магистрант Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва. Е-mail: dmitrienkola@mgpu.ru
Научный руководитель Полковникова Н.Б. к.п.н., доцент департамента педагогики ИППО ГАОУ ВО МГПУ
В статье раскрывается содержание исследований значения материнского фольклора, в частности колыбельной песни, для процесса позитивной социализации на этапе раннего детства. В статье представлен анализ психологических и педагогических исследований процесса социализации детей младенческого и раннего возраста. Дана психолого-педагогическая характеристика раннего детства, особенностей взаимодействия матери и ребёнка. В статье акцентируется внимание на роли общения матери и ребёнка в процессе социализации последнего. Отмечается важность их телесного и эмоционального контакта во время исполнения колыбельной. В статье приводится воспитательный потенциал фольклора в социальном развитии подрастающих поколений, в формировании личности ребёнка, в его обучении способам взаимодействия с окружающим миром. Приводится функционал колыбельной песни с точки зрения различных её исследователей: не только функция усыпления, но и педагогическая и оздоровительная функции. Колыбельная рассматривается как мощнейший метод привития социальных навыков средствами родного языка. В статье приводится анализ результатов исследования по использованию матерями колыбельных песен, материнские представления о функционале колыбельных и их роли в процессе ранней социализации ребёнка. На основании результатов анализа исследований определяется проблема исследования и предлагаются пути её решения. Даны рекомендации по подбору колыбельных песен для детей младенческого и раннего возраста с точки зрения максимального использования потенциала колыбельной в процессе позитивной социализации.
При решении жизненно необходимых, острых проблем в современном образовании все чаще применяются универсальные принципы народной педагогики, традиции народной культуры, исторически обеспечивающие самосохранение и развитие общества. Современные исследователи [2, 3, 7, 8, 9] подчёркивают, что воспитательный потенциал русской традиционной культуры, например значение фольклора, в формировании личности ребёнка, его обучении способам взаимодействия с окружающим миром, сложно переоценить.
Начиная с первого дня своего появления на свет, ребёнок окружён другими людьми. Момент рождения – одновременно и момент включения человека в социальное взаимодействие. Раннее детство является временем, на протяжение которого наблюдается наиболее быстрый рост ребёнка. Также быстротечно в младенческом возрасте происходит социальное развитие. У ребёнка очень мало времени, чтобы совершить путь от беспомощной новорожденности к активному младенчеству, когда минимальный набор врождённых реакций необходимо развить до способности присматриваться, прислушиваться, переходить к действиям, просить о помощи, привлекать внимание родных, радоваться их появлению. Задолго до появления первых слов малыш накапливает ценный опыт общения [2, 3].
Первый опыт взаимодействия, как правило, связан с матерью. Отношение матери к ребёнку запускает процесс формирования у малыша отношения к окружающему миру. Недостаточная забота о ребёнке со стороны матери в младенческий период, а именно физический дискомфорт, эмоциональное равнодушие к ребенку, негативно влияют на формирование отношения к социуму и общее психическое развитие малыша. Положительное эмоционально-окрашенное общение с ребёнком, уверенно-спокойное взаимодействие матери с малышом способствует формированию доверительной базы к людям в целом [3].
Общение матери с младенцем происходит в форме физических и эмоциональных контактов и поддерживается с помощью речи. Одним из способов общения матери и младенца в традиционной культуре является колыбельная песня.
Педагоги по-разному трактуют колыбельную песню. Е. Л. Мадлевская определяет колыбельную песню как произведение, назначение которого успокоить и усыпить ребёнка. К. В. Чистов рассматривает колыбельную песню как фольклорный жанр, стоящий на границе бытовой жизни и искусства [6]. Н. М. Мельников видит в колыбельной песне инструмент педагогического воздействия на младенца, который помогает ребёнку исследовать действительность, усвоить элементарные формы взаимосвязи предметов в окружающем мире [5]. А. Н. Мартынова, исследующая функции колыбельных песен, выделяет не только функцию усыпления, но и педагогическую и оздоровительную функции [4].
Исследователь детей раннего возраста К. В. Баландина убеждена в том, что мощнейшим методом привития социальных навыков является использование средств родного языка. Автор отмечает, что современность накладывает свой отпечаток на формат колыбельных песен, позволяя матерям использовать аудиозаписи, исполненные профессионалом, но, к сожалению, не матерью. Данный формат знакомства с колыбельной удобен современной матери, но не подходит ребёнку [1].
Для выяснения объективной картины по использованию колыбельной песни матерями, нами был проведён опрос с участием 30 респондентов, имеющих детей младенческого и раннего возраста. Для этого нами была использована гугл-форма, где предлагалось ответить на следующие вопросы:
- фамилия и имя мамы;
- количество детей в семье;
- поете ли Вы детям колыбельные?;
- назовите, какие?;
- для чего Вы поете ребенку колыбельные песни?;
- что Вы обычно делаете во время пения колыбельной?;
- что делает ребёнок во время пения колыбельной?
Так как нас особенно интересовали ответы на третий вопрос, проиллюстрируем результаты с помощью графической формы (Рис. 1).
Рис. 1. Результаты ответов на вопрос № 3 анкеты «Поете ли Вы детям колыбельные?»
Согласно Рис. 1, большинство современных родителей не используют колыбельные песни в общении с ребенком. При этом суммарный показатель матерей, поющих колыбельные своим детям и редко использующих такую форму общения, – 57%.
Также опрос показал, что колыбельные песни поются чаще в семьях с двумя и более детьми. Первым детям в семье колыбельные поются редко. Данный факт мы связываем с недостаточностью внимания молодых родителей к процессу живого общения с маленьким ребенком, уже в грудном возрасте (Рис. 2).
Рис. 2. Зависимость количества матерей, поющих детям колыбельные и избегающих такого типа взаимодействия с ребенком, от количества детей в семье
Рис. 3 демонстрирует, что превалирующей функцией колыбельной песни у обследуемых матерей является функция усыпления. Данный факт вполне ожидаем, поскольку само назначение колыбельной песни в видении обывателя – усыпление малыша.
Рис. 3. Процентное соотношение ответов о функциях колыбельной песни (вопрос № 5) при анкетировании матерей
Анализ ответов опрашиваемых матерей показывает, что очень многие родители хотят использовать колыбельные, но прибегают к пению самых распространенных, заурядных вариантов, что свидетельствует о том, что в данных семьях не произошла передача традиционных знаний от старшего поколения молодому.
К сожалению, ни одного ответа не содержит акцента на педагогической функции колыбельной, в рамках которой и находится процесс эффективного общения с ребенком, воздействие на его познавательную сферу и запуск процесса социализации.
В то же время, проведённый анализ психолого-педагогических исследований [2, 3, 4, 7, 8, 9] позволяет утверждать, что современные методические материалы, рекомендации матерям детей младенческого и раннего возраста по использованию колыбельных песен, в ходе взаимодействия с детьми, весьма разрозненны. Становится очевидным противоречие между значительным психолого-педагогическим потенциалом колыбельной песни и отсутствием современных научных исследований развития детей младенческого и раннего возраста средствами колыбельных песен. С целью педагогического просвещения и оказания информационной помощи родителям детей младенческого и раннего возраста мы сочли необходимым разработать комплекс психолого-педагогических рекомендаций родителям и педагогам по использованию колыбельной песни в процессе ранней позитивной социализации детей.
Активизируя процесс социализации ребёнка младенческого или раннего возраста посредством колыбельной песни, следует обратить внимание на подбор колыбельных песен. Следует подбирать такие колыбельные песни, которые позволяют акцентировать ребёнка на самом себе, на своем образе «Я». Соответственно, это колыбельные, которые содержат обращение к малышу по имени, например:
Спи-ко, голубочек, милый соколочек.
Спи-ко (имя) по дням, ты расти по часам…
Ввиду важности телесного взаимодействия матери и ребенка с психологической точки зрения, необходимо поддерживать телесный контакт с ребёнком во время пения колыбельной. Так как контактируя с малышом, мать способствует формированию у ребёнка осмысленного образа своего тела. В свою очередь, образ телесного «Я» для ребёнка становится фундаментом для развития личности, поскольку осознание существования своего тела является критерием правоты утверждения «я существую», а также, способствует появлению ощущения взаимодействия с объектами внешней среды. Не случайно колыбельные, способствующие формированию у ребёнка понимания своего тела, записывались и сохранялись: «… Колотушки не подушки, С них головушка болит, На постелю спать клонит».
Правильно подобранные и регулярно исполняемые тексты колыбельных песен, способствуют успешному формированию «базового доверия к миру» – интуитивной искренней уверенности малыша в том, что его жизнь прекрасна, а если случится что-то плохое, то родители обязательно придут на помощь. Такое интуитивное, глубинное чувство базового доверия становится основой жизненного оптимизма во взрослой жизни. Посредством колыбельной песни мать программирует ребёнка на выстраивание системы отношений в социуме, локализирует жизненные цели своего ребенка.:
… Спи по ночам, расти по часам.
Вырастешь велик, будешь в золоте ходить,
В серебре почивать!
Таким образом, значение и педагогические функции колыбельной песни очень велики. Грамотное использование колыбельных песен способствует всестороннему развитию и воспитанию ребенка в раннем детстве. А перечисленные нами психолого-педагогические рекомендации по отбору репертуара колыбельных песен могут быть на практике использованы матерями, с целью ранней позитивной социализации своих детей.
Список литературы
- Баландина К. В. Колыбельная – инструмент формирования гендерных позитивных социальных компетенций у детей раннего возраста // Челябинский гуманитарий. 2015. № 1 (30). С. 42–45.
- Караблина О. В., Полковникова Н. Б. Эффективность семейного клуба как формы сотрудничества детского сада и семьи по формированию ценностных основ личности дошкольников // Современное дошкольное образование. 2010. № 4. С. 68–71.
- Козлова С. А., Кожокарь С. В., Ганичева А. Н., Дубровская Е. А., Калишенко В. Д., Флегонтова Н. П., Крулехт М. В., Полковникова Н. Б., Шахманова А. Ш., Шукшина С. Е., Демидова Н. И., Полосухина Е. О. Социализация детей в дошкольном возрасте. Учебное пособие. М . : Юрайт. 2019. Сер. 11 Университеты России. 195 с.
- Куприянова С. О. Номинации адресата в колыбельных песнях // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2016. № 3. С. 24–33.
- Мельников Н. М. Русский детский фольклор. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.studmed.ru/melnikov-m-n-russkiy-detskiy-folklor_ce84b984a5a.html (дата обращения 15.03.2022).
- Панченко А. А. К. В. Чистов и Б. Н. Путилов о теории фольклора // Шаги / Steps. 2021. Т. 7. № 2. С. 53–69.
- Полковникова Н. Б. Аксиологические составляющие процесса формирования межличностных отношений детей и взрослых. Дисс. … канд. пед. наук. М. : МГПУ. 2010. 236 с.
- Полковникова Н. Б. Задачи поликультурного образования ФГОС ДО и психолого-педагогические условия их реализации / Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. М. 2018. № 3–3. 748 с. С. 551–556.
- Полковникова Н. Б. Формирование этнической идентичности в раннем детстве / Ребёнок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. М. : МГПУ. 2021. 526 с. С. 386–388.
http://izvestia-ippo.ru/dmitrienko-l-a-pozitivnaya-socializac/