Дмитриенко Л. А. | КОЛЫБЕЛЬНАЯ КАК СРЕДСТВО ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ

г. Москва

dmitrienkol@yandex.ru

Научный руководитель Полковникова Н. Б.

канд. пед. наук, доцент департамента педагогики

ИППО ГАОУ ВО МГПУ

В статье рассматривается педагогический потенциал материнского фольклора, его роль в процессе позитивной социализации на этапе раннего детства. Отмечается важность раскрытия этого потенциала среди родителей и воспитателей.

Социализация представляет исключительную значимость для развития личности. Понятие социализации весьма обширное и разностороннее по содержанию.  В разных культурах свои особенности и требования к умениям и качествам компетентного члена общества. Вопросами изучения социализации занимались многие социологи, психологи и педагоги. Д. Б. Эльконин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев внесли большой вклад в исследование проблемы социализации. С точки зрения культурно-исторической психологии Л. С. Выготского социализация ребёнка – это не только усвоение общественного опыта, но и человеческой культуры.

Социализация – это формирование личности, которое начинается с первых минут жизни человека [1]. По мнению Н. Б. Полковниковой, социализацию можно рассматривать как самоидентификацию человека с обществом путём формирования своей системы отношений [2].

По утверждению исследователей из научной школы С. А. Козловой [1], первые годы жизни – это ключевой период для социального, интеллектуального и личностного развития ребёнка. Для успешной социализации ребёнку предстоит не только принять этот мир, усвоить законы его существования, но и научиться вносить своё видение мира в процессе взаимодействия с ним.

Институтом первичной социализации является семья и, принимающие всё большее участие в процессе социализации на этапе раннего детства, дошкольные образовательные организации. Следует признать, что в современном обществе семья утрачивает те фундаментальные позиции, которые она занимала в традиционных обществах.  Тем не менее, роль семьи в процессе социализации остаётся весьма важной [1].

Традиционно в семье оттачивались традиции ухода за малолетними детьми, приёмы освоения ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых в жизни [1].  Такие тексты мы можем слышать в материнском фольклоре. Материнский фольклор является первым источником житейской мудрости для ребёнка на этапе раннего детства [3].

Колыбельная песня – древнейший жанр песенного народного творчества, сконцентрировавший в себе опыт многих поколений. Интонационная и образная выразительность колыбельных песен способствует образованию эмоционального поля, в котором ребёнок ощущает себя любимым и защищённым. Нежное отношение к ребёнку, многообразие телесного и эмоционального общения с матерью, во время исполнения колыбельной, способствует формированию так называемого «базового доверия к миру», что имеет огромное значение для всей его будущей жизни [3].

В результате эксперимента учёных Туринского университета под руководством Ф. Гарбарини, выяснилось, что через два дня после рождения мозг ребёнка может реагировать на одновременную тактильную и слуховую стимуляцию так же, как и мозг взрослого человека. Более того, в ответ на удар током совместно со звуком, звучащим рядом, амплитуда вызванного потенциала мозга младенцев была выше, чем в случае, если звук звучал вдали. Это свидетельствует о том, что мультимодальная система понимания границ своего тела в пространстве доступна ребёнку сразу после рождения.

В процессе постоянного взаимодействия с окружающим миром, опосредованного через мать, происходит осознание ребёнком своего тела. Ощущение комфорта и безопасности ребёнком в руках матери, адекватная реакция матери на возрастающие потребности ребёнка, все это отражается на формировании образа тела и отношения к себе [3].

Колыбельная песня развивает базу освоения родного языка. Материнский фольклор играет значительную роль в становлении картины мира у маленьких детей в период раннего детства и в традиции, и в современности.  Колыбельная песня – это своеобразная культурная программа, которая нацелена на символическую презентацию основных пространственных координат мира, в которые попадает ребёнок после появления на свет.  В процессе изучения текстов колыбельных песен было выявлено, что они содержат основные понятия о традиционной модели мирозданья, о месте ребёнка в нём, о социальных и нравственных нормах, о добре и зле [1].

Но в то же время, педагогический потенциал материнского фольклора в процессе позитивной социализации на этапе раннего детства, как показывает практика, недостаточно рассматривается в научной педагогической и методической литературе. Кроме того, имеет место тот факт, что современные родители, преимущественно, не знают, не имеют времени, привычки и потому не используют педагогический потенциал материнского фольклора. Глубинный характер и значительный диапазон этого потенциала проявляется при его демонстрации и передаче взрослому, что, в свою очередь, способствует раскрытию педагогического потенциала самих родителей и воспитателей.

Таким образом, мы видим противоречие между необходимостью положительной социализации ребёнка и недостаточностью использования на практике родителями и воспитателями колыбельной песни как педагогического средства. Данная проблема представляется очень важной, поэтому наше исследование направлено на теоретическое обоснование психолого-педагогического сопровождения позитивной социализации в раннем детстве посредством колыбельной песни. Обозначен объект – процесс социализации в раннем детстве. Определён предмет – колыбельная как средство позитивной социализации в раннем детстве. Мы предположили, что включение колыбельной песни в процесс социализации на этапе раннего детства, сделает его позитивным и более эффективным. Исходя из этого, решение задачи по теоретическому обоснованию педагогического потенциала колыбельной песни как средства социализации в раннем детстве, приблизит нас к достижению цели исследования.

Колыбельная песня, как древнейший жанр песенного народного творчества, изучался в различных аспектах: фольклористическом, литературоведческом (В. П. Аникин, Г. С. Виноградов, и другие); музыкальном (Л. В. Дёмина, И. С. Карабулатова и другие); лингвистическом (И. И. Архипова и другие); педагогическом (А. Н. Мартынова, М. Н. Мельников и другие).

Т. И. Калужникова видит колыбельную как один из каналов, через который ребёнку передаются самые первые представления о механизмах ритуализированного акустического общения, сложившегося в социуме.  Кара-оол Чинчи рассматривает материнский фольклор как средство воздействия со стороны взрослых, направленное на формирование личности ребёнка как человека этого мира в период раннего возраста.  Исследование колыбельной песни Д. М. Мухамадиевой находится на стыке фольклористики, этнолингвистики, психолингвистики, коммуникативной лингвистики, невербальной коммуникации. Автор говорит о формировании посредством колыбельной картины мира и стереотипов поведения. С. М. Лесин, Л. Е. Осипенко, Н. Б. Полковникова, Е. О. Чубрик и другие считают, что фольклор является основным средством формирования личности на первых этапах развития ребёнка [4].

А. Б. Теплова в своём исследовании рассматривает педагогический потенциал материнского фольклора в процессе становления картины мира современного ребёнка на раннем этапе онтогенеза в семье, в пространстве детско-взрослой общности «мать и дитя» [3].

Особый интерес представляет взгляд М. В. Осориной на эту проблему. Автор рассматривает материнский фольклор как средство для построения картины мира ребёнка, основу формирования символического мышления, направленного на понимание мира и себя, осознания смысла своего существования.  Колыбельная песня разворачивает перспективу будущей самостоятельной, взрослой жизни ребёнка, закладывает систему отношений в общественном пространстве, определяет цели жизни ребёнка, её границы и её конечность.

Невзирая на различные подходы в изучении колыбельной песни в рассмотренных исследованиях, авторами подтверждается позитивный вклад колыбельной песни в процесс социализации на этапе раннего детства. Исходя из этого, следующей задачей нашего исследования видится определение пути передачи педагогического потенциала колыбельной песни родителям и воспитателям дошкольных образовательных организаций.

 

Литература

  1. Козлова С. А., Кожокарь С. В., Ганичева А. Н., Дубровская Е. А., Калишенко В. Д., Флегонтова Н. П., Крулехт М. В., Полковникова Н. Б., Шахманова А. Ш., Шукшина С. Е., Демидова Н. И., Полосухина Е. О. Социализация детей в дошкольном возрасте. Учебное пособие / М. : Юрайт. 2019. Сер. 11 Университеты России (2-е изд.). 195 с.
  2. Полковникова Н. Б. Аксиологические составляющие процесса формирования межличностных отношений детей и взрослых. Дисс. … к.п.н. М. : МГПУ. 2010. 236 с.
  3. Теплова А. Б. Педагогический потенциал материнского фольклора и традиционной игрушки для становления картины мира современного ребенка. Автореф. дисс. … к.п.н. М. 2013. 23 с.
  4. Polkovnikova N. B., Osipenko L. E., Lesin S. M. Folklore Tale for Young Children Precuring a Polyculture Textbook / TSNI 2021 – Textbook: Focus on Student`s National Identity. Moscow. 2021.

http://izvestia-ippo.ru/dmitrienko-l-a-kolybelnaya-kak-sreds/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *