Дубаева М.А. | СОЗДАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ОРИГИНАЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

 Студент МГПУ

По материалам научно-практической конференции «Новые решения в образовании в эпоху перемен»

Данная статья представляет собой практический пример объединения различных направлений творчества в создании детского спектакля в культурно-образовательном пространстве школы, призванный помочь «сгладить углы» — оказать благоприятное влияние на формирование положительного психологического климата детей младшего школьного возраста. 

В современном мире смартфонов и дистанционного образования  проблема коммуникации детей становится весьма актуальной. И, как и ранее, наиболее остро она проявляет себя на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие коммуникативных умений затрудняет общение ребенка с окружающими его людьми, в частности, со сверстниками.

Дети вынуждены быстро адаптироваться к новому окружению, что зачастую сопровождается сменой здания, учителя, окружения сверстников. Особенно тяжело приходится тем, кто не ходил в детский сад или посещал только небольшие объединения дополнительного образования, ведь сейчас в каждом первом классе подавляющего большинства московских школ учится около 30 человек – большое количество малознакомых людей вокруг является стрессом для каждого из них. Это, в свою очередь, сказывается на здоровье ребенка: стресс от большого количества малознакомых людей вокруг, нового распорядка дня, большого количества новой информации – все это может привести к неврозам.

Для успешного создания положительного психологического климата в коллективе младших школьников необходимо создать у детей переживание эмоционального благополучия, что будет являться необходимым условием для нормального формирования личности [1, с. 18-23]. В этом, несомненно, педагогу поможет совместная с детьми творческая деятельность, где удовольствие приносит не только итоговый результат, но и процесс его достижения.

Одним из важнейших факторов формирования позитивного психологического климата в группе школьников можно считать не только специальную, методическую подготовку учителя, но и его высокую психологическую культуру [2], гуманную позицию по отношению к ребенку  — веру в творческий потенциал ученика [3].    Вопросами влияния театрализованной деятельности на развитие детей занимались такие ученые, методисты и педагоги, как Л. С. Выготский, Н. С. Карпинская [4].    , Л. О. Бочкарева и др. В своих трудах они доказали, что совместные занятия творчеством являются существенным подспорьем в сплочении коллектива детей младшего школьного возраста.

Кроме улучшения отношений между одноклассниками, юные актеры получили положительный эмоциональный опыт взаимодействия со зрительным залом, и в дальнейшем им будет гораздо легче преодолеть барьер стеснительности и страха перед публичными выступлениями, а так же получили начальные навыки работы над ролью и сценарием, создания костюмов, декораций и иной бутафории.

На основе данных исследований мною была создана и реализована модель оригинального интерактивного спектакля для детей первого класса в одной московской школе.

В первую очередь, была проведена предварительная подготовка: выбран ряд самых простых и известных сказок, которые могут дать основу для спектакля, количество персонажей, придуман общий ход сценария, примерная концепция костюмов и декораций, в создании которых могли бы принять участие дети. На создание спектакля у нас было два месяца, потому работа должна была быть четко распланирована на время дополнительных занятий и классных часов. Было задействовано два педагога: я, в качестве педагога по рисованию и театрального художника, и моя коллега Анастасия Васильевна Мясникова – педагог по актерскому мастерству.

Работа с детьми состояла из таких этапов, как:

  1. Знакомство детей с традиционными русскими народными сказками. Это важно для того, чтобы в дальнейшем не было путаницы со знанием традиционного сюжета.
  2. Анализ сказок: обсуждение сюжетов, поведения главных героев, их характеров и мотивов. Чтение по ролям. Разбор структуры сказки, построения сюжета, чем отличается сказка от реальности. В результате дети смогли представить себя на месте какого-то героя, понять роль конкретного персонажа в том или ином повествовании.
  3. Выбор сказки и распределение ролей в спектакле и в подготовке к спектаклю с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а так же их пожеланий.
  4. Анализ получившейся оригинальной сказки для художественного оформления спектакля, отбор дополнительных выступлений для тех, кому не хватило роли, но кто хотел бы выступать.
  5. Уточнение характера каждого героя и его возможных действий, внешнего облика. Начало работы над «одеждой» сцены.
  6. В ходе сюжетно-ролевых игр и режиссерского выстраивания создавался новый сюжет с особенностями восприятия ребенком своего персонажа.
  7. Подбор музыкального оформления спектакля и проработка момента интерактивного привлечения зрительного зала. Исходя их режиссерского замысла, совместно с детьми выбирался момент вовлечения зрителей в игру на сцене. Дети выбирали необходимые для этого технических средства. Спектакль проводился не на сцене, а в пространстве зрительного зала, поэтому зрителей было проще вовлечь в постановку.
  8. Репетиции спектакля одновременно с созданием недостающих и придуманных в ходе репетиций декораций, костюмов, афиш и различной бутафории.

В качестве основы для написания сценария детьми была выбрана сказка «Репка» как одна из наиболее известных среди собравшихся.

Дети неожиданно плохо оказались ознакомлены с русскими народными сказками. При чем, это не было связано с их национальностью. Большинство (но не все) знали «Колобка», «Репку», «Курочку Рябу» — самые известные сказки. Однако с такими сказками, как «Гуси-лебеди», «Финист-ясный сокол», «Лиса и заяц», «Лиса и журавль» возникли сложности – об этих сказках, в лучшем случае, знало чуть больше половины участников подготовки спектакля. К сожалению, в ходе подготовки спектакля выяснилось, что в отличие от русских народных сказок, дети прекрасно разбираются в современных мультфильмах, зачастую не рекомендованных к просмотру лицами, не достигшими 13-16 лет.

В процессе работы дети нашли себе занятие по душе: кто-то принимал большее участие в создании элементов декорации, кому-то больше по душе было работать над костюмом, а кто-то предпочел работать исключительно над ролью или своим собственным индивидуальным выступлением. Для таких детей педагог по актерскому мастерству подбирал стихи или короткие авторские зарисовки. Таким образом, работа происходила в малых группах, иногда сразу над всеми составными частями спектакля.

В качестве части постановочного хода была взята идея масок как предмета, через который актер воплощает своего героя на сцене. Не каждый ребенок хочет играть отрицательных персонажей, некрасивых, глупых, смешных, но преодолеть эти барьеры помогает создание масок в сотворчестве с детьми. Каждый персонаж обсуждается: его характерные черты, которые находят отражение во внешнем облике, чем обусловлено его поведение. Именно на этом этапе ребенок начинает видеть этого героя живым, начинает «любить» и понимать его. Создавая маски, элементы костюма для спектакля, дети переносят свое понимание характера героя в конкретный образ, делая при этом массу открытий, а завершение костюма, в свою очередь, подводит ребенка к финальной черте в работе над образом персонажа.

Кроме того, параллельно с элементами костюмов шла разработка декораций. Дети вместе с педагогами выбрали наиболее значимые элементы, необходимые для проведения спектакля на двух сценических площадках школы. Основными критериями отбора элементов декорации были легкость при переноске, устойчивость, соответствие спектаклю. Работа велась над каждым элементом по очереди, все, так или иначе, создавалось руками детей. Дети получили возможность поработать не с обычными материалами творчества (бумага, картон, клей, краски), но и с теми материалами, которые в своей работе используют профессиональные художники-сценографы и макетчики. Такое «упражнение» на выбор материала призывает детей выйти за привычные общепринятые рамки в творчестве для создания чего-то нового, чего не существовало ранее, вызвало горячие споры и дискуссии касательно того, к какому элементу какой материал лучше применить.

Создание афиши является кульминационным моментом этапа художественного оформления. Это воплощение главной мысли произведения, найденной коллективом театральной группы совместно с педагогами.

В процессе совместной работы с детьми спектакль обрел законченную композицию. Таким образом, постановка обрела индивидуальность, неповторимость. В процессе репетиций не прекращалось обсуждение персонажей и, как необходимый элемент любого спектакля, появился замысел афиши.

Дети были задействованы на всех этапах работы. Они своими собственными руками сделали декорации и установили их на сцене, приняли участие в создании костюмов и разработке ролей, что, несомненно, повлияло на итог. По нашим наблюдениям, в процессе работы дети стали чаще общаться друг с другом, перестали стесняться обращаться друг к другу за помощью и советом, стали чаще договариваться работать в паре или в небольшой группе отдельно от остальных.

 

Литература 

  1. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе // Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Илюшина Н.Н. Постановка вопроса о психологической культуре учителя в трудах Г.И.Челпанова // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание, научно-практический журнал. – М.: МГПУ, 2012 — №5(I). – С.127 -129.
  3. Илюшина Н.Н. Научно-педагогические предпосылки гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили // Идеи и практики гуманно-личностного подхода  в современных образовательных условиях. – М.: Изд-во «Экон-информ», 2018. – С.7-18.
  4. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М.: Педагогика, 1972.
  5. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993 – 270 с.

This article is a practical example of combining different areas of creativity in the creation of the performance made by children in the cultural and educational space of school called to help «to smooth the corners» — to have a positive impact on creating a positive psychological climate for primary school children.

Key words: creation, performance, psychological climate, primary school children.

http://izvestia-ippo.ru/dubaeva-m-a-sozdanie-i-realizaciya-mod/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *