к.п.н., доцент
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
В статье рассматривается ряд культурно-исторических особенностей спортивной деятельности, обладающих потенциалом для физического воспитания: творческий характер, эстетическое сходство спортивных состязаний с театральным действием, художественным произведением, наличие духовно-нравственного содержания и др. На примере Олимпийского движения показывается взаимопроникновение спорта и искусства. Приводится оценка духовной стороны спортивной деятельности христианскими мыслителями прошлого.
Физическое воспитание – комплексный и многомерный педагогический процесс, направленный не только на развитие и совершенствование физических качеств человека, укрепление его здоровья, но также на раскрытие его духовных способностей и самореализацию средствами физкультурной деятельности. Для решения тех задач физического воспитания, которые ориентированы на личностное развитие воспитанников, культурно-исторические особенности спортивной деятельности могут служить важным средством педагогической работы. Несомненно, что через открытие воспитанником культурных и исторических аспектов данной деятельности углубляется его система знаний и расширяется круг представлений о спорте. Однако более значимым педагогическим эффектом может стать формирование ценностно-смысловых ориентаций воспитанника – спорт в сознании воспитанника предстанет как творческая, эстетически привлекательная сфера для самореализации и саморазвития. Цель настоящей статьи – выявление тех культурно-исторических особенностей спортивной деятельности, которые могут стать средством достижения подобного воспитательного эффекта.
На протяжении долгих лет истории спортсмен воплощал идеальное представление людей о красоте человеческого тела. При этом представление о теле человека как о части прекрасного в природе уходит корнями в глубокую древность – у большинства древних народов существовал культ здоровья и красоты физического развития. В ходе культурно-исторического развития постепенно формировалась эстетика спорта, которая наряду с красотой физического развития, включает в себя и красоту движения – особую форму, ритм выступления, плавность движения, осанку спортсмена, прилагаемое им усилие и т.п.
Данные эстетические особенности спортивной деятельности роднят спорт с искусством. И спорту, и искусству присущ созидательный, творческий характер, который сопровождается различными эмоциональными оттенками. Спортсмен в процессе соревнования может быть уподоблен выступающему на сцене музыканту или актеру. Следует отметить и сходство реакций зрителей спортивных соревнований и театральных постановок. На стадионах и в спортивных залах вступают в действие законы театра: умение вести себя на публике, устанавливать с нею контакт и подчинять своему таланту. Публика ведет себя на спортивных соревнованиях так же, как на спектаклях: аплодирует тем спортсменам, кто демонстрирует ожидаемые личностные качества и высокое мастерство.
Однако театр и спортивное состязание не являются тождественными: театральное действие предполагает обязательное наличие зрителей, а для спортивного соревнования присутствие зрителей не обязательно. Конечно, в спортивной деятельности есть ряд ситуаций, где зрелищная сторона является одной из главных, например показательные выступления фигуристов и гимнастов. В этом случае собственно спортивной борьбы нет. Вместо нее чаще всего демонстрируется поставленное режиссером (тренером) действие, имитирующее состязание или выражающее в определенной символике ценности спорта.
Искусство и спорт объединяют также общие понятия. Мастерство спортсмена выражают с помощью таких слов как «гармония», «изящество», «ритм», «плавность», «равновесие», «точность» и т.д. Они же применимы и для оценки художественных произведений, выступлений танцоров, музыкантов и т.д. Эстетические компоненты всегда присутствуют в спорте. В одних спортивных дисциплинах они рассматриваются как существенные и поощряются, в других им не придается особого значения. Связь художественной гимнастики с такими видами искусства, как музыка и танец, способствует эстетическому воспитанию занимающихся. Данная связь выражается не только в согласовании движения с размером и темпом музыкального сопровождения. Необходимо правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии с её содержанием и формой. Эмоциональная выразительность, четкость и ритмичность действий, красочность предметов и костюмов приближают художественную гимнастику к искусству.
Наряду с художественной гимнастикой можно отметить фигурное катание. С музыки начинается рождение новой программы для фигуриста. Какой она будет: драматической, романтической или лирической – определит музыка, она во многом обеспечит успех или неуспех выступления спортсмена. Определенную роль играет и узнаваемость мелодии зрителями. Нельзя сделать драматический танец под сложную, незнакомую широкой публике музыку или кататься, используя произведение, узнаваемое только профессиональными музыкантами. Вершиной эстетического восприятия фигурного катания являются танцы на льду. Здесь отдельный элемент или их комбинация сами по себе нечего не решают – в танце необходимо продемонстрировать определенный класс катания на протяжении всего отведенного для выступления времени. Это зависит не только от техники катания, но и от хореографической культуры движений. Эстетическим зрелищем следует считать спортивную гимнастику, прыжки в воду, акробатику, синхронное плавание, шахматы. Например, раздел шахматной композиции, составление этюдов и задач можно назвать искусством «шахматной поэзии».
Можно ли рассматривать спорт как процесс отражения действительности в художественных образах, создаваемых спортсменом? Оценивая выступления выдающихся спортсменов, можно согласиться с тем, что они выступают творцами ярких художественных образов, только используют при этом специфические средства выразительности. Например, фигуристы или гимнасты выражают эти образы с помощью движений, чем достигают определенной смысловой интонации.
Вместе с тем, отметим, что в силу специфики спортивной деятельности при определении победителя спортивных соревнований умение спортсмена создать художественный образ обычно не учитывается, за исключением используемой судьями оценки за «артистичность» у фигуристов. Если спортсмен считает создание художественного образа с помощью движений главной задачей, то это скорее мешает решению более важных задач, диктуемых логикой спортивного состязания.
Исторический контекст развития Олимпийского движения [1, 3, 5] позволяет увидеть тенденцию взаимопроникновения спорта и искусства. В различных видах олимпийской программы превосходства добивались разные атлеты, но оливковый венок победителя получал лишь один из них. Каждая олимпиада должна была иметь лишь одного победителя, именем которого и назывались впоследствии олимпийские игры. На счастливых победителей судьи возлагали венки в Олимпии в храме Зевса и оттуда, сопровождаемые пением и музыкой, победители начинали свое шествие через священную рощу. Подлинное великолепие, блеск и торжество достигали своей кульминации.
Участники Олимпийских Игр облачались в тканные золотом и серебром праздничные одежды, сияние солнца отражалось в сокровищах и драгоценностях, которые несли делегации государств и городов, входящих в Древнюю Грецию. При этом в честь победителей раздавались песенные экспромты, и пели импровизированные хоры. Поэты читали стихи и гимны, сложенные в честь Игр, ораторы прославляли победителей в своих речах.
Однако не только древнегреческие Олимпийские Игры проводились с таким антуражем. Л.Г. Колесникова пишет: «Херсонесские спортивные игры по своему характеру похожи на общегреческие. Как и олимпийские, они являлись частью большого народного праздника, длившегося несколько дней. Открывались игры торжественными жертвоприношениями. У алтарей и храмов жрецы принимали подарки в честь бессмертных владык города, среди которых главной была Дева. На центральной площади глашатаи читали тексты постановлений, а должностные лица вручали награды достойным гражданам. Здесь же выступали философы, ораторы, ученые» [2, с. 17].
Стремясь возродить традиции античных Олимпийских игр, Пьер де Кубертен (1896 г.) предложил проводить на современных играх конкурсы искусств. Его предложение было поддержано Международным олимпийским комитетом (1906 г.). Впервые конкурсы искусств проводились на V Олимпийских играх в Стокгольме в (1912 г.), а затем входили в программу Олимпиад вплоть до 1948 года. На конкурсы представлялись произведения архитектуры, литературы, музыки, живописи и скульптуры. Произведения лауреатов конкурсов отмечались олимпийскими медалями. Сам Пьер де Кубертен являлся участником первого конкурса и получил по разделу литературы золотую медаль за произведение «Ода спорту».
В 1954 году Международный олимпийский комитет принял решение о замене конкурсов искусств выставками изящных искусств. Их жанровое разнообразие составили архитектура, литература, музыка, живопись, скульптура, фотография и спортивная филателия. Культурная программа XXII Олимпийских игр, состоявшихся в Москве (1980 г.), продолжалась с июля 1979 по октябрь 1980 года. В культурном центре Олимпийской деревни участники и гости могли встретиться с мастерами музыки и кино, цирка и эстрады, артистической молодежью. Впервые в истории Олимпиад специалисты разработали модели развлекательных программ, обеспечивающие спортсменам снятие предстартовых стрессовых нагрузок и позволяющие создать участникам Игр оптимальные условия для отдыха и психологической разрядки.
Культурно-воспитательная программа, как правило, включала посещение комплекса разнообразных выставок, экспозиций, кинофестивалей, вернисажей, аттракционов, карнавалов, кавалькад, массовых празднеств. Организаторы Игр стремились к тому, чтобы Олимпиада–80 вошла в историю не только как выдающиеся спортивное событие, но и как незабываемый праздник искусств, воплотивший гуманистические идеи всемирного Олимпийского движения. Этого регламента придерживаются организаторы всех последующих Олимпиад. Каждая страна обогащает данные спортивные состязания их своими культурно-национальными особенностями. Ярким свидетельством тому являются Олимпийские игры в Сочи (2014 г.), которые не так давно прошли в нашей стране.
История Олимпиад тесно переплетается с религиозными взглядами на мир и человека. Пьер де Кубертен считал, что Олимпийские игры должны объединять людей, раскрывать красоту окружающего мира и всего того, что сотворил Создатель [3]. Основоположник нового Олимпийского движения хотел, чтобы люди совершенствовались физически и духовно, чтобы в жизни утверждались красота и гармония, прекратилось социальное неравенство. Он видел в античной идее Олимпийских игр проявление миролюбия, дружбы народов разных культур и континентов, вероисповеданий и национальностей, возможность прекращения войн.
Религия как часть культуры общества участвует в формировании мировоззрения людей. Взаимодействие различных социальных явлений, в том числе религии и спорта, бывает противоречиво. Интересны взгляды представителей христианской церкви на спортивную деятельность людей. В целом, христианство признает полезность спортивной деятельности как активатора жизненной энергии. Физическая активность укрепляет здоровье, воспитывает терпение, самодисциплину, прилежность. Безусловно, для этого требуются определенные условия: благополучная социальная среда, ценностно-смысловые приоритеты, потребности личности и многое другое [5].
Существует мнение, что представители Древней Церкви запрещали спорт как небогоугодное дело. Это было связано с тем, что в эпоху становления христианства спортивные игрища, являвшиеся неотъемлемой частью языческого культа, нередко сопровождались идолопоклонством и жертвоприношениями. К.С.Ф. Тертуллиан утверждал, что христианину не следует присутствовать при делах, связанных с идолопоклонством, потому что жертвы, приносимые идолам, приносятся бесам [4]. Античные спортивные состязания воспринимались не как «пережиток язычества», а как часть языческого культа, который приносил ущерб становящейся христианской культуре.
Отцы христианства осуждали ту сторону спорта, которая ослабляла возможность человека прийти к Богу, например, то неистовое состояние, в котором мог находиться человек (спортсмен, зрители): гнев, ярость, раздражение, злоба и др. Они считали, это отдаляет верующего от Бога и не способствует сохранению в себе Его образа. Об этом писал святитель Иоанн Златоуст, когда некоторые из его слушателей после беседы с ним отправились на различные игрища, где наполняли город своим непристойным шумом и криком. Иоанн Златоуст недоумевал, почему люди приходили к нему за необходимыми их душе наставлениями, если затем предались подобным нечестивым и даже посрамляющих человеческий образ делам. Если проводить параллели с современностью, то в настоящее время спортивные фанаты стали серьезной проблемой для организаторов престижных соревнований. Фанаты бывают инициаторами драк, погромов и тем самым наносят вред межкомандным и межнациональным отношениям.
Также среди христианских мыслителей и духовных деятелей тщеславие считалось главным грехом спортсменов, которые ради лаврового венка и земной славы ограничивали свою жизнь постоянными изнурительными тренировками, проявляли жестокость в гладиаторских боях на аренах Колизея… Вместе с тем, Святитель Василий Великий указывал юношам, что путь в Царствие Небесное тернист и требует постоянных духовных упражнений. Он приводил в пример олимпиоников, которые терпели множество трудностей, борясь за венок из дикой маслины.
Сейчас современный спорт представляет специфическую сферу жизнедеятельности личности. Она связана со стремлениями к победам, славе, повышению социального статуса, гармоничному развитию. В современном спорте существуют также такие тенденции, как коммерциализация, профессионализм. Это требует от спортсменов серьезного «погружения» в данную сферу и полной самоотдачи. Образ жизни спортсмена, по сравнению с образом жизни среднестатистического человека, изменяется настолько существенно, что нередко после завершения спортивной карьеры у спортсмена возникает проблема адаптации к так называемой «нормальной» жизни. В современном спорте активно используются искусственные стимуляторы работоспособности, фармакологическая поддержка, допинги. Важно отметить то, что, когда занятия спортом становятся важнейшей ценностью жизни, может обедняться духовно-нравственный смысл спортивной деятельности, снижаться воспитательный потенциал.
В заключение следует сказать, что как явление общественной жизни спортивная деятельность многогранна и оказывает благотворное влияние на личность. Культурно-исторический смысл международных спортивных состязаний заключается в объединении людей различных стран и национальностей вокруг идеалов мира, стремления к добру и справедливости. В процессе занятий спортом происходит не только укрепление здоровья, развитие физических качеств, но и облагораживание духовно-нравственного облика человека, гармонизация его отношений с окружающим миром и самим собой, что является важной задачей физического воспитания.
Литература
- История физической культуры и спорта: учебник / Под ред. В.В. Столбова, Л.А. Финогенова, Н.Ю. Мельникова. – М.: ФиС, 2001. – 424 с.
- Колесникова Л. Г. Спорт в античном Херсонесе. – М.–Л.: Советский художник, 1964. – 27 с.
- Олимпийский учебник студента: учебное пособие для олимпийского образования в вузах / Авт. кол.: В.С. Родиченко, С.А. Иванов, Л.Б. Кофман и др. – М.: Советский спорт, – 128 с.
- Тертуллиан К.С.Ф. О зрелищах // Тертуллиан К.С.Ф. Избранные сочинения / Пер. Э. Юнца. – М.: Прогресс, 1994. – С. 277–293.
- Шанин Ю.В. Герои античных стадионов. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 141 с.
CULTURAL AND HISTORICAL PECULIARITIES OF SPORT ACTIVITY IN THE CONTEXT OF PHYSICAL EDUCATION
The article examines a number of cultural and historical features of sport activity that have the potential for physical education. They are creativeness, aesthetic similarity of sports competitions to a theatrical action and a piece of art, the presence of spiritual and moral contents, etc. The example of the Olympic movement shows the interpenetration of sport and art. The estimation of the spiritual side of sport activity expressed by Christian thinkers of the past is given.
Key words: education, sport activity, history of sport, sport culture, sport arts, sport aesthetics, Olympic Games, Christianity, spirituality
http://izvestia-ippo.ru/dvoynin-m-l-kulturno-istoricheskie-os/