Донцова Е. М., Магистрант ГАОУ ВО МГПУ, Москва
Е-mail: dontsovaem@mgpu.ru
Научный руководитель:
Ларионова Л. И., Доктор психологических наук, профессор, ГАОУ ВО МГПУ, Москва
В статье рассматривается влияние игры на развитие креативности у музыкально одаренных детей младшего школьного возраста. Показана важность феномена креативности для выявления и развития музыкально одаренных детей. Акцент делается на методах организации игровой деятельности, обеспечивающей развитие творческого потенциала школьника младшей школы. Креативность в игре связывается со способностью генерации новых идей, решения задач в ситуации неопределенности и неизвестности. Многими исследователями установлено, что игра является одним из важных условий для дальнейшего развития креативности у одаренного ребенка младшего школьного возраста. В целях развития креативности ребенка были описаны специальные методы, необходимые для развития творческих способностей: метод эвристических вопросов, метод мозгового штурма, метод свободных ассоциаций.
Развитие креативной личности продиктовано задачами, которые ставит перед собой мир современной технологической цивилизации. Творческие люди, способные генерировать новые идеи представляют собой основной ресурс и решающий фактор прогресса и развития общества, сфер науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.
Проблемами развития детской одаренности в настоящее время интенсивно занимаются ведущие отечественные ученые (Д. Б. Богоявленская., Д. К. Кирнарская, Л. И. Ларионова, В. И Панов, А. И. Савенков, Д. В. Ушаков, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков и др.)
Одаренный ребенок, в соответствии с рабочей концепции одаренности, – “это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности” [7, с. 5].
В психологии одаренности значительное количество исследований посвящено изучению музыкальной одаренности (Д. К. Кирнарская, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, Б. М. Теплов и др.). Согласно Б. М. Теплову, “блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигатель «аппарат», невероятная обучаемость и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности” [9, с. 47]. Также ученые (Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.) подчеркивали, что музыкальная одаренность включает в себя не только, сумму способностей ее составляющих, но и общие творческие способности личности.
Понятие креативности (дивергентного мышления) было введено в науку американским профессором психологом Дж. Гилфордом. [1]. Он определял дивергентное мышление как тип мышления, идущий в различных направлениях. Креативность рассматривалась им как универсальная познавательная способность, творческий потенциал личности, умение отказаться от стереотипных способов мышления.
Как отмечает Л. И. Ларионова, “понятие “творчество”, “креативность”, “творческие способности” содержательно отождествляются” [2, с. 105].
Креативность по мнению Л. И. Ларионовой, рассматривается «как глубинное свойство одаренной личности [3], позволяющее, с одной стороны, на основе индивидуального опыта развивать свою одаренность, а с другой стороны, экстериоризировать личностный опыт, приобретенный в процессе интериоризации культурных ценностей, делать его достоянием социума и способствовать, таким образом, развитию культуры» [2, с. 122].
Одаренные дети от природы креативны, но, если не развивать и не поддерживать в них это качество личности в деятельности, эта способность может и не сформироваться. Креативность преимущественно развивается благодаря средовому воздействию, поэтому основная задача педагога состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для самовыражения детей с высокой мотивацией к творческой деятельности [4]. Известно, что не все выдающиеся музыкальные деятели, проявляли свою одаренность в детстве. И часто именно условия их жизни и обучения способствовали дальнейшему развитию, которое позволило им в будущем создавать шедевры, меняющие представления о мире, творчестве, возвышающие и облагораживающие жизнь [8].
Средства в достижении цели развития креативности и приобретения творческого самовыражения ребенка могут быть самые разные, но прежде всего они должны отвечать его интересам и возрастным особенностям. Важнейшую роль в творческом развитии ребенка младшего школьного возраста может представлять игра, так как она все еще занимает значительное место в жизни ребенка наряду с учебной деятельностью.
Выдающийся отечественный ученый А. Н. Леонтьев доказал, «что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, он обретает себя и осознает личностью. Для детей игра — сфера социального и интеллектуального творчества, полигон общественного и творческого самовыражения» [5, с. 96].
Научно доказано (Л. И. Божович, Л. С. Выготской, Д. Б. Эльконин, Д. В. Менджерицкая и др.), что игра представляет собой основу для развития творчества, у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения. Основные черты творческой личности приобретаются, сохраняются и поверяется в процессе игры.
Игра оказывает всестороннее влияние на развитие личности. Она способствует формированию культуры, духовно-нравственному, социальному, личностному, интеллектуальному и творческому развитию ребенка.
Игру как метод развития креативности в российской психолого-педагогической науке рассматривают такие научные направления как: креативная педагогика (А. Г. Алейников, В. В Попов и др.); воспитание творческой личности (И. П. Иванов, В. А. Сухомлинский и др.); творческая педагогика (Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин и др.); проблемное обучение (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и др.); развивающее обучение (Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.).
Л. И. Ларионова [2], на основе анализа многочисленных работ ученых, занимавшихся проблемой одаренности и креативности, выделила основные критерии и показатели креативности. К ним могут быть отнесены: интеллектуальная, творческая инициатива; широта категоризации, умение строить разного рода ассоциации; беглость мышления, умение предлагать множество ассоциаций и решений; гибкость мышления, способность переходить достаточно быстро из одной категории в другую; оригинальность мышления.
Согласно данным особенностям, можно выделить определенные условия, стимулирующие развитие творческого мышления и креативности в игровой деятельности. К ним относятся: содействие ребенку в проявлении ответственности и независимости; мотивация на самостоятельную деятельность, предоставление работы с ситуациями в условиях открытости и незавершённости; поощрение к продуцированию неограниченного множества вопросов; содействие в создании и разработки оригинальных приемов, предметов, стратегий для последующей деятельности ребенка.
В целях развития креативности ребенка младшего школьного возраста многие исследователи (Г. Я Буш, Ч. Вайтинг, А. Осборн, В. В. Попов, Ф. Цвикки и др.), предлагают использовать методы обучения детей специальным приемам и способам «творческого мышления».
Среди этих методов В. В. Попов [6] выделят: эвристический метод к решению креативных задач, рационалистический метод Р. Декарта, вопросы А. Осборна, метод фокальных объектов, метод гирлянд случайностей и ассоциаций Буша, метод “мозгового штурма” и др.
Рассмотрим некоторые игры, влияющие на развитие креативности, в которых используется методы эвристических вопросов, “мозгового штурма” и свободных ассоциаций.
Эвристические игры
Главная задача в такой игре состоит в том, чтобы предоставить ребенку самостоятельно предложить возможные варианты решения задач, в которых нет определенной и однозначной разгадки. С помощью таких игр дети учатся мыслить творчески, искать нестандартные решения выхода из трудных ситуаций, действовать самостоятельно в условиях неопределенности. Один из примеров механизмов применения эвристического метода в игре, является способ “разрушения” или “совмещения” шаблонов. Суть метода в том, что игрок сталкивается с определенными сложностями в ходе игры и, реагируя на “помеху” творчески, он находит неожиданное решение. Примером может служить такая игра, как “Интервью”. В этой игре игроки случайным образом вытаскивают слова, написанные на бумажных карточках, в которые нужно встроить в ту фразу, которая служит ответом на задаваемые другими игроками вопросы. Игрок набирает новые слова, и игра продолжается до тех пор, пока участник не засмеется или не собьётся в ответе.
Игровое проектирование
Такие игры представляют собой совместное коллективное творчество, направленное на создание и\или разработку технологии какого-либо нового продукта или деятельности. Игра может осуществляться при помощи метода “мозгового штурма”, цель которого заключается в сборе как можно большего количества разнообразных идей. Основная цель игры- предоставить ребенку возможность для реализации собственного замысла проекта, путем творческого погружения в создание нового продукта. Примером может служить игра “Музыкальный конструктор”. По правилам участниками игры придумывается несуществующий музыкальный инструмент. У каждого участника есть своя зона ответственности: инженер проектировщик, инженер дизайнер, инженер по звуку. Вместе они собирают музыкальный инструмент в единую систему. Получается, команда работает как конструкторское бюро и результатом их деятельности может служить чертеж необычного музыкального инструмента.
Игры, в состав которых входит прием обыгрывания незаконченных изображений и игры на ассоциации
Существует множество вариантов игры с ребенком по технике незаконченных изображений. Основная идея игры состоит в том, что ребенок заканчивает изображение рисунка по своему усмотрению, опираясь на свою фантазию и воображение.
Примером таких игр, могут быть такие игры как: “КляксоГрафия” или “Каракули”.
Игры на ассоциации, порождают по-настоящему продуктивные и творческие идеи в процессе зарождения новых ассоциативных связей. В таких играх от ребёнка требуется объяснить или показать с помощью слов, рисунков или жестов, загаданный объект. Примером, могут служить такие общеизвестные игры как “Имаджинариум” и “Друдлы”, где каждый игрок, рассматривая необычную картинку и используя образное мышление, дает определение тому, что там нарисовано.
Как показал анализ литературы, можно утверждать, что игра выступает эффективным методом развития креативности у музыкально одаренных детей младшего школьного возраста. Возможность разных способов действий в игре, не ограниченных строгими правилами, позволяет игроку найти возможность действовать по-новому и творчески решать задачи. В игре могут присутствовать разнообразные эффективные стратегии, позволяющие достичь результата в виде создания какого-либо нового продукта, будь то текст, рисунок и т. п. При применении игр на развитие креативности, таланты ребенка и его творческие способности будут раскрываться и развиваться в том случае, если дети вовлечены в игру и им хочется найти как можно больше вариантов решения задачи; хочется самостоятельно решать свои вопросы и проявлять неординарность в действиях. Игра позволяет создавать необходимые условия и возможности для развития креативности у музыкально одаренных детей младшего школьного возраста.
Список литературы:
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. Под ред. A.M. Матюшкина. – М.: ИД «Международные отношения», 2017. – 534 c.
- Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности. – М.: Ин-т психологи РАН, 2011. – 318 с.
- Ларионова Л.И. Психология одаренности и творчества. – М.: Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Нестор-История», 2017. – 288 с.
- Ларионова Л.И., Зверев О.М., Богданов Д.В. Особенности эмоционального интеллекта обучающихся с разными видами одаренности (на примере ОЦ «Сириус») // Одаренность: условия и факторы. материалы международной научной конференции. – Самара, 2020. – С. 71–76.
- Леонтьев А.М. Педагогическое общение. – М.: Знание, 1979. – 96 с.
- Попов В.В., Круглов Ю.Г. Креативная педагогика. Методология, теория, практика. – М.: Лаборатория знаний, 2021. – 313 с.
- Рабочая концепция одаренности. Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Магистр, 1998. – 39 с.
- Савенков А.И. Психология детской одаренности: учебник для среднего профессионального образования. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 334 c.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. – М.: Педагогика, 1985. – Т. 1. С.47.
Abstract. The article deals with the influence of the game on the development of creativity for musically talented children of primary school age. It is shown that is very important to develop the creativity for the identification and manifestation of musically gifted children’s talents. There is emphasis on the methods of organizing game’s activities that ensure the development of the creative potential of a primary school student. Creativity in the game is associated with the ability to generate new ideas, solve problems in a situation of uncertainty and uncertainty. Many scientists have established that the game is one of the most important condition for the further development of creativity of the talented child in primary school age. In order to develop the creativity of the child, special methods that are necessary for the development of creative abilities were described: the method of heuristic questions, the method of brainstorming, the method of free associations.
Key words: creativity, creativity, game, game activity, talented children, musical talent.
http://izvestia-ippo.ru/doncova-e-m-igra-kak-metod-razvitiya-kr/