Дирюгина Е. Г. | СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Руководитель направления «Методология и оценка»

Программы по развитию личностного потенциала

Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»

соискатель, ГАОУ ВО МГПУ, Москва

Email: diryuginа@yandex.ru

Научный руководитель:

Ясвин В. А.

доктор психологических наук,

профессор, ГАОУ ВО МГПУ, Москва

материалы II Международной научно-практической онлайн-конференции «Психология одаренности и творчества» 

Исследование выполнено при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»

В работе рассмотрена корреляция между модальностью школьной среды и уровнем креативности учащихся на выпуске из начальной школы. Для определения креативности учащихся используется автоматизированный инструмент мониторинга 4К, а для экспертизы модальности среды – метод векторного моделирования. Показана значимая положительная связь доли творческой среды и среды свободы с долей учащихся с продвинутым уровнем креативности и детальности как одного из ее компонентов.

Введение. Согласно современным исследованиям, доля нерутинных когнитивных задач в общем количестве жизненных и профессиональных проблем, с которыми сталкивается человек, с каждым годом возрастает [6]. Все чаще требуется создавать принципиально новые подходы к деятельности, внедрять их и доводить до окончательного решения. Ключевой компетенцией, позволяющей справляться с задачами такого типа, является креативность, которая сегодня включается в состав ожидаемых результатов школьного образования. Актуальным становится вопрос: каким образом школа может повлиять на формирование креативности у детей?

В рамках данной работы креативность определяется как способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, найти ответы на вопросы, стоящие перед субъектом или способы выражения идей в прикладных разработках [7]. В таком представлении креативность – комплексная компетенция, для которой важны не только когнитивные процессы, но и черты личности, эмоциональные аспекты, присущие конкретному человеку [4]. Черты характера, ценности и установки развиваются постепенно, через множество разнообразных ситуаций и погружение в культуру [5]. В ряде исследований продемонстрировано, что на креативность значительное влияние оказывает контекст, социальные факторы, среда, в которой проявляется креативность [2,3]. Таким образом, вопрос о возможностях школы получает дополнительный фокус: какой должна быть школьная среда для формирования креативности учащихся?

Методики исследования. Диагностика креативности. Для измерения креативности школьников использован инструмент мониторинга 4К (критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация), разработанный в Центре психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Инструмент представляет собой задания сценарного типа в компьютерной форме, разработанные в рамках подхода Evidence-Centered Design. Этот подход предполагает измерение непосредственно наблюдаемого поведения, как свидетельства сформированности некоторого латентного конструкта.

В инструменте оцениваются две субкомпетенции креативности: оригинальность – необычность, нетипичность разрабатываемых решений поставленных проблем и детальность – умение тщательно продумать решение проблемы и детально проработать его, создав целостный образ. Общий балл по креативности вычисляется как средняя оценка по двум составляющим.

Выделяется три уровня.

  1. Развивающийся. Учеником предлагаются в основном типичные, ожидаемые, не оригинальные идеи, которые не содержат большого количества деталей и могут быть не продуманы до конца.
  2. Базовый. Идеи ученика могут быть детально проработаны и продуманы, но при этом не новы, типичны. Или наоборот, идеи оригинальны, но слабо проработаны, с малым количеством деталей.
  3. Продвинутый. Ученик демонстрирует умение придумывать оригинальные идеи и при этом доводить их до конца, снабжать всеми необходимыми деталями, для того, чтобы задуманный им образ был завершенным.

Экспертиза школьной среды. Использован инструмент векторного моделирования школьной среды, разработанный В.А. Ясвиным [1], выделяющий четыре типа среды на основе двух параметров: свобода/зависимость и активность/пассивность. Активность понимается как наличие таких свойств, как инициативность, стремление к чему-либо, упорство в этом стремлении, борьба личности за свои интересы, отстаивание этих интересов и т. п.; соответственно, пассивность – как отсутствие этих свойств; свобода связывается с независимостью суждений и поступков, правом выбора; зависимость понимается как послушание, исполнительность, приспособленчество. При диагностике типа среды используются критерии, представленные в Таблицах 1 и 2.

Таблица 1 – Критерии определения среды как среды свободы или зависимости

Свобода Зависимость
Приоритет личностных интересов и ценностей над общественными Приоритет общественных интересов и ценностей над личностными
Доминируют ситуации, когда педагог подстраивается к ребенку (или, по крайней мере, существует стремление педагогов к такому положению) Ребенок вынужден приспосабливаться к своим педагогам
Ориентация на индивидуальную форму воспитания Приоритет коллективного воспитания

Таблица 2 – Критерии определения среды как среды активности или пассивности

Активность Пассивность
Отсутствие формальных наказаний Наличие системы формальных наказаний (используемой прямо или опосредованно)
Положительное подкрепление инициативы ребенка (сознательное и бессознательное) Проявленная ребенком инициатива, как правило, может обернуться для него различного рода проблемами
Творчество ребенка стимулируется и подкрепляется оценкой Творческие проявления ребенка игнорируются, остаются, как правило, незамеченными и неоцененными

По итогам педагогической экспертизы в анализируемой образовательной среде определяется доля представленности каждого из четырех базовых типов среды:

  • догматическая, способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка;
  • карьерная, способствующая развитию активности и зависимости ребенка;
  • безмятежная, способствующая свободному развитию, но обусловливающая формирование пассивности ребенка;
  • творческая, способствующая свободному развитию активного ребенка.

Выборка исследования. В исследовании приняли участие 13 школ Калужской и Ярославской областей. Мониторинг среды был проведен управленческими командами школ при участии педагогов и учащихся в апреле 2019 года. В ноябре 2019 года в диагностике креативности приняли участие 466 учащихся 4-х классов.

Результаты. В Таблице 3 приведены результаты по каждой школе: доля учащихся, продемонстрировавших развивающийся/продвинутый уровень  оригинальности/детальности/креативности (в общем); доли творческой/карьерной/безмятежной/догматической среды.

Таблица 3 – Результаты эмпирического исследования креативности школьников и модальности образовательных сред

Рассчитан коэффициент корреляции Спирмена между долями учащихся с тем или иным уровнем креативности и модальностью среды (Таблица 4).

Таблица 4 – Коэффициенты корреляций между параметрами креативности и типами образовательных сред

Творческая среда Среда активности Среда свободы
Продвинутый уровень оригинальности 0,17 0,28 0,09
Продвинутый уровень детальности 0,12 -0,28 0,29
Продвинутый уровень креативности (общий балл) 0,40 -0,14 0,50
Догматическая среда Среда пассивности Среда зависимости
Развивающийся уровень оригинальности 0,13 0,37 -0,26
Развивающийся уровень детальности 0,02 0,06 0,31
Развивающийся уровень креативности (общий балл) 0,11 -0,26 -0,08

Для уровня статистической значимости 0,05 (Rкр = 0,56) не было выявлено значимых корреляций. При этом анализ данных показывает, что в большинстве случаев доле творческой среды выше среднего соответствует доля детей с высокими результатами по креативности выше 25%. И наоборот, доле творческой среды ниже среднего соответствует доля детей с высокими результатами по креативности ниже 25%. Исключение составили результаты для двух школ – 4-й и 12-й из списка школ в таблице №3, являющихся соответственно единственной гимназией и единственным лицеем в выборке: при низкой доле творческой среды их учащиеся показали высокие результаты по креативности. Такой результат может быть следствием системы предварительного отбора одарённых детей в эти школы. В связи с этим следующим шагом расчеты коэффициента корреляции были проведены для выборки, из которой были исключены результаты лицея и гимназии (Таблица 5).

Таблица 5 – Коэффициенты корреляций между параметрами креативности и типами образовательных сред (выборка без гимназии и лицея)

Творческая среда Среда активности Среда свободы
Продвинутый уровень оригинальности 0,42 0,30 0,31
Продвинутый уровень детальности 0,55 -0,16 0,67
Продвинутый уровень креативности (общий балл) 0,76 -0,11 0,82
Догматическая среда Среда пассивности Среда зависимости
Развивающийся уровень оригинальности 0,12 0,36 -0,16
Развивающийся уровень детальности 0,06 0,06 0,55
Развивающийся уровень креативности (общий балл) 0,05 -0,20 -0,18

Для выборки, исключающей лицей и гимназию, были показаны статистически значимые корреляции между долей учащихся с продвинутым уровнем креативности и долей творческой среды, а также долей среды свободы; между долей учащихся с продвинутым уровнем детальности и долей среды свободы (Рисунок 1).

 Рисунок 1. Результаты корреляционного анализа креативности обучающихся и модальности среды

Обсуждение. В рамках исследования был проверен ряд гипотез.

Первая гипотеза состояла в том, что в творческой среде креативность учащихся выше, а в догматической – ниже. Частично гипотеза получила подтверждение: выявлена высокая сила положительной связи между долей творческой среды и долей учащихся с продвинутым уровнем креативности. Однако не наблюдается значимой связи между долей догматической среды и долей учащихся с развивающимся уровнем креативности и ее компонентов.

Вторая гипотеза состояла в том, что в «активных» средах (творческая + карьерная) выше доля учащихся с продвинутым уровнем креативности, а в пассивных (догматическая + безмятежная) выше доля с развивающимся уровнем. Эта гипотеза была основана на том, что в число ключевых критериев активности входит критерий: «творчество ребенка стимулируется или может быть оценено». Однако эта гипотеза на данный момент не получила подтверждения.

Третья гипотеза состояла в том, что среде «свободы» (творческая + безмятежная) будет свойственна более высокая креативность; среде «зависимости» (карьерная + догматическая) – более низкая. Эта гипотеза опирается на исследования, согласно которым зависимость учащихся приводит к снижению у них креативности и мотивации, к использованию неэффективных стратегий решения проблем, ориентации на внешнюю мотивацию, отсутствию жизнестойкости при столкновении с трудностями; а развитие независимости, напротив, коррелирует с готовностью к вызовам; вовлеченностью, внутренней мотивацией, ростом самооценки и самоэффективности, упорством и стремлением быть рефлексивными, находчивыми и эффективными [5, с.55]. Все эти факторы в свою очередь также могут влиять на способность решать креативные задачи. Первая часть гипотезы получила подтверждение: обнаружен высокий уровень положительной связи между долей среды свободы и долей учащихся с продвинутым уровнем креативности, а также значимая положительная связь между долей среды свободы и долей учащихся с продвинутым уровнем детальности.

Заключение. Дальнейшие перспективы исследования средовых факторов формирования креативности школьников включают в себя проведение аналогичных исследований на учащихся основной школы, а также анализ корреляции между модальностью среды и динамикой развития креативности учащихся при использовании специальных педагогических технологий по формированию 4К на занятиях.

Список литературы

  1. Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. – М.: Народное образование, 2019. – 448 с.
  2. Barbot B., Besançon M., Lubart T. Assessing creativity in the classroom. — The Open Education Journal, 2011. – 4, 124-132.
  3. Besançon M., Lubart T. Differences in the development of creative competencies in children schooled in diverse learning environments. — Learning and individual differences, 2008. — 18(4), 381-389.
  4. Lucas B., Claxton G., Spencer E. Progression in Student Creativity in School: First Steps Towards New Forms of Formative Assessments. OECD Education Working Papers No. 86. – OECD Publishing, 2013. — 45pp.
  5. Ritchhart R. Creating cultures of thinking. — San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2015. – 367pp.
  6. The Future of Jobs: Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution. Global Challenge Insight Report. — World Economic Forum, 2016. -167pp.
  7. New Vision for Education. Unlocking the Potential of Technology. – World Economic Forum, 2015. – 32pp.

The correlation between the modality of school environment and the level of creativity of primary school graduates is investigated. An automated 4K monitoring tool is used to assess students’ creativity, and a vector modeling method is used to assess the modality of environment. A significant positive correlation between the creative environment and the environment of independence with the percentage of students with an advanced level of creativity and detailing is shown.

Keywords: creative environment; environment of independence; creativity; originality; detailing.

http://izvestia-ippo.ru/diryugina-e-g-sredovye-faktory-formir/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *