Доброрадных А.С. | ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

магистрант Московского городского педагогического университета

Email: dobroradnykh@mail.ru

 

 

Материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «НАЧАЛЬНОЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Cтатья содержит философско-педагогический анализ влияния цифрового контента на воспитание нравственного интеллекта, формирование личности младших школьников. В статье представлен обзор некоторых цифровых образовательных платформ.

Человек понимает смысл образования как развитие умственных способностей, т.е. развитие интеллекта. Получить образование – значит научиться чему-то новому, овладеть компетенцией (компетенциями). Подготовка специалиста является главной целью современного образования. Несомненно, это так. Но не нужно забывать, что в понятие интеллект входит не только разум, но и духовность. Современные исследователи определяют интеллект как «способность ориентироваться в нестандартной ситуации – функциональное определение, а в логике – способность к умозаключениям, решению задач, способность создавать научные теории и др.» [1, c. 48]. Способность сострадать, сопереживать, любить являются неотъемлемой частью нравственной составляющей образованного человека, и человек нуждается в духовном развитии в той же степени, что и в познании науки. Поэтому развитие интеллекта – это также и развитие духовно-нравственных качеств, и, получая образование, человек тем самым развивается как личность, что дает нам право рассматривать процесс получения образования как синоним развития личности.

Путь к развитию целостной личности лежит через формирование нравственного интеллекта. Понятие «нравственный интеллект» ввел в 1994 году американский философ Д. Босс. Он опирается на исследования американского педагога и психолога Г. Гарднера, который выявляет семь видов интеллекта (лингвистический, логико-математический, музыкальный, пространственный, кинестетический, самоосознающий, социальный) и говорит о том, что интеллект может быть выражен множеством способов. Д. Босс определяет нравственный интеллект как единство мышления и чувственности, уважение к себе и другим, признание ценности других, наличие развитых эмпатических способностей. При этом понятие «уважение» подразумевает не только суждение, но и такие качества, как забота, эмпатия, вынесение нравственных решений [5, c. 183–189].

Воспитание нравственного интеллекта у детей является одной из главных задач в формировании личности учащихся. Первое, что слышит ученик, – это речь учителя, поэтому следует обратить особое внимание на культуру речи педагога. Рост прогресса, компьютеризация, цифровизация всех сфер деятельности человека вносят в нашу речь новые компоненты, и не всегда они гармонично вписываются в родной язык, а зачастую просто засоряют его, превращая речь в безграмотную мешанину из заимствованных слов, жаргона, молодежного сленга. Умение владеть языком – основа основ профессии учителя, и речь учителя должна быть образцом эталонного речевого поведения. Общество постоянно развивается, предполагая диалог различных культур, который построен на взаимодействии и взаимоуважении (толерантности). В процессе формирования нравственных качеств учащихся корректным будет употребление метода диалога и понимания, погружения ребенка в мир духовности, мир культуры посредством элитарной речи педагога, т.к. у младших школьников авторитет учителя довольно велик, и ребенок тщательно усваивает его речь.

Педагогами, психологами, методистами разработано множество эффективных методик по обучению детей, и они довольно успешно применяются на практике. Учитель должен понимать, что различные культуры формируют разнообразные подходы к воспитанию духовно-нравственных качеств в обществе и следует учитывать их взаимовлияние. В наше время происходит стремительный рост цифровизации во всех сферах образования, начиная с ВУЗов и заканчивая младшей школой. Несомненным плюсом цифрового пространства является обилие и доступность информации, яркая, интересная подача материала. Всё это привлекает детей к различного вида контенту: неокрепший ум цепляется за то, что красиво, интересно, модно. Кроме того, наличие смартфона значительно облегчает подготовку к уроку, написание доклада или сочинения, ведь можно просто списать с сайта то, что требуется. Скорость нахождения информации – большой плюс, но, к сожалению, при этом дети не углубляются в суть самой информации, а подходят к изучению материала поверхностно. Это и понятно: зачем напрягать ум, если можно всего лишь вбить в строку поиска на своем гаджете ключевые слова? Подобная доступность бывает опасна для ещё не сформировавшегося как личность школьника; дети пока не умеют отбирать, анализировать, систематизировать предлагаемую цифровым контентом информацию, и с воспитанием нравственных качеств это не имеет ничего общего. Скорее, наоборот: у школьников формируется поверхностное восприятие реальности, навязанные модными сайтами различного рода мысли и субкультура.

В недалеком будущем планируется заменить бумажные школьные учебники на электронные (Московская электронная школа (МЭШ) – первый шаг шаг в реализации этого направления). Предполагается, что у всех учеников должны быть на уроках планшеты, и они будут использовать только электронный носитель во время уроков. Получается, ребенок будет проводить у компьютера по 5–6 часов в день только в школе, а потом еще и какое-то количество времени вне школы. Насколько нам известно, многие дети уже имеют психологическую зависимость от гаджетов (это вид наркозависимости, практически ничем не отличающийся от зависимости от химических препаратов или алкозависимости: и там, и здесь происходит изменение сознания человека). По мнению А. Ревонсуо, главным характерным признаком изменённых состояний сознания (ИСС) являются системные изменения (относительно нормального состояния сознания) связи содержания переживаний с реальным миром, то есть в ИСС присутствуют искажения представления внешней реальности или осознания себя в виде галлюцинаций или иллюзий [2, с. 336]. Получается, что мы пытаемся помочь ребенку избавиться от игрозависимости, например, дома, ограничивая время игр, или у психолога, а в школе использование планшета станет обязательным условием обучения. Как тогда объяснять ребенку про вред компьютерных игр? Взрослый человек вряд ли справился бы с таким выбором и правильно распорядился бы им, что уж говорить о ребенке, у которого еще не сформирована система ценностей!  И речь здесь идет уже не о воспитании духовных качеств, а о спасении жизни, поскольку зависимые люди очень уязвимы, они больны, и их надо лечить точно так же, как, например, врач-эндокринолог лечит больного диабетом.

С другой стороны, с помощью интернета появилась возможность гораздо быстрее находить нужные книги, статьи; упростилась работа со словарями. Особое внимание стоит обратить на тот факт, что с появлением электронного доступа отпала необходимость идти непосредственно в библиотеку – достаточно зайти на сайт и вбить ключевые слова в строку поиска. На сегодняшний день электронный доступ предоставляют крупные библиотеки, например: Российская государственная детская библиотека, Национальная электронная библиотека, библиотека имени Горького, библиотека им. Н.А. Некрасова, электронно-библиотечная система «Айбукс» и т.д. Несомненно, возможность электронного доступа решает задачу поиска необходимой информации в кратчайшие сроки.

Также хотелось бы отметить некоторые очень эффективные платформы, которые уже довольно давно используются как учителями, так и учащимися. Например, Яндекс.Учебник. «Все задания этого контента полностью соответствуют требованиям ФГОС НОО, разработаны методистами на основании примерных программ. На площадке Яндекс.Учебника в Библиотеке сгруппированы по разделам упражнения разной степени сложности по классам, предметным курсам и темам, что существенно облегчает их поиск для учителей. Настройки фильтров помогают создать из карточек занятие, актуальное для конкретного класса, …дизайн больше похож на печатную основу рабочей тетради, что концентрирует внимание обучающегося на учебном материале» [4]. Кроме того, платформа Яндекс.Учебник доступна, легка в использовании и абсолютно бесплатна.

Еще одно приложение – «Барабук», очень хороший российский сервис флэш-карточек. Это образовательная цифровая платформа для детей, родителей и учителей, соответствующая требованиям ФГОС. «Барабук» — это сервис, помогающий заучиванию информации при помощи мобильных устройств. В школьной программе очень много информации, требующей запоминания; с помощью «Барабука» можно учить иностранные языки, химические и математические формулы, различные правила, исторические даты и т.д. Все карточки легко доступны и, самое главное, постоянно пополняются учителем. К тому же предусмотрена и опция совместной работы. Данная платформа пользуется всё большей популярностью как у школьников, так и у учителей.

Следует также отметить платформу Учи.ру, которая одобрена Министерством просвещения, и другой контент, который действительно помогает сделать дистанционное обучение более эффективным, способствующим развитию личности ребенка.

Конечно же, на дальнейшее развитие цифровизации влияет множество факторов: и общественное мнение, и государственная политика, и влияние зарубежных стран на нашу культуру и т.д. Ориентация общества на развитие общих нравственных и моральных ценностей приведет к расширение и углублению цифрового пространства с интересным, грамотно наполненным, содержательным материалом. В популярных поисковиках будут всплывать не навязчивая реклама развлекательных сайтов с увеселительными видео, глуповатыми картинками и таким же текстом, а интересные познавательные программы, которые в той же степени могут быть и красивыми, и весёлыми.  Только в этом случае можно будет говорить о цифровизации в целом как о хорошем инструменте в воспитании и формировании школьника. Цифровизация образовательной системы, становясь все менее контролируемым инструментом, вливается в нашу жизнь, изменяет наше мышление и поведение. Перед обществом стоит сложная задача: не допустить, чтобы зависимость от цифровых технологий стала новой болезнью века, чтобы свобода, развитие духовных качеств ограничивались и управлялись электронными технологиями.

 

Литература

  1. Кузнецовa, А.Я. Гуманистическая философия образования: естественнонаучный взгляд. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. – 48 с.
  2. Ревонсуо, А. Изменённые состояния сознания // Психология сознания / Перевод: А. Стативка, З.С. Замчук. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 336 с.
  3. https://barabook.ru/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 17.02.2021).
  4. Садченко Е.Ю. Сравнительный анализ платформ Учи.ру и Яндекс.Учебник при обучении младших школьников с использованием дистанционных технологий [Электронный ресурс] — gimnasyarnd.eduru.ru (дата обращения: 17.02.2021).
  5. Boss J. The Effect of Community Service Work on the Moral Development of College Ethics Students, Journal of Moral Education 23. – Illinois, 1994. – Р.183–189.

http://izvestia-ippo.ru/dobroradnykh-a-s-vliyanie-cifrovogo-ko/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *