничениями и не боится ошибиться.
Очень полезно включать в образовательный процесс импровизационные типы заданий (упражнения, этюды, ситуации, композиции). В основе импровизации лежит творческое музыкальное мышление, которое реализуется на базе музыкального языка. Из единства образно-художественного и конструктивного мышления возникает и реализуется художественный замысел.
В дошкольном возрасте музыкально-творческие проявления детей выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев; варьировать выразительные движения, интонацию голоса для передачи различных игровых образов на основе наглядных пространственных моделей; спонтанно музицировать на детских музыкальных инструментах.
По выражению Б.М. Теплова, музыка является «эмоциональным познанием» и дает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве. Теоретически доказано и практически подтверждено, что музыкальная деятельность больше всего соответствует эмоциональной природе восприятия дошкольников и способствует эмоционально-творческому развитию детей. Б.М. Теплов также отмечал необходимость раннего вовлечения всех детей в творческую деятельность, что важно и для художественного, и для общего их развития.
Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы и средства познания детьми музыкального искусства. В музыкальном воспитании дошкольников выделяют следующие виды музыкальной деятельности: восприятие; исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах); творчество (песенное, танцевальное, игровое); музыкально-образовательная деятельность (О.П. Радынова).
И.Н. Вохмякова считает, что процесс воспитания эмоционально-творческой культуры детей дошкольного возраста на основе музыкальной деятельности включает такие компоненты, как: активизация творческих проявлений детей, предполагающая смещение педагогических акцентов с заучивания известного музыкального репертуара на творческое продуцирование музыкальных идей; моделирование элементов музыкального языка, предполагающего формирование «словаря» слуховых представлений и обучение первичным навыкам комбинирования, импровизации и варьирования [1, с.12].
Несомненный интерес представляет метод «моделирования художественно-творческого процесса или сочинения уже сочиненного» Л.В. Школяр, который автор выделяет как основополагающий в творческом развитии детей. Данный метод позволяет организовать работу с детьми таким образом, что практически любой вид музыкальной деятельности каждый раз создает у них ощущение появления на свет музыки и нового открытия. Такой подход осуществляется на музыкальных занятиях в дошкольной организации в процессе различных видов моделирования музыкально-выразительных средств.
Проблема эмоционально-творческого развития детей средствами музыки давно и плодотворно рассматривается за рубежом. Широкую популярность получили музыкально-педагогических системы Золтана Кодаи, Карла Орфа, Ш.Судзуки и др.
Венгерский композитор Золтан Кодаи считал, что воспитание человека не может быть полным без музыкального воспитания. Главным в музыкальном воспитании он считал пение и записывание мелодии по слуху. В основе системы З. Кодай лежит развитие национальной певческой культуры. Им выделены четыре элемента, которые отличают музыкального человека от немузыкального: развитый слух, развитый интеллект, развитые чувства и развитые руки.
Система музыкального воспитания, созданная немецким композитором К. Орфом, основана на развитии детского творчества. Им придумана система музыкального воспитания, которая, как и система русского композитора Д. Кабалевского, рассчитана не на избранных, не на имеющих специальную музыкальную подготовку, а на всех детей. Её суть в развитии творческой фантазии, в элементарном музицировании. В игре на простейших, в основном, ударных, шумовых музыкальных инструментах. В движении под музыку. В инсценировании детских песенок и сказок. То есть в том, что дети особенно любят и делают с удовольствием.
Замечательный итальянский педагог Мария Монтессори тонко чувствовала детскую психологию и понимала, что музыка является важной составляющей воспитания. Она обратилась к системе музыкального воспитания К. Орфа, которая была ей ближе всего. При этом она внесла в систему Орфа некоторые оригинальные черты. Две жизнеспособные системы подпитывали одна другую. Монтессори считала самой важной задачей родителей — организовать для ребёнка развивающее пространство. Чтобы всё, что ему нужно, было под рукой. Музыкальные инструменты, рекомендованные Карлом Орфом, лежали перед ребёнком, и в нужное для него время он сам выбирал тот, который ему больше нравится.
В Японии широкую популярность получил метод Шиничи Судзуки, построенный на признании ведущей роли исполнительства (коллективное обучение детей игре на скрипке). В методе Ш. Судзуки с уверенностью можно выделить три момента: все дети музыкальны, путь к успеху- любовь к детям, главные учителя – родители. Цель музыкальных занятий с детьми он определил так: «Моя задача не воспитать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека».
Таким образом, мы можем заключить, что проблема формирования эмоционально-творческой культуры подрастающего поколения средствами музыки является одной из важнейших. Большое значение в данной работе играют начальные периоды становления личности, в частности – дошкольный возраст. В исследованиях, проведенных в нашей стране и за рубежом, накоплен интересный научно-педагогический опыт использования музыки в образовательной работе с детьми, формировании основ эмоционально-творческой культуры личности, однако он не всегда в полной мере реализуется в практике работы дошкольных образовательных организаций.
Литература
- Вохмякова И.Н. Воспитание эмоционально-творческой культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности: автореф. канд. дисс. Екатеринбург, 2002.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.:Педагогика, 1991. – 479 с.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. В 2 т. М., 1997.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 2003.
- Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение,1985. -278 с.
http://izvestia-ippo.ru/dzhamieva-m-s-muzykalnaya-deyatelnost/