Дубовских А. Ю. | ТЕАТР КУКОЛ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Рейтинг
[Всего голосов: 4 Средний: 3.3]

студентка ИППО ГАОУ ВО МГПУ

Материалы научно-практической конференции «Стратегия развития российского образования на период до 2025 года»

Инклюзивное образование и социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья развивается в России преимущественно в школьных и дошкольных учреждениях. Занятия театром кукол приучают к соучастию, позволяют решать проблему коммуникативности, избавиться от застенчивости и приобрести целый ряд полезных навыков. Этот опыт благоприятно сказывается на дальнейшем обучении в школе и способствует успешности детей во взрослой жизни. Театр кукол в инклюзивном воспитании и обучении детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками помогает им социализироваться.

 «Нарушение в развитии не приговор, а необходимость изменения плана развития». Вероника Филиппова

Одним из перспективных направлений развития современно образования является инклюзивное обучение, поэтому всё больше детей, у которых трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии и социальной адаптации и детей с ограниченными возможностями здоровья получают образование в общеобразовательных классах и организациях. Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет понятие «обучающийся с ОВЗ» – это физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [1].

Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. предусматривает доступность качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности всех детей. Дети с ОВЗ нуждаются в обучении с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в использовании специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Современное инклюзивное образование обеспечивает социализацию ребенка с ОВЗ. Педагоги обязаны помогать формированию у детей желанию жить самостоятельно и максимально ввести их в социум.

В первую очередь обучающимся с ООП и ОВЗ нужна особая организация учебного процесса. Учитель на своих уроках или внеурочных занятиях может помочь таким детям адаптироваться в нашем мире. Мы предлагаем рассмотреть один из вариантов помощи социализации детям с ООП и ОВЗ — сказки и театр кукол. Театр кукол и сказки – это две составляющие, которые не могут существовать друг без друга. Сказкотерапия представляет собой эффективный метод коррекции психологических проблем личности ребенка с помощью сказок, волшебных историй, басен и былин. Посредством данного метода можно работать с разными детьми [2].

Дети, имеющие серьёзные проблемы и нарушения в развитии, легко воспринимают сказку. Любая сказка – это история, которая содержит в себе жизненный опыт разных народов, передающийся из поколения в поколение. Но вместе с детьми можно создавать свои авторские сказки и по ним устраивать представления кукольного театра.  Театр кукол – это целый мир для детей, который помогает воспринимать окружающий мир через игру [4].  Кукол можно изготавливать вместе с детьми на занятиях по придуманной, вместе с педагогом сказке и разыгрывать представление. Коррекционно- воспитательная работа строится из двух уровней:

1. Подготовительный.

2. Театрально-постановочный.

Подготовительный этап работы включает в себя создание необходимой материально-технической базы: создание кукол, декораций, упражнения по актерскому мастерству и кукловождению и т. д. Конечно, дети — не профессиональные актёры, но они могут ими себя почувствовать. Любая роль, любое участие в данной деятельности- большая победа для каждого учащегося [3]. Кукольный спектакль – это не только выступление. Это множество занятий и особая подготовка. Предлагаем вам некоторые наши материалы для организации кукольного театра.

Куклы. Конечно, для кукольного театра в первую очередь нужны различные куклы: пальчиковые, перчаточные, марионетки, куклы на шпажках и т.д. Всех перечисленных кукол можно изготавливать на занятиях вместе с детьми. С помощь данного вида деятельности педагог может помочь детям адаптироваться в классе, если дети постарше, то сплотиться еще больше. Очень важно для социального развития. Так же перед самой работой по изготовлению кукол, детей можно познакомить с историей, как кукольного театра, так и кукол разных стран и народов. Знакомству с куклами и их историей можно выделить целое занятие, где учащиеся познакомятся не только с кукольным театром, но и с разными народами и их традициями. На доску вывешивается большая политическая карта, на которой маленькими фотографиями, где изображены традиционные куклы, отмечены разные страны.

Детям предлагается совершить путешествие по всей планете, изучая культуру стран и их разные кукольные театры. В такой форме дети узнают не только о самом театре, но и познают окружающий мир. Так с помощью истории дети более осознанно и трепетно будут изготавливать своих кукол. В конце занятие вместе с детьми можно сделать настоящих кукол. Например «Кукол на шпажках»: детям раздаются шаблоны, которые они разукрашивают, вырезают, и крепят на шпажку, с помощью скотча (важно, чтобы перед занятием педагог убрал острые концы у шпажек, в целях безопасности).

В кукольном спектакле могут принимать участие дети с любыми особенностями. Интересное дело можно найти каждому ребенку. «Шумовой оркестр» Детей в классе более 25 человек. каждый ребёнок может реализовать свои возможности в театре кукол. Помимо актеров- кукловодов в представлении может участвовать «шумовой оркестр». Так же этому виду деятельности можно выделить целое занятие, посвященное истории разных инструментов. Чтобы детям было интереснее слушать педагога, он может принести разные инструменты, на пример: «калимба» (Африканский народный инструмент), «вистл» (Ирландский народный инструмент), «варган» (Инструмент северных народов), барабаны «бонго» (Кубинский народный инструмент) и т.д.

На приведенных в пример инструментах достаточно просто научиться играть, главное правильно руководить коллективом, чтобы все играли правильно. Так же на занятии детям можно дать послушать профессиональное звучание этих инструментов с помощью видео или аудио-прослушивания. «Ширма» Создание ширмы – это отдельное волшебство. Знакомство с ширмой можно обыграть с помощью «Волшебной книги» в которой будут представлены разные ширмы и их история, так же с детьми можно разобрать виды ширм и как их изготавливать. В заключительной части занятия с детьми можно попробовать на альбомных листах попробовать создать свою ширму и представить свою идею коллективу. На следующих занятиях педагог вместе с детьми приступает к созданию ширмы, для этого следует: выбрать тематику ширмы, определенный вид конструкции, размер, материалы. Всё это можно обсудить с детьми и создавать по их «эскизам». После того, как дети на предыдущем занятии, представили эскизы своих ширм, педагог может представить свой эскиз, в котором будут вставлены фрагменты примеров детей. С помощью этого дети будут чувствовать себя частью целой работы. Детям очень важно, чтобы их мнение учитывалось в любом виде деятельности. «Волшебные фонарики» Помимо изготовления ширмы, декораций, кукол, создания шумового оркестра, большую роль играет освещение.

Именно с помощью освещения в представлении можно создать особую атмосферу волшебства. Для создания такой атмосферы мы предлагаем сделать с детьми «Волшебные фонари». На занятие кати приносят с собой только чистую банку (размер не важен), краски и обычные клеящиеся фонарики. Задача детей, расписать банки, сделать их красочными с разными орнаментами. После того, как банки высохли к крышкам клеятся фонари. Теперь, когда крышка будет закрываться, с включенным фонарём, банка будет светиться разными красками. Такие фонарики помогут создать ту самую неповторимую сказочную и волшебную атмосферу. Во время представления несколько учащихся будут следить за светом, чтобы вовремя включать «Волшебные фонари», ставить их в определенные места или ходить с ними.

Костюмы. При работе с куклами педагог вместе с детьми может устраивать представления, где учащиеся участвуют в спектакле как в роли кукловода, так и в роли актера, который играет рядом с ширмой и действует, как полноценный персонаж сказки. Для создания образа таких персонажей детям нужны костюмы. Костюмы создаются вместе с детьми Материал для изготовления костюмов нужно подбирать в соответствии с возрастом учащихся. «Упражнения кукловода» Чтобы правильно работать с куклами детей следует учить правильно управлять разными куклами, говорить, выражать эмоции. Для развития данных навыков педагог должен включать в каждое занятия специальные упражнения. Например: «Книга путешествий», в данном упражнении детям показываются картинки с разными временами года, явлениями природы (радуга, гроза) и т. д.

Так же каждому ребёнку раздаются пальчиковые куклы, с помощью этих куколь дети должны изобразить настроение любой картинки. Подобные упражнения можно использовать на каждом занятии, начиная с самого первого урока. Через игру дети научатся концентрировать своё внимание на одном виде деятельности. Данные разделы изучаются вместе со всем коллективом учащихся. Дети вместе создают кукольное представление и только в самом конце распределяются роли и т. д. Чем больше видов деятельности будет при создании кукольного театре, тем интереснее детям будет это изучать и создавать. Кукольный театр будет интересен как в первом классе, так и выпускнику начальной школы. В такой деятельности каждый ребенок может проявить себя, адаптироваться в классе, найти себе друзей, расширить кругозор. Сказка и театр кукол могут сыграть очень важную роль в социализации, как обычных детей, так и детей с ООП и ОВЗ.

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. — 310с.
  4. Чеканова, О. Л. От театра кукол в детском саду к познанию себя в окружающем мире [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 136-137.
  5. Серебренникова, Ю. А. Детский театр в школе / Ю. А. Серебренникова // Начальная школа. – 2017. – № 1. – С. 75-77.

Inclusive education and social adaptation of people with disabilities is developing in Russia mainly in school and pre-school institutions. Classes puppet theater accustom to complicity, can solve the problem of communication, get rid of shyness and acquire a number of useful skills. This experience has a positive impact on further education in school and contributes to the success of children in adulthood. Puppet theater in inclusive education and training of children with disabilities together with normally developing peers helps them to socialize.

Key words: children with special health opportunities, children with special educational needs, inclusive education, puppet theater, fairy-tale therapy, theatrical activities.

http://izvestia-ippo.ru/dubovskikh-a-yu-teatr-kukol-v-rabote-s-de/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *