Двойнин М.Л., Двойнин А.М. | РАЗВИТИЕ АРТИСТИЗМА В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ

Рейтинг
[Всего голосов: 3 Средний: 5]

ДВОЙНИН Михаил Львович, кандидат педагогических наук, доцент Омского государственного педагогического университета, г. Омск. Е-mail: depsport@omgpu.ru

ДВОЙНИН Алексей Михайлович, кандидат психологических наук, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва, доцент Московского городского педагогического университета г. Москва. Е-mail: alexdvoinin@mail.ru

 В статье рассматривается такая составляющая педагогического мастерства учителя как артистизм. Приводится ряд признаков, которые по мысли исследователей (О.С. Булатова, С.Д. Якушева) сближают педагогическую и актерско-режиссерскую деятельности. Отмечается проблема недостаточной профессиональной подготовки будущих учителей в плане артистизма. Приводятся некоторые признаки парадигмы «перформативного обучения» (“performative teaching”), основывающейся на понимании преподавания как искусства. Описывается ряд поведенческих недостатков, которые ставят учителя в невыгодную позицию и которые могут быть исправлены при помощи артистической психотехники: закрытость и однообразие позы в течение учебного занятия; невыраженность позы активного слушания во время общения с обучающимися и отсутствие визуального контакта; поворот к обучающимся спиной во время общения; монотонность двигательной активности; нерациональное использование пространства аудитории для перемещений; гиперактивность; неестественность или отсутствие легкости походки, несбалансированность походки; непривлекательный внешний вид; раздражающая речь; общая речевая бедность; неприветливое выражение лица; демонстрация ложного авторитета и компетентности, гипертрофия имиджа; неравномерное уделение внимания обучающимся; проявление симпатий и антипатий по отношению к обучающимся. Приводятся некоторые психотехнические игры и задания для развития артистизма учителя, перечисляются границы приемлемости театрализации учебных занятий. Указывается на необходимость учителю быть не только в хорошей творческой, но и физической форме; наблюдать за реальной актерской игрой, рефлексируя свои ключевые артистические дефициты и перенимая некоторые приемы актерской техники.

Педагогическое мастерство учителя – необходимое условие обеспечения эффективности образовательной системы. Вместе с тем в условиях кратного увеличения темпов изменений в образовании роль педагогического мастерства учителя становится еще более значимой. Оно позволяет учителю на базовом уровне организации педагогического процесса сгладить негативные и усилить позитивные эффекты трансформационного процесса; быстро адаптироваться к изменениям самому и помочь в адаптации обучающимся; сохранить преемственность, баланс между образовательными традициями и инновациями. Другими словами, мастерство педагога становится фактором, фундирующим образовательный процесс на нижних этажах его организации.

Известные педагоги, рассуждая о педагогическом мастерстве учителя, нередко отмечали в качестве важной его составляющей артистизм (Ю.П. Азаров, В.А. Загвязинский, И.А. Зязюн, А.С. Макаренко и др.). В современной педагогике профессиональная значимость артистизма педагога подчеркивается многими авторами (О.С. Булатова, О.В. Павлова, Н.А. Подчалимова, Е.А. Ткачева, С.М. Яковлюк, D.C. Blumenfeld-Jones, E. Piazzoli и др.).

О.С. Булатова [1] и С.Д. Якушева [3] выделяют ряд признаков, сближающих педагогическую и актерско-режиссерскую деятельности: живое сотрудничество и общение индивидуальностей; личность творца как инструмент воздействия; вызов определенного переживания у партнера; общность переживаний у актера и зрителя, а также учителя и ученика; динамичность результатов совместного творчества; наличие элементов в работе, не поддающихся автоматизации; разнообразие программ деятельности; обстановка публичности; возможности импровизации; зрелищность и т.п.

Вместе с тем в современной профессиональной подготовке будущих учителей не всегда акцентируются возможности театрализации педагогического процесса и повышения педагогического мастерства посредством развития артистизма.

T. Carmi & E. Tamir, размышляя о современном ландшафте подготовки учителей, отмечают, что образовательные программы и с точки зрения их содержания, и методического инструментария в основном заточены на формирование одного из трех типов идеального учителя: интеллектуала, мастера-ремесленника, артиста [5]. При этом утверждается, что тип учителя-артиста в нынешних образовательных реалиях незаслуженно недооценен и носит периферийный статус [5].

Некоторые авторы склоняются к рассмотрению педагогической деятельности в принципе как искусства, а не как технологии. Так, A. Bellezza предлагает развивать артистизм учителя и повышать его сценическую компетентность не с целью внесения педагогом элементов театрализации в образовательные технологии, а для дальнейшей реализации новой парадигмы в преподавании – «перформативного обучения», или «преподавания-выступления» (performative teaching) [4]. Автор выделяет несколько признаков данной парадигмы: преподавание как искусство – это сценическое событие, которое не может быть оторвано от художественных, эстетических переживаний; нахождение объяснения, открытие нового и развитие возможны только через осмысленную встречу с многообразием; учителя и ученики – актеры, режиссеры, авторы и зрители в реальности, которая постоянно пересматривается, обсуждается и интерпретируется и т.п. [4]

Однако нередко школьная образовательная практика исходит из иных парадигмальных соображений, например, строится в русле компетентностного подхода и др. В этих условиях роль артистизма учителя для достижения образовательных целей не следует приуменьшать. Его недооценка приводит к негативным образовательным эффектам или снижению результативности педагогического процесса. Поскольку отношение обучающихся к учению во многом опосредствовано их отношением к личности учителя, педагогу, как и актеру, необходимо привлекать к себе внимание, вызывать интерес к учебному предмету и своей личности.

Проведенные нами наблюдения за учителями в различных педагогических ситуациях показывают ряд поведенческих недостатков, которые ставят учителя в невыгодную позицию и которые могут быть исправлены при помощи артистической психотехники:

  • закрытость и однообразие позы в течение учебного занятия (сидя за столом, стоя);
  • невыраженность позы активного слушания во время общения с обучающимися и отсутствие визуального контакта;
  • поворот к обучающимся спиной во время общения;
  • монотонность двигательной активности (однообразие жестикуляции и передвижений);
  • гиперактивность;
  • нерациональное использование пространства аудитории для перемещений (хождение по ограниченным зонам, нерациональным траекториям и др.);
  • неестественность или отсутствие легкости походки (шаркая, шлепая ногами и др.), несбалансированность походки (несоразмерный шаг)
  • непривлекательный внешний вид (неаккуратная или несоответствующая ситуации одежда, прическа, плохая осанка и др.);
  • раздражающая речь (избыточно высокий или низкий темп речи, неадекватная громкость голоса, многословность, обилие речевых ошибок, слов-паразитов, плохая дикция);
  • общая речевая бедность (не использование или однообразие вербальных поощрений, ограниченная образность речи, речевые штампы и т.п.);
  • неприветливое выражение лица (хмурый взгляд, отсутствие улыбки);
  • демонстрация ложного авторитета и компетентности, гипертрофия имиджа;
  • неравномерное уделение внимания обучающимся;
  • проявление симпатий и антипатий по отношению к обучающимся.

Для исправления подобных недостатков учителю необходимо развивать артистизм. В отличие от актера, который может убедительно играть отрицательные роли, амплуа учителя – однозначно быть положительным «героем». Основу артистизма составляют внешняя выразительность, обаяние и пластичность; своеобразие вербальных и невербальных средств общения; развитая фантазия, образное мышление и хорошая память; чувство юмора; способность к импровизации; творческая самоотдача. Для развития артистизма учителю следует придавать импровизационный характер своим педагогическим действиям, которые тем не менее должны быть подготовлены и осмысленны. Речь педагога должна быть грамотной, образной и понятной обучающимся, приятной по темпу, громкости, плавности. Жестикуляция и мимика должны быть умеренными и не однообразными, осанка – прямой, а походка – пластичной.

В целом, учителю необходимо задействовать свои индивидуальные возможности для достижения эффекта фасцинации (обаяния).

Развитию артистизма способствуют следующие психотехнические игры и задания [2]:

  • танцевальные движения (под музыку и без неё);
  • исполнение песен (про себя, вслух, индивидуально, в хоре);
  • саморегуляция эмоциональных состояний (самоубеждение, самовнушение, аутогенная тренировка);
  • снятие мышечных зажимов (с помощью занятий физической культурой);
  • выполнение этюдов (проигрывание педагогических и жизненных ситуаций);
  • тренировка взгляда (выражение различных эмоций, устойчивость взгляда);
  • изображение мимикой и пантомимикой различных психических состояний (удивление, страх, доверие, внимательность и др.);
  • упражнения на синхронность и точность передачи информации (зеркальное отражение);
  • упражнения на овладение культурой и техникой речи (коррекция типичных речевых ошибок, скороговорки, повторение фраз и слов с различными эмоциональными оттенками).

Подобно тому, как в спектакле, актеру необходимо хорошо знать текст, так же и учителю нужно владеть текстовым материалом учебного занятия, доносить обучающимся подтекст, допускать недосказанность, делать паузы в речи, чувствовать партнеров по общению, соблюдать очередность ролевого поведения, преодолевать неловкие ситуации, импровизировать.

При этом театрализация, требующая от учителя перевоплощения, имеет свои границы, которые задают ролевой диапазон педагога. Театрализация приемлема пока:

  • она естественна и соответствует актуальности учебной ситуации;
  • не деформируются задачи и содержание учебного занятия;
  • актерская игра не становится самоцелью и средством самоутверждения учителя;
  • взаимодействие учителя и обучающихся релевантно их ожиданиям;
  • мера творческих усилий учителя соразмерна творческому потенциалу обучающихся.

Очевидно, что для проявления и развития артистизма учителю необходимо быть не только в хорошей творческой, но и физической форме, что требует дополнительных усилий и работы над собой. В этом могут помочь систематические занятия физической культурой и здоровый образ жизни. Разумеется, с поправкой на возрастные и индивидуальные особенности, а также возможности здоровья и условия жизнедеятельности учителя.

В заключение, отметим, что психологией выявлена значимая роль так называемого викарного научения (А. Бандура), которое представляет собой научение через наблюдение за действиями других и последствиями их действий. Поэтому одна из возможностей повышения собственного артистизма учителя – это наблюдения за театральной игрой актеров. Наблюдения за телесными движениями и перемещениями на сцене, речевой культурой, вживанием в образ позволят учителю отрефлексировать свои ключевые артистические дефициты и перенять некоторые приемы актерской техники, повысив таким образом уровень своего профессионального мастерства.

Список литературы

  1. Булатова О.С. Педагогический артистизм. М.: Академия, 2004. 240 с.
  2. Гройсман А.Л. Психогигиена творческого труда студентов театральных вузов. М.: ГИТИС, 1982. 111 с.
  3. Якушева С.Д. Артистизм – компонент творческой индивидуальности педагога // Вестник МГУ. Серия 20. Педагогическое образование. 2009. № 4. С. 67–79.
  4. Bellezza, A. (2020). Developing performative competence and teacher artistry: A pedagogical imperative in the multicultural classroom. L2 Journal, 12(3), 23–42. https://doi.org/10.5070/L20046068
  5. Carmi, T., & Tamir, E. (2020). Three professional ideals: where should teacher preparation go next? European Journal of Teacher Education. https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1805732

http://izvestia-ippo.ru/dvoynin-m-l-dvoynin-a-m-razvitie-artis/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *