Дудина Е. С. | АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

магистрант, ГАОУ ВО МГПУ, Москва

Email: DudinaES655@mgpu.ru

Научный руководитель:

Поставнев В. М., кандидат психологических наук, доцент,

ГАОУ ВО МГПУ, Москва

 В статье обосновывается актуальность проблемы развития индивидуальности младших школьников средствами хореографического искусства. Показано, что актуальность анализируемой проблемы обусловлена целым рядом дискуссионных, нерешенных и просто непоставленных психолого-педагогических задач. Выявляется психологическое содержание понятий «личность» и «индивидуальность», определяются особенности методики развития его индивидуальности младшего школьника средствами хореографии и обосновывается подход к разработке метода оценки его структуры ценностей.

The article substantiates the relevance of the problem of developing the individuality of younger schoolchildren by means of choreographic art. It is shown that the relevance of the analyzed problem is due to a number of controversial, unresolved and simply undelivered psychological and pedagogical tasks. The psychological content of the concepts of «personality» and «individuality» is revealed, the features of the methodology for the development of his individuality of a younger student by means of choreography are determined and an approach to the development of a method for assessing his value structure is substantiated.

Введение. Актуальность проблемы развития индивидуальности младшего школьника средствами хореографического искусства обусловлена рядом дискуссионных, нерешенных и непоставленных психолого-педагогических задач, а именно:

  • остается остро дискуссионной задача определения психологического содержания понятий «личность» и «индивидуальность»;
  • не решена задача разработки метода непосредственной объективной оценки индивидуальности младшего школьника;
  • не определены условия решения задачи, направленной на разработку методики развития индивидуальности младшего школьника средствами хореографического искусства.

Необходимо отметить, что в зарубежной (западной) психологии задача определения специфики психологического содержания понятий «личность» и «индивидуальность» не стала предметом специального обсуждения. В исследованиях, проводимых западными психологами, в качестве генерального свойства развивающейся психики изучается личность [1, 6, 8]. Совсем другая ситуация сложилась в отечественной психологии. Отечественные исследователи генеральными характеристиками психики человека называют и личность, и индивидуальность [3, 7, 9].

Однако несмотря на множество публикаций, посвященных проблематике психологии личности и индивидуальности, в зарубежных и отечественных исследованиях до настоящего времени не разработана парадигма, раскрывающая психологическую специфику этих базовых характеристик психики человека, и не определено как с теоретической точки зрения понятие «личность» соотносится с понятием «индивидуальность». Например, в модели, разработанной В. С. Мерлиным, личность включена в иерархическую систему индивидуальности [7]. Анализируемая модель индивидуальности разрабатывалась автором с позиций системного подхода и поэтому была названа интегральной. Системообразующим признаком разрабатываемой модели был принцип значности связей. Согласно этому принципу, подсистемы, входящие в состав любой сложной саморегулируемой и саморазвивающейся системы, являются не только относительно независимыми, но и замкнутыми. Поэтому, утверждает автор, между признаками разных системных уровней существует много-многозначные связи, характеризующиеся тем, что коэффициенты корреляций между ними очень близки и одинаков уровень их статистической значимости. А между признаками одного уровня (относящимися к той или иной подсистеме) связи либо взаимно-однозначные, либо одно-многозначные, т. е. одни признаки выступают как более вероятные детерминанты свойств при подчиненном значении других.

На основе принципа значности связей В. С. Мерлин структурирует массив эмпирических данных и получает модель интегральной индивидуальности, представленную рядом уровней:

  • уровнем индивидуальных свойств организма, куда входят свойства нервной системы, биохимические и общесоматические свойства;
  • уровнем индивидуальных психических свойств, включающим в себя два подуровня свойств: свойства темперамента, названного «энергетической координатой» поведения, и свойства личности, куда вошли отношения к объективным сторонам действительности, окружающим человека, способности, мотивы, черты характера, свойства восприятия, памяти, мышления и т.д.;
  • уровнем социально-психологических свойств, который включает в себя социальные роли, используемые в группах и социально-исторических общностях.

В исследованиях Б. Г. Ананьева, наоборот, индивидуальность встроена в структуру личности. «Если личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств, — указывает автор, — то индивидуальность – это «глубина» личности…», которая проявляется в том, что из всего многообразия отношений и социальных функций личности выделяется область, характеризующая её неповторимость, уникальность, иными словами, сущностное, глубинное «Я» личности или её индивидуальность [3, c. 275].

Полагаю, что решить задачу определения психологической специфики личности и индивидуальности позволит импликативная модель организации свойств психики, разработанная В. М. Русаловым [11]. В разрабатываемой автором модели развитие психики человека представлено процессом, в котором свойства более низкого уровня встраиваются во внутрь свойств более высокого уровня. На исходном уровне, анализируемой импликативной модели, В. М. Русалов располагает индивида, который представляется системой физических, физиологических и психических свойств (врожденных программ поведения), закрепленных в наследственном аппарате человека [10, 11]. По мнению автора, в процессе социализации указанные биологические свойства встраиваются в формирующуюся личность – в новое системное, целостное социально-психологическое образование, которое, по мнению автора, характеризуется ценностно-смысловыми отношениями, темпераментом, характером, способностями и т.д. Совместно развиваясь, индивид и личность превращаются в индивидуальность – в ещё более сложное, уникальное и неповторимое в другом человеке системное качество.

Представленная выше модель хорошо согласуется с обыденными представлениями о содержании понятий «личность» и «индивидуальность» [12]. Действительно, любой из нас, говоря об индивидуальности, подразумевает конкретного человека, обладающего выраженной уникальностью. Когда же мы обсуждаем, например, личность первоклассника, то подразумеваем всех первоклассников и указываем на возрастные особенности, типичные для учащихся первых классов, и только тогда говорим о личности первоклассника Саши, когда подразумеваем конкретного ученика.

Далее необходимо отметить, что практически все известные в возрастной психологии методы направлены на измерение возрастных особенностей ребенка, тогда как проблема изучения у детей младшего школьного возраста нетипичных уникальных характеристик их индивидуальности вообще не обсуждается, если не считать разработанные процедуры экспертной оценки способностей, психических процессов и психомоторных функций, используемые, например, при отборе в спортивные секции.

Настоящий прорыв в этом деле представлен в пилотажном исследовании индивидуальности, проведенном В. М. Русаловым и С. И. Дудиным [12]. В данном исследовании авторы вышли за рамки традиционного субъективного часто метафорического описания психики человека и разработали компьютерные методы, позволяющие выявлять ранговые структуры различных свойств индивидуальности. Полагаю, что для психолога, работающего с детьми, особый интерес представляют те из них, в основу которых положен хорошо известный в психологии метод парных сравнений [13].

Методы исследования. В настоящее время на основании методологии, разработанной В. М. Русаловым и С. И. Дудиным, в рамках магистерской диссертации: «Развитие индивидуальности младшего школьника средствами хореографического искусства», осуществлена разработка оригинального метода, позволяющего в ходе непосредственного опроса объективно оценить уникальную структуру ценностей младшего школьника. Процедура и результат разработки данного метода, будут изложены в отдельной статье, а в настоящей работе необходимо отметить, что возможность объективного измерения уникальной структуры ценностей младшего школьника обеспечила недостающие важные предпосылки, обусловившие разработку новой адресной методологии развития индивидуальности младшего школьника средствами хореографического искусства.

Результаты и обсуждение. Наше обращение к танцу не случайно. Дело в том, что традиционное обучение в школе, основанное на возрастном подходе, формирует у ребенка достаточно разрозненные знания и качества, типичные для определенного возраста. Обучаясь хореографии, дети не только удовлетворяют потребность в двигательной активности, не только получают эмоциональную разрядку и обучаются саморегуляции, но и начинают переживать целостность своей личности и уникальность своей индивидуальности.

Переживание ребенком в танце целостности своей личности и уникальности своей индивидуальности невозможно переоценить. Дело в том, что в настоящее время не только у младших школьников, но и у многих взрослых личность и индивидуальность в значительной степени фрагментированы на отдельные знания, навыки, способности, социальные функции и т.д. Танец дает необходимый опыт переживаний, помогающий человеку «собрать» разрозненную структуру своей личности в единое целое и сформировать чувство уникальности и неповторимости своей индивидуальности. Подтверждая данную мысль Е. К. Луговая замечает: «Трагедия цивилизованного человека – утрата целостности себя и своего единства с миром … Забываясь в танце, человек «вытанцовывает», высвобождает свое личностное (абсолютное) начало, которое есть целостность, в том числе единство субъекта и мира» [5, с. 39].

В настоящее время в школе-студии танца «Живописная» разрабатывается методика развития индивидуальности младшего школьника средствами хореографического искусства. Разрабатываемая методика отличается от танцевально-двигательной терапии (арт-терапии) [4]. Арт-терапия – это психотерапевтическое применение танца и движения, направленное на устранение психологических проблем, имеющихся у человека.  Методика, разрабатываемая в школе-студии танца «Живописная», позволяет профилактировать существование этих психологических проблем, с детства развивая целостную, непротиворечивую и неповторимую в другом индивидуальность.

Согласно методике раннего развития индивидуальности средствами хореографического искусства на начальных этапах обучения младшие школьники, желающие «просто научиться танцевать», с разной успешностью осваивают элементы классического, народного, современного и бального танцев. Наблюдение и анализ детских достижений позволяют педагогу изучить особенности, характеризующие индивидуальность своих учеников: танцевальные способности, особенности моторики, координацию, так называемую, музыкальность, танцевальные предпочтения и т.д. И только после этого педагог совместно с ребенком и его родителями определяют какому виду хореографии будет обучаться младший школьник в школе-студии танца «Живописная».

Овладения выбранным видом танцевального искусства, младший школьник обучается, с одной стороны, использовать импровизацию, а с другой – слушать музыку и выражать ее при помощи точных заранее отработанных движений, например, классического или народного танца. Основная задачей такого обучения – это не столько формирование профессионального танцора, сколько воспитание посредством искусного (умелого) художественного движения творческой личности и уникальной индивидуальности [2].

Заключение. Если судить по результатам, то можно обоснованно утверждать, что поставленная в школе-студии танца «Живописная» задача выполняется. За полтора года воспитанники нашей школы-студии научились не только выражать свою индивидуальность в танце, хорошо танцевать, занимать призовые места и получать гран-при на московских, общероссийских и международных конкурсах, но стали лучше и более осознанно учиться в общеобразовательной школе.

Список литературы

  1. Айзенк Г.  Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? –критерии таксономической парадигмы // Иностранная психология. 1993, Т. 1, № 2. – С. 9-23.
  2. Айламазьян А.М. Конкретная психология человека Л. С. Выготского как методология анализа танцевальных и музыкально-двигательных практик // Образовательная политика. 2024. Т. 2. № 98. – С. 40-52.
  3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2016. – 288 с.
  4. Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2022. – 456 с.
  5. Луговая Е. К. Философия танца. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008. – 128 с.
  6. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1999. – 432 с.
  7. Мерлин В. С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2009. – 542 с.
  8. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002. – 462 с.
  9. Поставнев В. М., Поставнева И. В. Актуальные вопросы теории и практики воспитания в начальной школе / В. М. Поставнев, И. В. Поставнева // Начальная школа. 2008. № 12. – С. 4-12.
  10. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. – 352 с.
  11. Русалов В. М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 528 с.
  12. Русалов В. М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: теоретико-экспериментальные исследования. М.: Изд-во ИКАР, 2024. – 280 с.
  13. Толстова Ю. Н. Измерение в социологии: курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998. – 224 с.

http://izvestia-ippo.ru/dudina-e-s-aktualnost-problemy-raz/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *