Доброрадных А.С. | ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

УДК 372.882

 магистрантка 2 курса

Московского городского педагогического университета

E-mail: dobroradnykh@mail.ru

  Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»

В статье рассматривается влияние чтения на формирование нравственного интеллекта у младших школьников, предложен анализ УМК «Школа России» и «Начальная школа XXI века».

В нашей стране испокон веков люди обладали высокими духовно-нравственными качествами. Русский человек – будь то гражданин высокого сословия или же простой труженик – отличается в первую очередь тем, что несет в себе высшие душевные качества: совесть, чувство долга, патриотизм, смирение, терпение, умение любить, прощать, творить добро. В настоящее время нравственные ориентиры очень изменились, и подрастающее поколение часто обвиняют в отсутствии духовности, веры, в агрессии к окружающим. Это связано с тем, что дети формируются в сложных социальных условиях, когда такие вечные понятия, как добро и зло, размыты; когда происходит смена ценностных ориентиров; молодежь живет всё больше с оглядкой на Запад, где ей навязываются всё больше материальные блага, и детям кажется всё ярким и красивым, но, к сожалению, ничего не имеющим общего с понятием нравственности и духовности. Ребенку очень трудно самому разобраться в этой мешанине с резкой дифференциацией доходов, сильной занятостью или же безработицей родителей. Данная ситуация порождает различного рода внутренние конфликты, проблемы взаимодействия с внешним миром и с другими людьми.

Россия возрождается, решая сложнейшие политические и экономические задачи, но становление страны невозможно без воспитания человека, обладающего высокими духовно-нравственными качествами, способного самостоятельно оценивать то, что происходит вокруг, планировать своё будущее, принимая в расчет интересы и взгляды тех людей, которые составляют его ближайшее окружение. В этой связи как никогда актуальны слова В. А. Сухомлинского: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». [3: с.170]

Получая образование, ребенок, несомненно, повышает уровень своего интеллекта. Согласно современной трактовке, интеллект – это «способность ориентироваться в нестандартной ситуации» [1: c.48]. Это функциональное определение. Логика же оперирует понятием интеллекта как умения решать задачи, делать умозаключения, разрабатывать научные теории и т. п. А как же тогда быть с потребностью в любви, в сопереживании, сострадании? Эти качества являются неотъемлемой частью нравственной составляющей образованного человека, и любой из нас нуждается в духовном развитии в той же степени, что и в изучении наук.

Целостную личность нельзя представить без такого важного компонента, как нравственный интеллект. Дефиниция «нравственный интеллект» была впервые введена в 1994 году философом из США Д. Боссом. Под данной категорией ученый подразумевает органичную связь мышления и чувств, уважение к своей личности и личности окружающих, признание ценности другого человека. Также нравственный интеллект содержит такую важную составляющую, как развитые эмпатические способности [5: c.183–189]. Следует подчеркнуть, что уважением Д. Босс называет не только суждение, но и вынесение нравственных решений, заботу, эмпатию.

Воспитание нравственного интеллекта у детей является первостепенной задачей в формировании личности учащихся. Особое значение эта работа имеет в младшем школьном возрасте, т. к. именно в это время в детях начинает закладываться духовность. Огромную роль играет изучение литературы в младшей школе. Литература всегда привносила нравственные идеалы, была гордостью нашей страны, потому что для русской национальной наследственности характерно проявление высших душевных качеств, и они очень подробно описываются в произведениях русской литературы. Литература является основой воспитания у учащихся начальных классов нравственного интеллекта, поскольку именно в ней содержатся те ценности, которые определяют духовно-нравственные идеалы подрастающего поколения.

К.Д. Ушинский справедливо считал, что чтение – это не что иное, как «упражнение в нравственном чувстве» [4: с.464], поэтому уроки чтения должны быть направлены на нравственное воспитание, становление школьника как личности, заниматься главным образом обогащением души, чего можно достичь путем чтения, размышления, чувствования.

В литературном произведении практически любая тема может рассматриваться с нравственной точки зрения. В русской же литературе всегда проповедовалось добро, которое противостояло злу, восстанавливалась справедливость.

Задача учителя на уроках литературы состоит в том, чтобы сформировать у ребенка потребность в размышлении над нравственными вопросами, объяснить учащимся, что русская литература может стать основой в понимании многих духовных вопросов; постараться привить любовь к чтению русских классических произведений.

В настоящее время в России существует несколько систем обучения. Это «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Перспектива», «Классическая начальная школа» и т. д.

Рассмотрим учебники по литературному чтению двух учебно-методических комплексов.

  1. Учебно-методический комплект (УМК) «Школа России», издательство «Просвещение». Учебники «Литературное чтение» для 1–4 классов, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.

В данном УМК, наряду с общим развитием школьника, особое внимание уделяется воспитанию нравственных качеств у младших школьников с помощью художественной литературы; формируется представление о вечных ценностях: добре, правде, дружбе, долге; воспитывается уважение к русской культуре и культуре народов других стран.

Например, в произведениях В. Осеевой, Н. Носова, В. Драгунского,
А. Платонова затрагиваются вопросы нравственного характера: школьники учатся распознавать плохие поступки среди хороших, отличать добро от зла; понимать, что такое ложь и чем она не похожа на правду.

Довольно большое внимание в учебнике уделяется формированию семейных ценностей. Так, знакомясь с рассказами А. Платонова «Еще мама», «Сухой хлеб», «Цветок на земле», дети постигают суть понятий «семья», «любовь», «уважение», «забота», «сопереживание», «милосердие».

Любви к Родине, заботе о животных, бережному отношению к родной природе учат произведения М. Пришвина, В. Бианки, Е. Скребицкого,
Е. Чарушина.

Особое внимание авторы уделяют басням. Басни И.А. Крылова крайне важны в процессе воспитания нравственного интеллекта. С их помощью дети знакомятся с нормами поведения в обществе, постигают мир во всем его многообразии. В любой басне содержится некий нравственный посыл, мораль, этим во многом объясняется их универсальность и актуальность в любую эпоху. Авторы этих коротких произведений высмеивают и всячески критикуют пороки своих персонажей: невежество, лживость, жадность, невнимание к собственным недостаткам и проступкам.

В частности, И.А. Крылов в басне «Лебедь, Щука и Рак» явственно показал, что без слаженной работы трудно добиться результата. Прочитав басню «Чиж и Голубь», дети учатся быть неравнодушными к беде других, учатся взаимопомощи.

Когда ученики знакомятся с пословицами и поговорками, загадками и песнями, у них формируются такие нравственные понятия, как любовь к Родине, к природе, уважение к окружающим, сопереживание, доброта.

При изучении такого фольклорного жанра, как былина, в детях закладываются важнейшие духовно-нравственные качества: гордость за свою Родину, патриотизм, почитание ее истории, уважение к славным русским героям-богатырям.

Обязательным условием в воспитании духовных качеств является изучение русских народных и авторских сказок. В сказках добро всегда побеждает зло, герои идут навстречу трудностям, жертвуя собственными интересами, а порой и жизнью, встают перед трудным выбором. Сказки учат детей быть смелыми, помогать людям, заботиться о семье, о старшем поколении, приходить на выручку в трудную минуту. Это и есть воспитание духовно-нравственных качеств личности ребенка.

  1. Учебно-методический комплект (УМК) «Начальная школа
    XXI века», Литературное чтение, 1–4 классы, издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ», авторы: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.

Авторы включили в свою программу литературные произведения, призванные сформировать у детей важнейшие нравственно-этические нормы, научить их взаимоотношениям со сверстниками, взаимодействию с окружающей природой. Во время чтения рассказов, сказок, былин, басен, пословиц, поговорок и т.д. младшие школьники овладевают способностью оценивать поступки героев как хорошие или плохие, умением отличать друг от друга правду и ложь, добро и зло, любовь и ненависть, честь и подлость, дружбу и предательство.

Для первоклассников в учебниках литературного чтения предназначены разделы «Учимся уму-разуму», «Читаем о родной природе», «О наших друзьях животных». Учащимся 2 класса будут интересны произведения, помещенные в разделы «О детях и для детей», «Рассказы, стихи и сказки о семье», «Произведения о животных», «Зарубежные сказки». В 3 и 4 классах морально-этические проблемы освещаются практически в каждом художественном тексте в рамках любого изучаемого раздела. Благодаря такому подходу к структурированию литературного материала у младших школьников формируется нравственный интеллект, умение сочувствовать, сопереживать, уважать культуру разных народов.

В 1 классе дети слушают народные песни, во 2 классе они знакомятся с их текстами, в 3 классе учащиеся читают и анализируют народные песни и былины, а в 4 классе – героические песни о покорении Сибири Ермаком, «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» и др.

Благодаря различным жанрам фольклора школьники знакомятся с богатым историческим прошлым нашей страны, с литературным культурным наследием как русского народа, так и народов других стран.

Так, во 2 классе дети изучают сказки народов мира. Например, они читают русскую сказку «У страха глаза велики», индийскую сказку «Золотая рыба», японскую сказку «Журавлиные перья», немецкую сказку «Бабушка Метелица». Характерной чертой сказок всех народов является победа добра над злом, сказки учат усердно трудиться, чтобы добиться цели, учат добру, справедливости, сопереживанию.

Любовь к родной природе развивают такие произведения, как «Ленивое эхо» И. Шевчука, «Синичкин календарь» В. Бианки, «Лед тронулся»
Э. Машковской, «Русский лес» И. Соколова-Микитова. Сопереживанию другим и сочувствию учит рассказ «Моя небольшая родина» М. Есеновского и др.

Таким образом, опираясь на УМК, можно сказать, что на уроках литературного чтения зарождается процесс формирования духовно-нравственных качеств младшего школьника. Развитие нравственного интеллекта – длительный процесс, и здесь не может быть быстрых результатов. Поэтому задача учителя – как можно раньше заложить в еще неокрепшие умы учащихся основные моральные ценности, понятия нравственных идеалов, чтобы в будущем из этих детей выросли достойные граждане России, обладающие всеми духовно-нравственными качествами, присущими нашему великому народу.

По мнению В.А. Сухомлинского, суть нравственного убеждения берет свое начало в детстве и раннем отрочестве, когда ребенок лишь в том случае различает добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость, когда они обладают яркой наглядностью, ему очевиден моральный смысл наблюдаемого и совершаемого [4: с. 172–176].

 

Литература

  1. Кузнецовa, А.Я. Гуманистическая философия образования: естественнонаучный взгляд / Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. – 48 с.
  2. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000. — 464 с.
  3. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения, т. 2. 1980. — 170 с.
  4. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. М., Просвещение», 1969, с. 172 — 176.
  5. Boss J. The Effect of Community Service Work on the Moral Development of College Ethics Students, Journal of Moral Education 23. – Illinois, 1994. – Р. 183- 189.

http://izvestia-ippo.ru/dobroradnykh-a-s-vozmozhnosti-metodiki/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *